+79139857900

Дневные ходовые огни: выбираем светодиоды

9 января 2013 в 14:53

Отчетливую потребность в дневных ходовых огнях (ДХО) автовладельцы почувствовали с 20 ноября 2010 года. Именно в этот день вступили в силу изменения в Правилах дорожного движения, предписывающие обязательное круглосуточное использование ближнего света фар не только за пределами городской черты, но и на улицах города. Преимущества дневных ходовых огней выглядели неоспоримо – автоматически включаются и выключаются, расходуют меньше электроэнергии, чем предписываемый правилами ближний свет, не расходуется ресурс лампочек фар и габаритных огней. 

Еще до 2010 года некоторые иномарки бизнес-класса уже давно щеголяли штатными светодиодными дневными ходовыми огнями. Поэтому в продаже стали появляться исключительно светодиодные комплекты дневных ходовых огней для самостоятельной установки. Среди преимуществ светодиодов называют дизайн, низкое энергопотребление, повышенный срок службы, яркость. При этом они не ослепляют встречный и попутный транспорт и, самое главное, светодиоды для авто практически не требуют дополнительного обслуживания в течение всего срока эксплуатации.

Первые комплекты светодиодных дневных ходовых огней в 2008 году выпустила на мировой рынок компания Hella. Потом появились комплекты Philips и других фирм. Сейчас на рынке дневных ходовых огней известны сотни названий фирм и разновидностей фонарей. Что же выбрать? Коробку с иероглифами за 500 рублей или Philips LED DayLight 8 за 7000 рублей? На эти вопросы мы попытаемся дать ответ. Но сначала разберемся, какими должны быть дневные ходовые огни с точки зрения закона.  

 

ТРЕБОВАНИЯ К ДНЕВНЫМ ХОДОВЫМ ОГНЯМ

Требования к конструкции дневных ходовых огней содержатся в ГОСТ Р 41.87-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения дневных ходовых огней механических транспортных средств». В соответствии с ними, сила света на исходной оси, излучаемого каждым огнем, должна быть в диапазоне от 400 до 800 кд. К сожалению, без набора узкоспециальной аппаратуры силу света измерить не удастся. Производители же, как будто сговорились, не указывают этот параметр. Лишь некоторые имеют в описаниях параметр «яркость», измеряемый в люксах (Lux). Чтобы было понятнее, можно объяснить так: сила света и яркость – это как длина и ширина, т.е. кажется, что характеристики одного и того же, но фактически это не так.

Далее: «Площадь освещающей поверхности должна быть не менее 40 кв. см». Прямоугольные фонари можно померить линейкой и, умножив длину стекла на ширину, вычислить площадь. Ну, а для круглых диаметр стекла должен быть не менее 50 мм.  

Свет дневных ходовых огней должен быть белого цвета. Никакие голубые и желтые цвета не подойдут. На сертифицированных огнях обязательно должны присутствовать: фабричная или торговая марка, маркировка, указывающая номинальное напряжение и силу тока, знак официального утверждения (знак проставляется на стекле: допустим, если ДХО сертифицировалось в России, то Е22).  

 

ТРЕБОВАНИЯ К УСТАНОВКЕ ДНЕВНЫХ ХОДОВЫХ ОГНЕЙ

Требования к установке дневных ходовых огней изложены в ГОСТ Р 41.48-2004 «Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации». Крепить ДХО нужно таким образом, чтобы наружный край дневных ходовых огней располагался не далее 400 мм от края автомобиля, а между внутренними краями двух ДХО должно остаться минимум 600 мм (400 мм, если ширина вашей машины менее 1300 мм). Высота установки огней над грунтом задана весьма свободно: от 250 до 1500 мм. Еще одно требование к размещению – с места водителя не должно быть видно отражения света дневных ходовых огней на элементах кузова. То есть, прямо на капот крепить нельзя. Включаться дневные ходовые огни должны автоматически при запуске двигателя и гаснуть – при включении фар головного света. В электрической схеме в обязательном порядке должен присутствовать выключатель, позволяющий вручную выключить ДХО при работающем двигателе.

 

Требования к установке ДХО 

 

На бумаге все просто, а вот реальность оказалась сложнее. Чаще всего дневные ходовые огни устанавливают в решетке радиатора: ну, в самом деле, не в бампер же саморезы вкручивать!

Ради эксперимента автор с рулеткой обошел с десяток автомобилей, стоящих возле редакции, и не нашел ни одного, у которого ДХО были бы установлены правильно. Практически у всех не выдержано требование обеспечить 600 мм между внутренними краями ДХО.

Эксперимент позволил сделать вывод: у большинства автомобилей в радиаторной решетке просто нет места, чтобы обеспечить монтажные размеры, заданные ГОСТ. Тем, кто решится на самостоятельную установку дневных ходовых огней, придется сделать выбор – либо установить их красиво и удобно, либо по ГОСТу.

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Сначала небольшое отступление. По российским законам, у любого электрического прибора в комплекте должна быть инструкция по эксплуатации либо описание, в котором должны присутствовать технические характеристики. Для дневных ходовых огней, как минимум, габаритные размеры, напряжение и сила тока. Поэтому не стоит покупать такой сложный оптический прибор как ДХО, если на коробке или в инструкции нет ничего, кроме рекламных слоганов.

Теперь о светодиодах для авто. Одно из их преимуществ – меньшее электропотребление. Но тем не менее, основная зависимость сохраняется: чем больше сила света, тем больше электропотребление. Обратим внимание на грандов рынка светодиодов для авто: Hella LEDayFlex – 5,8 Вт на 16 светодиодов, Hella LEDayLine– 5 Вт на 10 светодиодов, Philips DayLight 4 – 5 Вт на 8 светодиодов, Philips DayLight 8 – 6 Вт на 16 светодиодов. Простой расчет показывает, что электрическая мощность одного светодиода – 0,4-0,6 Вт. Делаем вывод – не стоит покупать ДХО, у которых мощность заметно ниже указанных значений – светить они будут так же экономно, как и расходуют электричество. Не стоит успокаивать себя тем, что маломощные светодиоды светят якобы ярче галогеновых фар автомобиля. Это только кажется! Такой эффект дает более резкий и холодный свет и рефлектор, формирующий свет вдоль продольной оси светодиода. Говорю твердо: транспорт на дороге делает заметным (а это основная функция ДХО) именно сила света, которую маломощные безымянные фонарики обеспечить не способны.

Нагрев светодиодов заметно сокращает срок их службы, поэтому мощным светодиодам необходимо обеспечить достойное охлаждение. Чаще всего производители решают этот вопрос, используя в качестве радиатора для светодиодов корпус фары. Обратите внимание на корпуса ДХО лидеров рынка: они выполнены из металла, причем на задних стенках корпусов часто выполняют ребра для лучшего охлаждения. Вывод: если корпус ДХО выполнен из хлипкой пластмассы, к которой со щелями прилегает стекло, – это явно не ваш выбор.

 

ПРОСТОТА УСТАНОВКИ  

Надежный производитель заботится о своих клиентах. В наборе всегда есть провода необходимой длины, ведь нельзя обрекать покупателя на муки: сначала посчитать необходимую площадь сечения провода в зависимости от пропускаемого тока, затем выбрать правильную марку провода, чтобы он не сломался на морозе. Также в наборе должна присутствовать схема подключения – клиент не должен гадать, какой провод пойдет на массу, а какой на плюс. Зачастую правильные ДХО комплектуются и элементами крепежа.  

 

ЕЩЕ РАЗ О БЕЗОПАСНОСТИ  

Говоря о безопасности, обратимся к зарубежному опыту, поскольку в России подобных масштабных исследований не проводили. Однозначных доказательств о полезности дневных ходовых огней, к сожалению, нет. Ученые, исследовавшие проблему в США по инициативе «Дженерал Моторс», сделали вывод о том, что наличие ДХО никак не влияет на количество ДТП. Европейские, и в большей степени скандинавские, исследования содержат такие данные: причиной 50% ДТП в дневное время явилось то, что водитель не видел других, едущих рядом участников движения. На перекрестках этот показатель возрастает до 80%. Включенные фары делают машину лучше различимой на общем фоне и, следовательно, более заметной. Но при этом глаза человека, привыкшего ориентироваться на горящие огни, не замечают автомобили, едущие без огней. Тем не менее, статистика показывает, что с момента введения обязательного наличия ДХО в Скандинавии количество ДТП в дневное время снизилось на 22%. Также на 5-12% снизилась тяжесть травм у пострадавших в ДТП.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЫГОДА  

 

  На вопрос «Окупится ли покупка светодиодных ДХО экономией на электричестве?» можно ответить однозначно – нет. Стоимость правильных ДХО достаточно высока, а экономия бензина из-за снижения электропотребления ничтожна. Поэтому выгода возможна только нематериальная – повышение безопасности передвижения на автомобиле и моральное удовлетворение.

В этой статье мы постарались всесторонне ответить на вопрос, какими должны быть правильные дневные ходовые огни. Ну, а выбор конкретной модели – за вами.   

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Лебедки и их особенности

Особенности выбора ручных, электрических и автомобильных лебедок на рынке РФ

7 мар 2024 в 07:03

Подробнее >
Photo

Рынок моторных масел. Можно ли сейчас купить качественную продукцию?

За последний год рынок моторных масел претерпел кардинальные изменения. Как...

4 июл 2023 в 12:04

Подробнее >
Photo

Локализация как главный путь развития автопрома

Чем измеряют локализацию и почему она важна для современного российского автопрома

2 июн 2023 в 09:01

Подробнее >