+79139857900

4x4 – самый полный привод!

20 мая 2013 в 09:26

Полный привод приобретает все большую популярность у автопроизводителей – практически у каждого из них в модельном ряду есть полноприводные автомобили со всеми ведущими колесами как в базе, так и в качестве опции. Помимо улучшенных возможностей на бездорожье некоторые системы полного привода улучшают динамику и управляемость автомобилей. Модификаций полного привода немало, у каждой – свои особенности и слабые места. 

 

Поключаемый полный привод (Part-time)

Part-time – это система полного привода временного использования, применяющаяся в основном на внедорожниках. При движении на дорогах с твердым покрытием работает только один мост, чаще всего задний. Второй мост водитель подключает самостоятельно посредством кнопки или специального рычага.

У автомобилей с подключаемым полным приводом, как правило, отсутствует межосевой дифференциал, который позволил бы карданным валам вращаться с разными скоростями, когда автомобиль поворачивает. Поэтому при включенном полном приводе передний и задний карданные валы через раздаточную коробку жестко соединены друг с другом и вращаются с одной скоростью. В повороте же передние колеса автомобиля проходят больший путь, чем задние, что вызывает напряжение в трансмиссии, повышенный износ резины и т.д. Ослабить эти эффекты можно только за счет проскальзывания колес. Поэтому использование Part-time ограничено участками с очень низким коэффициентом сцепления (грязь, снег, лед, песок). 

Почти полный

Torque on demand (TOD) – полный привод по требованию. Эта схема классифицируется как разновидность постоянного полного привода. Однако по сути это подключаемый полный привод, с тем отличием, что подключение происходит автоматически. Для подключения второго моста могут использоваться вискомуфта (или многодисковое сцепление, приводимое в движение гидронасосом), самоблокирующаяся при появлении разницы в скоростях вращения переднего и заднего мостов, или же многодисковое сцепление с электронным управлением, получающее информацию о пробуксовке от датчиков ABS и улавливающее малейшую разницу в скоростях вращения переднего и заднего мостов.

Плюсом этой системы является отсутствие ограничения передвижения в режиме 4WD. Недостатком – необходимость улавливания момента включения полного привода для корректировки управления автомобилем. 

С точки зрения надежности система себя оправдала, так как управление муфтой осуществляется электроникой или механико-гидравлическим образом, но не вязкостной муфтой. Поэтому в каком-либо особом обслуживании данный тип полного привода не нуждается. 


Временно полный

Наиболее популярным решением на сегодня является подключаемый (автоматически или принудительно) привод с возможной блокировкой дифференциала. В основе работы этой системы лежит вязкостная муфта, в корпусе которой находится специальная силиконовая жидкость, которая поддерживает небольшую разницу скоростей вращения между двумя осями. Но увеличение проскальзывания приводит к резкому увеличению вязкости этой жидкости, которая блокирует муфту и подключает дополнительную ось (переднюю или заднюю – в зависимости от основного привода автомобиля). Обычно дифференциал подключается автоматически, однако на некоторых автомобилях реализована функция принудительного подключения.

Для преодоления особо сложного участка дороги такой тип привода (в большинстве версий) дает возможность принудительно перераспределить «плавающий» крутящий момент между осями в пропорции 50/50. Обычно для этого существует кнопка с надписью «4WD» или «Lock».

Плюсами данной системы являются дешевизна, простота конструкции. Однако конструктивные особенности данного привода не позволяют долгое время передвигаться в режиме Lock: муфта перегревается и может выйти из строя. Кроме того, по достижении определенной скорости (40–50 км/ч) блокировка отключится, и система вернется в моноприводный режим. 
Подобными системами оборудованы Toyota RAV4, модификации автомобилей Toyota 4wd (Сorolla, Сaldina, Spacio и др.), «паркетник» Nissan X-Trail и множество других автомобилей. 


Постоянный полный привод

И наконец, постоянный полный привод. Обычно его можно наблюдать в серьезных внедорожниках или спортивных автомобилях – в целях повышения управляемости. В первом случае момент обычно распределяется между осями в равной степени, три блокирующихся дифференциала распределяют момент только колесам, имеющим сцепление с дорогой, что заметно улучшает проходимость автомобиля. Также в трансмиссии существуют понижающие передачи, позволяющие более выгодно использовать момент двигателя, забираясь на уклоны под 70–80 градусов. Наиболее распространенные и надежные типы постоянного привода – Full time и Super select (во второй системе есть возможность отключения одного моста в целях экономии). 
Подобные системы полного привода с блокировкой дифференциала с помощью муфты достаточно надежны и не требуют каких-либо особых условий эксплуатации, кроме процедуры включения блокировки согласно инструкции. Однако минусом этой системы является повышенный расход топлива, так как системе всегда надо раскручивать три дифференциала. 
Что касается полного привода в автомобилях спортивной направленности, то он так же надежен и не требует каких-либо профилактических и ремонтных процедур в течение длительного времени. Но стоит отметить, что полный привод у спортивных автомобилей не рассчитан на внедорожные условия.

Для таких автомобилей, как Mitsubishi Lancer Evolution и Subaru WRX, родной стихией считается асфальт, в крайнем случае – раллийные дороги. Полный привод таких автомобилей очень сложен, однако он дает ощутимо более быстрое ускорение по сравнению с моноприводом. Кроме того, специальные системы с помощью дифференциалов и их блокировки позволяют передавать крутящий момент на нужное колесо, тем самым облегчая прохождение поворотов, увеличивая скорость и улучшая сцепление с дорогой.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Двигатели BMW. Баварская рядная классика

Двигатели BMW - инженерные шедевры, отличающиеся высокой надежностью и...

3 сен 2013 в 12:23

Подробнее >
Photo

Роторно-поршневой двигатель. вызов поршням!

Представляет альтернативные конструкции традиционных поршневых двигателей...

23 авг 2013 в 12:14

Подробнее >
Photo

Двигатели Honda - без права на турбо

Компания Honda за все время своего существования...

13 авг 2013 в 12:40

Подробнее >