На рынке лизинговых услуг снова наступило некоторое оживление. По общему мнению, самое страшное уже позади. Уцелевшие лизинговые компании подсчитывают убытки и потихоньку начинают облегчать условия выдачи кредитов и снижать требования к лизингополучателям. Если верить прогнозам, уже в текущем году можно ожидать роста объемов лизинга на 13-15%.
Елена Дергач, заместитель генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг» (Владивосток) по Западно-Сибирскому региону
Игорь Смуров, генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток в Новосибирске
Тяжелый 2009-й
За 2009 год объем лизинговых сделок на российском рынке в целом сократился в пять-семь раз, а по направлению строительной и тяжелой техники – еще больше. Кроме того, как пояснила заместитель генерального директора ЗАО «ДельтаЛизинг» (Владивосток) по Западно-Сибирскому региону Елена Дергач, на снижение спроса оказало большое влияние развитие вторичного рынка оборудования: в условиях увеличения «плохих кредитов» банки и лизинговые компании вынуждены были изымать имущество у неплатежеспособных клиентов. Это дало возможность предприятиям малого и среднего бизнеса приобрести бывшую в эксплуатации коммерческую технику в лизинг на выгодных условиях, а заодно поддержало на плаву многие лизинговые компании, которым в противном случае грозило банкротство. Однако нельзя забывать и о том, что изъятая техника уходила с неизбежными потерями в стоимости, так что даже «большая распродажа» спасла далеко не всех. Можно смело сказать, что вторая половина 2009 года стала самым пиком кризиса в сфере лизинговых услуг.
Проблема выживания
Основная проблема компаний, занимавшихся лизингом строительной, тяжелой, грузовой техники, заключалась в том, что они попали в своеобразный замкнутый круг. Застой в строительной отрасли резко урезал доходы строительных компаний. Строители не смогли расплачиваться по старым лизинговым договорам, не говоря уже о том, чтобы получать новые. Это, в свою очередь, ударило по лизингодателю. С другой стороны, в первые же недели кризиса в полной мере проявилась слабость российских финансовых институтов. Банки, услугами которых пользуются лизинговые компании, после того, как у них иссякли возможности привлечения зарубежных финансов, оказались не в состоянии обеспечить рынок доступными средствами. В итоге, получить новые кредитные средства даже для стабильных компаний оказалось делом трудным, а иногда и просто невозможным. Заключение лизинговых договоров сопровождалось серьезнейшими проверками и условиями, и далеко не все клиенты были способны такую проверку пройти. В этой ситуации выжили, прежде всего, те финансовые структуры, которые, несмотря на общую тяжесть ситуации, предпочли не «топить» своих клиентов и не стали существенно ужесточать условия лизинга, пересматривать графики платежей и массово изымать технику.
[«Наша компания всегда старается пойти навстречу заемщикам, предоставляя, например, реструктуризацию кредита в случаях, когда она была объективно необходима», - рассказывает генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток в Новосибирске Игорь Смуров. ]
Аналогичного подхода придерживается и «ДельтаЛизинг». На протяжении всего тяжелого 2009 года она предлагала своим клиентам относительно мягкие условия получения лизинга. Основной тенденцией, по словам специалистов, становится смягчение условий лизинга и более либеральный подход к клиенту, которому больше не нужно предоставлять огромное количество документов в доказательство своей надежности. Как правило, наиболее просто получить лизинг тем компаниям, которые работают на строительном рынке не первый год и находятся в относительно благополучном финансовом положении. Со своей стороны лизингодатель готов работать с такими клиентами на условиях намного более легких, нежели годом ранее. Стандартные условия лизинга спецтехники сегодня выглядят следующим образом. Оплата производится как в валюте, так и в рублях, размер авансового платежа составляет 10-15%. Стоит отметить, что совсем недавно в некоторых компаниях авансовый платеж за технику составлял не 10-15%, а 20%, а нередко и 30%. Существенное снижение авансового платежа – важный шаг к оздоровлению ситуации.
[ «Сегодня период наибольшего напряжения на рынке лизинговых услуг подходит к концу, – говорит Елена Дергач. - Большая часть проблемных клиентов либо уже расторгли договоры лизинга и вернули имущество, либо вышли из зоны проблемности и вошли в график лизинговых платежей». ]
Заглядывая в будущее
В настоящий момент ситуация на рынке лизинговых услуг остается достаточно сложной, но поводы для осторожного оптимизма есть. Во-первых, за 2009 год рынок очистился от лишних игроков, выжили наиболее крепкие и сильные компании. Во-вторых, судя по всему, дно кризиса в строительной отрасли достигнуто и дальнейшего падения не предвидится. Более того, в ожидании нового строительного сезона происходит некоторое оживление отрасли, что сразу же отражается и на рынке лизинговых услуг. Сказалось и то, что федеральные программы по строительству не были свернуты и продолжали финансироваться. Все это, по мнению генерального директора «ДельтаЛизинг», позволяет надеяться на существенное оживление рынка и его рост на 10-15% по сравнению с 2009 годом. Игорь Смуров хотя и соглашается с тем, что стабилизация началась, все же склонен связывать дальнейший рост или стагнацию, прежде всего, с общей экономической ситуацией и состоянием строительной отрасли в частности. Некоторые признаки экономического роста в начале 2010 года дают основания надеяться на лучшее. Но, по общему мнению, масштабного роста рынка лизинговых услуг следует ожидать не ранее, чем через год-полтора после общего оздоровления экономической ситуации.