Прежде всего, стоит знать, какие бывают топливные фильтры. Условно их можно разделить на четыре вида – бензиновый, карбюраторный, бензиновый инжекторный, бензиновый инжекторный погружной и фильтр для дизельного топлива. На автомобилях с карбюраторными системами бензиновый фильтр размещался между бензонасосом и карбюратором и улавливал частицы размером более 8 микрон. Поскольку автомобили с карбюраторами, как правило, не критичны к выбору топлива, подобные характеристики топливных фильтров для карбюраторной системы были удовлетворительны, и двигатель без проблем «переваривал» бензин с незначительным количеством загрязнений.
Однако на современных бензиновых инжекторных двигателях внутреннего сгорания топливный фильтр в инжекторной электронной системе подачи топлива должен выдерживать куда более высокое давление (приблизительно в 6 бар) и улавливать более мелкие частицы (размером от 3 до 5 микрон).
Инжекторные топливные системы непосредственного впрыска требуют еще более высоких значений полноты отсева и эффективности фильтрации, которые обеспечиваются различными технологиями.
Дизельные фильтры удерживают не только загрязнения, но и удаляют воду, содержащуюся в дизельном топливе. Поскольку вода тяжелее дизельного топлива, она собирается в накопителе для воды. Более легкое топливо после очистки течет внутри дизельного фильтра в направлении стока.
При использовании дизельных фильтров без накопителей воды применяются специальные водоотделители, расположенные в приемном коллекторе между топливным баком и подкачивающим насосом. Дизельные фильтры выпускаются в сборе и как сменные фильтрующие элементы, сокращающие расходы на монтажные работы.
Почему же топливный фильтр является расходным материалом?
Дело в том, что основная функция топливного фильтра – обеспечение защиты топливной системы автомобиля (карбюраторной или инжекторной), путем очистки топлива от содержащихся в нём примесей и грязи. Однако рано или поздно количество примесей, которые конденсирует на себе фильтр, становится критическим, и фильтр нужно менять. В зависимости от рекомендаций производителя, современные топливные фильтры нужно менять через 40-60 тысяч километров. Но этот ресурс рассчитывался исходя из европейских стандартов топлива, где 10 граммов примесей на тонну топлива считается максимально допустимой нормой.
По мнению специалистов компании «Автофильтр», вне зависимости от качества топлива, предлагаемого на вашей любимой заправке, топливный фильтр на бензиновых автомобилях настоятельно рекомендуется менять, как минимум, каждые 50 тысяч километров, а лучше всего – через 30 тысяч километров.
Это касается автомобилей как с карбюраторными, так и с инжекторными топливными системами. Топливный фильтр для дизельного силового агрегата меняют еще чаще – примерно через 30 тысяч километров, хотя некоторые дилерские СТО производят замену дизельного фильтра уже после 10 тысяч пробега.
В противном случае примеси попадают в камеру сгорания, снижается мощность, уменьшается ресурс двигателя. Внешние проявления негодности топливного фильтра – это плохой пуск автомобиля, двигатель глохнет, на нем плавают обороты, возникает детонация, в начале движения автомобиль двигается рывками. Если вы обнаружили в автомобиле один из этих «симптомов», проблема может быть именно в забитом топливном фильтре.
«Не в каждой машине заменить фильтр будет одинаково просто, – считает Валерий Ткачев, технический директор компании ТСК «Автомир-Новосибирск». – В последнее время новые автомобили все чаще оснащаются погружными топливными фильтрами. Плюс этой системы – фильтр стоит непосредственно возле бензобака, и все вредные примеси отделяются в самом начале, не проникая в саму топливную систему. К сожалению, заменить фильтр в такой системе значительно сложнее, чем в системах фильтрации топлива старого образца – приходится даже разбирать элементы салона, чтобы добраться непосредственно до топливного фильтра. Стоимость такой процедуры около 2000 рублей. Ситуация осложняется, когда топливный фильтр не является отдельным компонентом топливной системы, а идет как единое целое. В этом случае надо менять всю систему, вместе с фильтром и топливным насосом. Процедура трудоемкая и дорогостоящая (порядка 20 тысяч рублей у официального дилера), однако двигатель при этом будет максимально защищен».
Что покупаем?
В настоящее время на рынке есть большой выбор топливных фильтров самых различных производителей. Не считая дешевой китайской продукций (по мнению специалистов компании «Автофильтр», качественный топливный фильтр не может стоить ниже 100-130 рублей), вся продукция остальных производителей сертифицирована и отвечает всем требованиям очистки. Однако технологии очистки и ресурс у них разный. К примеру, большинство фильтров имеют фильтрующую поверхность в форме многолучевой звезды. Такая поверхность отлично улавливает примеси, и ресурс такого топливного фильтра составляет примерно 25 тысяч километров.
Но существуют также и фильтры спирального типа. Стоят они дороже, зато и прослужить могут в два раза дольше. Существуют также и дополнительные фильтры тонкой очистки, задерживающие даже самые маленькие примеси. Обычно они идут в паре с фильтром грубой очистки, который мгновенно отфильтровывает крупные частицы. Правда, и стоимость таких фильтров несколько выше.