+79139857900

Роторный двигатель сегодня

12 марта 2011 в 13:37

В 1957 году на свет появилась альтернатива ДВС – Роторно-поршневой двигатель (РПД), изобретенный инженерами компании NSU Феликсом Ванкелем и Вальтером Фройде. В основе его конструкции лежит трехгранный ротор, выполненный по форме треугольника «Рело», двигающийся по сложной траектории, называемой эпитрохоидой. Основными преимуществами такого двигателя перед двигателем внутреннего сгорания является высокая удельная мощность, выдаваемая двигателем в течение трех четвертей оборота выходного вала (поршень ДВС выдает мощность только с одной четверти оборота). Высокая мощность также обуславливается и меньшим количеством деталей (на 30-40%) по сравнению с обычным бензиновым двигателем. Вследствие этого двигатель достаточно компактен и легок, что положительно влияет на его динамические характеристики. Главными же недостатками роторного двигателя Ванкеля являются высокое потребление бензина и масла, а также быстрый износ уплотнителей между камерами сгорания, приводящий с резкому снижению КПД двигателя. Однако, несмотря на недостатки, новый двигатель, изобретенный Ванкелем, заинтересовал многих автопроизводителей, и в семидесятых годах патент на «ротор» приобрели почти все крупные автокомпании мира. Впрочем, с началом серийного производства автомобилей с роторными двигателями выяснилось, что двигатель Ванкеля слишком прожорлив и недостаточно надежен. Первые моторы выходили из строя уже после 50 тысяч километров. РПД снискал плохую репутацию, и многие производители автомобилей отказались от разработки и использования роторного двигателя. Но не все. Некоторые компании все-таки смогли найти применение изобретению Ванкеля.

 

Ротор в современном мире

Возможно, для многих из вас это станет сюрпризом, но специальное конструкторское бюро «Автоваза» с 1974 занимается разработкой и производством роторно –поршневых двигателей. Современные двигатели ВАЗ 415 и ВАЗ 425, производящиеся с 1982 года, применяются в основном в малой авиации из-за своей высокой удельной мощности (около 140 л.с.) и компактности. Также СКБ выпускает данные роторные двигатели, адаптированные для любых автомобилей ВАЗ. Долгое время такие силовые агрегаты устанавливались по спецзаказу только в автомобили преследования спецслужб, а с 1997 года отечественный ротор стал доступен для всех желающих. Однако из-за малых объемов продаж СКБ РПД в ближайшее время планирует отказаться от производства роторных двигателей для автомобилей, решив отдать предпочтение выпуску силовых агрегатов для малой авиации.

Серийным же производством автомобилей с роторным двигателем на сегодняшний день занимается только Компания Mazda Motors. Инженерам из Mazda удалось создать двигатель «Renesis», решивший основные проблемы роторного двигателя – неэкономичность, высокую токсичность выхлопа и малый ресурс.

 

Двигатель был разработан специально для автомобиля Mazda RX-8 с задним приводом, производимый с 2003 года в стандартной (192 л.с.) и более мощной комплектации (232л.с.). В Европе этот автомобиль пользуется вполне стабильным спросом. В России же, несмотря на привлекательный дизайн, богатую комплектацию и хорошие динамические характеристики, продажи «Рыксы» идут не слишком хорошо. Если мы посмотрим на рынок подержанных автомобилей, то и вовсе увидим, что цена подержанной RX-8 значительно ниже номинальной стоимости, но даже несмотря на это продать ее довольно трудно. Виной тому именно недоверие российских автомобилистов по отношению к ротору. По мнению многих автомобилистов на автофорумах, ротор капризен, имеет огромный расход топлива, недолговечен и «неремонтопригоден».

Ротор в Сибири

ак ли это на самом деле, мы решили узнать у официального дилера Mazda в Новосибирске, компании «Макс - моторс». По телефону специалисты Mazda отметили, что, действительно, слабым местом автомобиля Mazda RX-8 является двигатель, а именно уплотнители между форсунками ротора, которые подвергаются сильному износу. В нормальных условиях эксплуатации их ресурс составляет обычно 100-150 тысяч километров, после чего двигателю нужен капитальный ремонт. В то же время официально ремонтом роторных двигателей в Сибири не занимается ни одна станция технического обслуживания. Возможен также вариант покупки нового двигателя, но, как отмечают сами специалисты, стоимость такой покупки через официального дилера будет сравнима со стоимостью нового автомобиля.

Что же делать, если срок службы двигателя подойдет к концу? Где и как его можно отремонтировать? Все эти вопросы мы решили задать самим владельцам этих редких в Сибири автомобилей, которых в Новосибирске и вовсе можно пересчитать по пальцам. Егор, эксплуатирующий RX-8 2003 года выпуска, отметил, что за 80 000 км пробега у него ни разу не было каких-либо нареканий на двигатель. По его словам, на практике при правильном обслуживании и регулярной смене масла двигатель Renesis работает весьма исправно и надежно. Главное, отмечает Егор, вовремя доливать масло (потребляет двигатель примерно 0.5-0.7 литров минерального масла на 1000 километров, производителем рекомендовано оригинальное масло Mazda Dexelia Ultra). Менять масло тоже придется чаще – через каждые 5 000 километров пробега. 

В свое время Егор также задавался вопросом возможного капитального ремонта этого мотора. Изучив данный вопрос, он пришел к выводу, что такой ремонт на самом деле легко осуществим и совсем не сложен из-за довольно простой конструкции двигателя. «При возникновении проблем, связанных с износом ротора, я обращусь в СТО к знакомым техникам, где его полностью переберут и заменят изношенные детали в течение 7 часов», - заметил владелец Mazda RX-8. Другой обладатель RX-8, Владимир, приобрел для своей машины практически новый роторный двигатель через аукцион в Японии. Двигатель обошелся Владимиру в конечном итоге в 80 000 рублей. Предыдущий силовой агрегат был испорчен из-за засорения топливной форсунки, причиной которого стала заправка неправильным моторным маслом. Дальнейшая эксплуатация забитой топливной форсунки полностью испортила двигатель, и Владимир решил не заниматься ремонтом самостоятельно, а купил новый силовой агрегат. Таким образом, все владельцы Mazda RX-8 в основном сетуют на большой расход бензина и масла роторного двигателя, что вполне ожидаемо от спорткара с подобными динамическими характеристиками. Что касается надежности роторного двигателя ,то она достаточно высока при правильной эксплуатации, увеличивающей срок службы силового агрегата любого типа.

Неремонтопригодность роторного двигателя – это так же миф. Двигатель ремонтируется намного проще, чем обычный ДВС, правда, специалистов по его ремонту в Сибири действительно нет, поэтому придется уповать на знакомства в автосервисной среде, а также на собственные силы и знания, благо, что в свободном доступе есть специальные издания с подробными чертежами и руководством по ремонту. Также много полезной информации можно найти на портале www.rx-7.ru – отечественный ресурс, посвященный роторным автомобилям Mazda. 

 


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Двигатели BMW. Баварская рядная классика

Двигатели BMW - инженерные шедевры, отличающиеся высокой надежностью и...

3 сен 2013 в 12:23

Подробнее >
Photo

Роторно-поршневой двигатель. вызов поршням!

Представляет альтернативные конструкции традиционных поршневых двигателей...

23 авг 2013 в 12:14

Подробнее >
Photo

Двигатели Honda - без права на турбо

Компания Honda за все время своего существования...

13 авг 2013 в 12:40

Подробнее >