30 Сентябрь 2011
Когда в автопробегах участвуют спортсмены или опытные автолюбители, да еще и на специально подготовленных машинах – особых тревог за их судьбу не испытываешь. Они - люди опытные, нацеленные на результат. Но когда в далекое путешествие отправляются те, кто называют себя «художниками» - становится тревожно. Насколько успешным будет автопробег на старенькой разукрашенной машине? Каковы цели и задачи путешествия?
В рамках фестиваля «Синие носы представляют», художники из Новосибирска продемонстрировали своё новое произведение – разукрашенный автомобиль под названием «Пативэн».
Живописцы намерены проехать из Новосибирска до Москвы и вернуться обратно. 15 сентября на этом объекте своего творчества они и поехали. В Москве «Пативэн» («если доедет», - уточняют художники) примет участие в открытии «4-й Московской биеннале современного искусства» и её спецпроекта «Медиа удар» («Международный фестиваль активистского искусства»).
В основе передвижного творческого объекта – конфигурация кузова «УАЗ-2206», имеющего из-за своей прямоугольной формы народное прозвище «буханка». Этот автомобиль выпускается с 1957 года на Ульяновском автозаводе в двух модификациях: в кузовном и в бортовом. «Буханка» -- это грузопассажирский автомобиль, полноприводный (4х4), повышенной проходимости. Основные его преимущества – проходимость и универсальность. К тому же, «УАЗ-2206» отличается вместительностью: одновременно в салоне могут находиться до 11 пассажиров и водитель, грузоподъемность – до одной тонны.
Перед стартом автопробега художники встретились с представителями СМИ и пояснили, что «это чудесное произведение искусства только начинает свой жизненный путь, поэтому вы видите еще не окончательную версию, автомобиль будет совершенствоваться и преображаться».
Однако среди художников были и те, кто выражался точнее и называл вещи своими именами – «Пативэн» в просторечии более известен как «хипповоз». Вот почему участники автопробега не скрывают аналогий с психоделическим путешествием известного американского писателя Кена Кизи и его друзей - Весёлых проказников (Merry Pranksters).
В легендарные 60-ые старый школьный автобус «Интернэшнл Харвест» (1939 г.в.), «проказники» раскрасили яркими флуоресцентными красками и назвали его «Furthur» (вариация слова further — «дальше», на русский эту игру букв можно перевести как «Далше», то есть «дальше» без мягкого знака, - прим. ред). Товарищи пригласили на место водителя Нила Кэссади (играл важную роль в движении хиппи) и отправились во Флашинг (штат Нью-Йорк) на «Международную выставку». Жан Бодрийяр, один из ярчайших публицистов и историков XX века назвал эту поездку «самым странным путешествием за всю историю человечества, после похода за золотым руном аргонавтов».
В документальной книге Тома Вулфа «Электропрохладительный кислотный тест» (англ. – The Electric Kool-Aid Acid Test) описывает тот период жизни Кена Кизи. Кстати, газетой «Нью-Йорк Таймс» этот роман был признан лучшей книгой о хиппи.
Сибирские последователи идей Кизи и Кэссади после путешествия планируют использовать свой «Пативэн» не только как автомобиль, но и как передвижную «саунд-систему». Примечательно, что у самих художников прав на управление транспортом нет. Поэтому вести машину будут два совсем не художника, а самых обычных водителя по имени Иван и Марина. Несмотря на лихие заявления новосибирских живописцев, что они данным автопробегом не только ударят по всяческому разгильдяйству, но и «разрежут Уральские горы», водители трезво оценивают ситуацию:«Тормоза мы починили, да и УАЗ – это не та машина, на которой можно лихачить», - мудро сказал шофер Иван.
Вопрос о том, кто же реально спонсирует этот автопробег художников до столицы, так и остался без ответа. Единственный меценат, не скрывающий своего лица, – «Сибирский центр современного искусства», чей логотип нанесен на задние двери «Пативэна».