Погода
Реклама



Реклама

WRC для мальчишек. Мужчинам – гонки группы “B”

20 Ноябрь 2013

Что такое ралли? Это вторые по популярности после «Формулы-1» автосоревнования, которые с самого зарождения проводятся на дорогах общего пользования на околосерийных автомобилях.

Текст: Илья Серебренников

Что такое современный WRC (чемпионат мира по ралли)? Это девять лет побед француза Себастьяна Лёба, пилота команды Citroen. Это плавное вытеснение героев ралли 90-х – извечных противников Subaru и Mitsubishi, и как итог – борьба между Citroen и Ford, которая успела уже всем наскучить. Организаторы гонок из FISA (ныне FIA - Международная автомобильная федерация) уже оказывались в кризисе в конце семидесятых, когда архаичный техрегламент ограничивал мощности двигателей до 250 л.с., сковывая силу автомобилей. По устоявшимся правилам, повышение мощности казалось избыточным на заднеприводных машинах в условиях гравия или снега.

Тогда FISA пошла на коррекцию регламента и разрешила использовать полноприводную трансмиссию. Но поначалу на это даже не обратили внимания – полноприводный автомобиль выходил гораздо массивнее и неповоротливее своего заднеприводного собрата.

Однако в какой-то момент в Audi решились на эксперимент: в трехдверный кузов была поставлена система полного привода от армейского внедорожника, а на двигатель объемом 2,1 литра установила турбонаддув. Так появилась легендарная Audi Quattro, которая уже в одном из первых заездов вне зачета привезла лидеру гонки целых девять минут!

Лучшая же эпоха ралли началась в 1981, после того, как Автомобильная федерация ради привлечения большего количества участников опустила планку омологации до 200 дорожных машин, попутно сняв ограничения на мощность двигателя и изменения настроек шасси, управляемости и коробки передач. В конструкции стало возможным применение композитных материалов. Фактически, стали допустимы болиды «Формулы-1», приспособленные к езде по гравию и льду.

Что такое «Группа B»? Это автомобили размером с «Оку», весом в 800 кг и мощностью около 500 л.с., которые разгоняются до 100 км/ч за 2,5 секунды – быстрее, чем многие современные супер-кары! Это летящие сквозь живой коридор из зрителей монстры на скоростях под 200 км/ч на узких серпантинах или старых городских улочках. Это звериный рев мотора, попадающего прямо в салон и способного заглушить стенографию даже самого лучшего штурмана. Это полное отсутствие каких-либо электронных средств контроля над машиной, только отточенные годами навыки борьбы с жестокой стихией и попытка ухватить за хвост автомобильного бога жженого бензина и стертой резины, и когда аппарат каждую секунду норовит сорваться в пропасть.

Не зря этих пилотов считали самыми смелыми в мире и, вдобавок, ещё и самыми умелыми людьми, когда-либо садившимися за руль автомобиля. Вот один факт: в 1985 году Ари Ватанен на своем Peugeout 205 T16 пролетел кольцевую «Эшторила» за 1.18 минуты, что легко можно сравнить с абсолютным рекордом этой трассы, который поставил Айртон Сенна на болиде F1.

Свободный регламент и огромные бюджеты, которые автоконцерны готовы были тратить на поддержание имиджа своих машин, в итоге превратили чемпионат в настоящую гонку вооружений, которая неизменно толкала вперед всю отрасль. Так, специально под регламент гонок «группы B» появилась целая плеяда прекрасных автомобилей:

Audi Quattro - построенный из серийного автомобиля ралли-кар – ловкий маркетинговый ход! Однако из-за близости с гражданской моделью он получил некоторые проблемы с развесовкой по осям: мотор выдавался далеко вперед.

Кстати, именно на Audi Quattro свои победы одерживала самая успешная автогонщица в мире - Мишель Мутон. В первом же сезоне на совершенно новой машине она одержала три победы в гонках «группы B», заняв второе место в общем зачете, уступив чемпиону Вальтеру Рёрлю всего 12 очков. Тем не менее, ее результаты позволили Audi заполучить в этом году кубок конструкторов – оглушительный успех для молодой компании. Autosport присудил ей премию «Международный раллийный гонщик года». Теперь она занимает пост президента Комитета женского автоспорта FIA.

Lancia Abarth 037 – созданная с чистого листа специально для участия в ралли машина, которая вполне смогла тягаться с полноприводной Audi. За счет заднего привода Lancia меньше по размерам, однако она отличается недюжинной надежностью двигателя.

Renault 5 Turbo – это легкий компактный кузов вкупе с очень мощным мотором, которые позволяют машине обладать превосходной динамикой, маневренностью и управляемостью. Однако все же передний привод не дает на равных конкурировать со «старшими товарищами».

Peugeot 205 T16 – это настоящий боевой монстр, хотя он выглядит точно так же, как и серийный авто, но в его нутре скрывается мощный турбированный 1,8 двигатель мощностью в 320 л.с. И конечно, полный привод. В сумме это позволило Peugeout доминировать несколько сезонов.

В середине сезона 1985 года был представлен ряд новых автомобилей, ещё более быстрых, более мощных и ещё более опасных. В их числе были Audi S1 Quattro, Ford RS200, новый Peugeout 205 T16 Evo2 и легендарная Lancia Delta S4, которые за счет совершенно бешенной разгонной динамики быстро обосновались на пьедесталах.

Популярность гонок «группы B» взлетела до небес, догнав «Формулу-1». Впрочем, и болиды двух категорий могли соревноваться как на трассе, так и в уровне технологии – конструкторские прорывы были ошеломительными! Но это было начало конца: прогресс плавно подошёл к пределу человеческих возможностей, а потом и вовсе перешагнул за него. Машины стали настолько быстрые и резвые, что мастерства даже самых лучших пилотов оказалось недостаточно.

В Португалии в гонках «группы B» Ford RS200 на полной скорости влетел в толпу зрителей – три человека погибли, десятки ранены. После этой трагедии Ford вышел из чемпионата. Чуть позже капитан заводской команды Lancia Хенри Тойвонен и штурман Серджио Кресто, лидировавшие в чемпионате гонок «группы B» и шедшие на первом месте на Tour de Corse Rally, не справились с управлением на извилистом горном скоростном участке, и машина вылетела с дороги в пропасть. После нескольких сильных ударов автомобиля о деревья и скалы автомобиль взорвался. Экипаж не успел покинуть автомобиль. Хенри Тойвонен и Серджио Кресто погибли. Несмотря на то, что ралли всегда отличались самой высокой смертностью спортсменов, FISA приняла решение запретить именно гонки «группы B», начиная с 1987 года. Самые лучшие гонщики на самых быстрых дорожных машинах навсегда ушли из автоспорта, а место зрелищных и абсолютно непредсказуемых гонок «группы B»до сих пор остается вакантным.

Сейчас Федерация находится почти в том же положении, что и тридцать лет назад. Может, неплохим выходом из современного застоя могут стать суровые, жесткие и опасные гонки в стиле «группы B» с таким же либеральным регламентом? Может, именно мужества и самообладания не хватает современным пилотам для того, чтобы намертво приковывать к себе внимание миллионов зрителей?

Отправить статью друзьям: