+79139857900

Объемы продаж новых автомобилей в 2013 году: замедление

26 августа 2013 в 13:18

Итоги развития автомобильного рынка Сибири в первом полугодии 2013 года засвидетельствовали начавшуюся рецессию. Аналитики группы изданий «Авто Медиа» обнаружили ряд новых тенденций и выяснили причины, почему сибиряки питают особое расположение к отдельным автомобильным брендам. О том, что происходит на авторынке региона, узнавал наш корреспондент. 

 

Еще год назад все участники автомобильного рынка были заражены вирусом оптимизма. Да и как не быть оптимистом? Доходы населения росли, банки предлагали отличные условия автокредитования, открывались новые автосалоны официальных дилеров различных брендов, а объемы продаж автомобилей уже тогда превысили докризисный уровень 2008 года. Тогда казалось, что такая благостная картина продлится на рынке бесконечно долгое время. Но первый «тревожный звонок» прозвучал уже поздней осенью. Дилеры заговорили о прекращении роста, одновременно в СМИ не утихали разговоры о тени кризиса.

Но если статистика по итогам 2012 года зафиксировала небывалый рост, то теперь, согласно предоставленным данным аналитического агентства «Автостат», нам приходится констатировать другую тенденцию на автомобильном рынке Сибири и Новосибирской области - начавшийся спад. Правда, аналитики считают, что снижение объемов продаж автомобилей в 2013 году пока выглядит как корректировка после бурного роста, поэтому не будем сгущать краски, а посмотрим объективно на новые тенденции на автомобильном рынке.

По результатам первого полугодия 2013 года объемы продажи легковых автомобилей в России снизились на 6% в штучном выражении (1,25 млн автомобилей) и на 4,7% ($32,6 млрд) в денежном выражении. Это во многом объясняется постепенным схождением на нет эффекта отложенного спроса, который активно проявлялся в посткризисный период. Аналитики именно так оценивают состояние автомобильного рынка в стране. Потребительская активность населения немного снизилась, и это в первую очередь отражается на автомобильном рынке. Сделаем акцент и на таком интересном факте: объемы продажи импортных машин и автомобилей российских брендов сократились на 12% и 13% соответственно, тогда как иномарки российского производства стали покупать чаще - рост составил 1,7%.

Если в прошлом году за первую половину года автомобильная Сибирь впервые в своей истории преодолела символический уровень в 100 000 новых автомобилей, то сегодня рынок несколько не дотянул до этого символического значения (см. табл. 1). Настораживает и такой факт. Автомобильная Сибирь быстрее других регионов сдает набранные позиции. Если спад объемов продаж автомобилей в среднем по стране за первую половину года составил чуть более 6%, то показатель в СФО в два раза превысил общероссийский результат. Это не очень приятный сюрприз, если учесть тот факт, что в посткризисные три года наш автомобильный рынок развивался более высокими темпами, чем среднероссийские показатели. Новосибирский автомобильный рынок в первом полугодии демонстрировал меньший спад, а его показатель замедления оказался примерно равным среднему по России.

Итоги второго полугодия 2013 года могут быть более оптимистичными, благодаря возобновлению с 1 июля программы льготного автокредитования, которое подтолкнет вверх объемы продаж автомобилей, прежде всего недорогих автомобилей стоимостью до 750 тыс. руб. Это в свою очередь укрепит позиции ряда автомобильных брендов. Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер полон оптимизма: «Несмотря на то, что темпы замедления рынка достигли максимума во втором квартале, есть причины, по которым мы можем ожидать постепенного улучшения ситуации». 

 

Битва за лидерство

Спад объемов продаж автомобилей на рынке, как показывает опыт прошлых лет, позволяет одним брендам укрепить позиции, а другим - ослабить. Пока рано говорить о том, какой в самой ближайшей перспективе станет расстановка автомобильных брендов в новосибирском автомобильном топ-листе. Но уже сейчас здесь, в Новосибирске, обозначилась захватывающая борьба за лидерство между японской маркой Toyota и французским брендом Renault (см. табл. 2). Глобально уToyota все отлично. Она, по итогам полугодия, подтвердила титул крупнейшего в мире автопроизводителя, вывела на рынок новое поколение Corolla – самую продаваемую модель в истории человечества, которая с результатом в 40 млн занесена в книгу рекордов Гиннеса. и если сбудутся намеченные планы, то японский автоконцерн впервые в мире преодолеет отметку в 10 млн произведенных автомобилей в год. В Новосибирске она бессменный многолетний лидер местного автомобильного рынка. Но сейчас ей «на пятки» наступает французский бренд Renault, который по итогам первого полугодия, с разницей всего в 35 автомобилей, занял вторую строчку автомобильного рейтинга новосибирского региона.

На самом деле, если рассматривать соперничество Renault и Toyota под другим углом зрения, то можно смело говорить – это фактически борьба за лидерство двух разных сегментов на автомобильном рынке. Поясним. Согласно последним исследованиям автомобильного рынка страны, проведенным аналитическим агентством «Автостат», средневзвешенная цена одного автомобиля Toyota в первом полугодии 2013 года на российском рынке составила $ 47 893, а средневзвешенная цена автомобиля Renault - $ 17 757, т.е более чем в два раза ниже. Это свидетельство того, что на автомобильном рынке у двух лидеров не только разные ценовые сегменты, но и разная аудитория и автомобили-лидеры. Если лидером у Toyota является бизнес-седан Camry и обновленный кроссовер RAV4, на которые приходится почти половина продаж, то лидер Renault - доступный кроссовер Duster. Таким образом, борьбу за лидерство на авторынке ведут автомобильные бренды, которые нацелены на разные категории автолюбителей и входят в разные ценовые сегменты.

При этом Toyota, как многолетний лидер, показала стабильный результат объемов продаж автомобилей, немного лишь снизив количество проданных авто, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а вот результаты французского бренда практически удвоились. Этот рывок - результат вывода на рынок новой массовой модели в растущем сегменте кроссоверов.

На падающем автомобильном рынке показали положительную тенденцию и такие бренды как KIA (+16,7%), Volkswagen (+13,0%) Nissan (+5%). Стабильный результат и фактически нулевой прирост у марки Ford

 

Автоконтинент Сибирь

Сегодня покупатели недорогих автомобилей получили не то что свободу выбора, а даже возможность привередничать! Выбирать можно из большого числа брендов и моделей. И, самое главное, такой выбор напрямую сказывается на региональном раскладе марок и моделей. Это хорошо видно в ТОП-10 брендов Сибирского федерального округа.

Лидером по итогам первого полугодия 2013 года по объемам продаж автомобилей в Сибири стала отечественная Lada Granta (6130 автомобилей), соответственно, лидерство на рынке в СФО удерживает отечественная марка Lada (см. табл. 3). При этом она опережает следующую за ней Toyota по доле рынка в два раза.

А среди иномарок – Hyundai Solaris (4 600 автомобилей) – показала второй результат в регионе. Далее по убывающей: третий результат показала модель Lada Kalina (2 700), четвертый - Renault Duster (2 560) и пятый - KIA Rio (2 420).

Феномен корейского бренда Hyundai, который сохранил за собой третье место среди самых популярных марок, заключается в том, что примерно 60% приходится на единственный бестселлер марки – Solaris. Но следует отметить, что корейская марка потеряла примерно 15% в сравнении с прошлогодними показателями. Уже два года именно этот автомобиль является драйвером продаж корейской марки. Время, когда одна модель вытягивает объемы продаж автомобилей всего бренда, безвозвратно уходит.

Титул самого продаваемого иностранного автомобильного бренда Сибири сохранила за собой Toyota, но одновременно в ТОП-5 не попала ни одна из моделей этой японской марки. Пример даже такого успешного игрока, как Toyota, говорит о такой закономерности: чтобы быть в самой верхней части списка, нужно иметь в арсенале несколько ходовых моделей.

А вот американской компании GM все сложнее удерживать позиции на автомобильном рынке СФО. Марка Chevrolet показала снижение на рынке и переместилась с 4-го на 5-е место по объемам продаж автомобилей. Драйвер продаж Niva – модель устаревшая, и снижение интереса вызвано появлением на автомобильном рынке более удачливого и технически совершенного конкурента. Поэтому французский бренд Renault укрепил свои позиции за Уралом. А модель Dusterоказалась четвертой по популярности в СФО. В первое полугодие рост показала корейская марка KIA: помимо модели Rio у нее неплохо продаются кроссоверыSportage и другие модели. Также в СФО в плюсе закончили полугодие официальные дилеры немецкого бренда Volkswagen.

На седьмой позиции обосновался японский бренд Nissan. Несмотря на общее снижение объемов рынка, некоторые модели оказались в дефиците. К их числу относится новый Nissan Almera российского производства. Ее ждут не только потребители, но и даже дилеры. Mitsubishi замыкает ТОП-10 иномарок СФО – марка тоже показала результат со знаком «+». Вслед за японским брендом позиции, но уже за пределами сибирской десятки, заняли FordSkoda и Opel.

В целом же в Сибири расклад по автомобильным маркам в начавшийся период спада и коррекции автомобильного рынка оказался более стабильным и мало изменился в сравнении с прошлым годом, чем на отдельно взятом авторынке Новосибирска, что подтверждается законом больших чисел. 

 

Справка

Еще одним важным наблюдением стал рост объема продаж автомобилей премиальных брендов на фоне общего сокращения рынка: свои позиции в текущем году укрепили марки Mercedes-BenzBMWAudiLexusInfinitiJaguar и Land Rover.

 

 

Табл. 1. Рынок новых автомобилей в регионах СФО (на основе регистраций)

Регион/округ

6 мес. 2013

6 мес. 2012

Изм., % к АППГ

СФО

92 980

106 860

- 13

Новосибирская область

13 700

14 710

- 6,8

По данным аналитического агентства «Автостат» 

Табл. 2. ТОП-10 марок новых автомобилей Новосибирской области

Марка

6 мес. 2013

Lada

2 620

Toyota

1 180

Renault

1 145

Hyundai

950

KIA

790

Chevrolet

790

Volkswagen

735

Nissan

685

Ford

540

UAZ

470

Всего

13 700

По данным аналитического агентства «Автостат»

Табл. 3. ТОП-10 марок новых автомобилей по СФО

Марка

6 мес. 2013

Lada

18 670

Toyota

9 520

Hyundai

7 030

Renault

6 360

Chevrolet

6 350

KIA

6 170

Nissan

4 750

Volkswagen

4 460

Mitsubishi

3 200

UAZ

2 940

Всего по СФО

92 980

По данным аналитического агентства «Автостат»

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

На покупку каких марок и моделей авто россияне не жалеют денег?

На какие модели премиум-сегмента потрачено больше всего денег 

17 апр 2021 в 14:24

Подробнее >
Photo

Нужен ли российскому автомобилисту полный привод?

Так ли часто российскому автомобилисту нужна машина с большим дорожным просветом и...

1 май 2020 в 12:37

Подробнее >
Photo

Авторынок подъемного периода

Ситуация на автомобильном рынке страны оказывает влияние на все стороны деятельности...

26 мар 2019 в 03:29

Подробнее >