Погода
Реклама
















MX group, оптовая компания по поставке автозапчастей





Реклама
Электронная версия журнала Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили
STARCO
МАКС МОТОРС
Дмитровский экскаваторный завод
Дмитровский экскаваторный завод
ООО "Завод Навигационного Оборудования" и Научно-Техническое предприятие СТАТТ входят в группу компаний, работающих под брендом "Орбита технологии"
NOOWON, Грузовая техника
ОМСКТЕХКОМПЛЕКТ
Холдинг «АМКОДОР»
Компания «ГИДРОМАШ»
ЗАО "СТС-автомобили"
ЗАО «Эберспехер Климатические Системы Сибирь»
СибТехСтандар
Фургоны «СибЕвроВэн»
ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ»
«Разбор 66»
«Автотрейд»
«Интертехсервис»
Мерседес СТС

Citroen Картель

Грузовики замедляют движение

4 Май 2012

Тяжелые грузовики ушли в минус: по данным статистики за первый квартал 2012 года продажи новых тяжелых грузовиков сократились на 2%, показав отрицательную динамику. Насколько данная тенденция станет долговременной, или же на рынок повлиял фактор сезонного спада, разбирался наш корреспондент.

Продажи в России тяжелых (свыше 16 т) грузовых автомобилей, согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), снизились на 2%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Начало года всегда показывает небольшой спад деловой активности, так что этот небольшой минус можно записать на счет фактора сезонности. По итогам прошлого года сегмент тяжелых грузовых автомобилей продемонстрировал высокий рост (+64%) – вырос объем производства в стране, и еще более значительно вырос импорт. Об этом наш журнал писал в прошлых номерах.

И хотя лидер тяжелого сегмента остался прежний, Камский автозавод по итогам первого квартала произвел 13,5 тысяч машинокомплектов (отметим, что КАМАЗ не публикует данных о продажах), его показатели не покинули положительную зону – прирост составил 13,5%.

Уральский автомобильный завод, который всегда занимал вторую строчку рейтинга, не смог удержать свою позицию и скатился на третье место. За первый квартал это предприятие, входящее в Группу ГАЗ, смогло продать всего 1,1 тыс. грузовиков, снизив показатель на 37%.

Успехи немецкого MAN становятся у нас традиционными. Теперь это второй по значимости игрок тяжелого сегмента. Немцам удалось продать в первом квартале 1,6 тыс. новых автомобилей. Пока эти продажи осуществляются путем импорта из Германии и Польши. Однако с запуском завода под Санкт-Петербургом у MAN появится собственная производственная площадка. Рост продаж по сравнению с первым кварталом прошлого года у MAN составил +81%.

Четвертое место сохранила Scania: шведам удалось продать 916 новых грузовых автомобилей. Однако падение продаж составило -24%. Особенно резко снизились продажи у Isuzu, Hyundai и редкой в Сибири марки Ford Truck (от 20 до 60%). Одновременно следует отметить удачные продажи в первом квартале тяжелой техники японской марки Hino. Видимо дает свои плоды массированная рекламная компания. Дочерняя структура Toyota Motors показала головокружительный рост в 322%. Однако в абсолютном исчислении объем продаж пока невелик и многократно отстает от лидеров сегмента.

По словам председателя комитета коммерческого транспорта АЕБ Андрея Чурсина, замедление темпов роста рынка соответствует прошлогоднему прогнозу ассоциации, который он назвал умеренно-стабильным. Он называет две разнонаправленные тенденции. Во-первых, в России сохраняется спрос и потребность в обновлении грузового парка, но одновременно мировая негативная экономическая ситуация влияет на динамику продаж. Дополнительным фактором замедления продаж в первом квартале он называет и внутреннюю российскую ситуацию, когда в первые два месяца на замедлении продаж сказались возникшие сложности с экологической сертификацией грузовых автомобилей после того, как действие стандарта Euro-3 для двигателей было продлено еще на год. Несмотря на то, что принципиальное решение о продлении срока действия стандарта было принято в конце прошлого года, соответствующее Постановление правительства вступило в силу лишь 9 февраля.

Малый формат

Сегмент среднетоннажных грузовиков показал рост лишь в 6%, в сравнении с прошлогодними 22%. Здесь лидеры прежние – корейский Hyundai и немецкий MAN.

Сегмент легкого коммерческого транспорта оказался самым динамичным в положительной зоне роста. Однако цифры прироста продаж скромные – всего +12%, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Это явное замедление, поскольку в целом в прошлом году сегмент LCV вырос на 30%. Расклад по маркам сейчас такой. На первом месте свое лидерство сохранила Группа ГАЗ. Однако она увеличила продажи «Газелей» и других моделей на 3% - до 16,6 тыс. единиц. Замедлились продажи и у другой отечественной компании Sollers. Ульяновский автомобильный завод, входящий в группу, смог продать 5,1 тыс. автомобилей, а прирост был совсем скромный. В сравнении с прошлогодним сильно изменились позиции во второй группе лидеров рынка. Очень сильно просели продажи итальянского FIAT (падение на 62%). А вот в лидерах теперь иностранные LCV – Ford, Volkswagen, Peugeot.

«Динамика продаж в классе LCV падает, - констатирует Азат Тимерханов, аналитик агентства «Автостат». – Наблюдаемый ранее активный рост был следствием посткризисного восстановления и развития, так что вероятнее всего снижение темпов продаж будет происходить и в ближайшем будущем».

По прогнозам аналитиков, по итогам текущего года российский рынок LCV увеличится на 8%, а с замедлением темпов роста участники рынка должны подготовится к усилению конкуренции.

Михаил Пак из «Атона» отмечает, что замедление продаж коммерческого транспорта является индикатором общей нестабильности, которая сохраняется на рынке. «При этом ставки по кредитам находятся на максимальном уровне, для рискованных категорий они могут составлять 12–15%, что однозначно может ограничивать многих предпринимателей в покупке техники»,– подчеркивает он.

Современность против доступности

Главная интрига года в развитии рынка LCV – смогут ли отечественные производители сохранить доминирующие позиции? Сейчас на рынке отечественные производители играют доминирующую роль (около 70%).

У зарубежных производителей скромные показатели, от нескольких процентов рынка. До сих пор отечественным производителям удается удерживать столь значимые позиции за счет доступных цен. Аналогичные модели от зарубежных производителей в два раза (и более) дороже. Но за экономию на первоначальной цене российский перевозчик расплачивается приобретением морально устаревшей модели. Из-за этого отечественные машины уступают зарубежным аналогам по всем технико-экономическим параметрам – комфорту, надежности, безопасности, экономичности. Российский малый и средний бизнес пока соглашается работать на устаревших конструкциях отечественных LCV, поскольку он основной потребитель этого класса машин. Владелец малой компании часто не строит долгосрочных планов, ему важнее получить прибыль сейчас и здесь, пока открывается такая возможность, и быстро окупить свои затраты. Вот та причина, из-за которой на рынке имеется доминирование отечественных машин. Отечественная «Газель» либо ульяновская «буханка» в два раза дешевле, они могут прослужить пару-тройку лет, а чаще и дольше при своевременном ремонте и обслуживании. Если же планировать бизнес на далекую перспективу, то тогда появляется такое понятие как total cost ownership, то есть общая стоимость владения транспортным средством. И если рассчитывать свой бизнес на 5-7-10 лет, то приобретать автомобиль зарубежного бренда выгоднее — по причинам более редких поломок, экономичного расходования топлива, а также и более высокой остаточной стоимости.

Отечественные производители проигрывают еще и в таком развивающемся сегменте рынка, где шасси LCV используется в качестве основы для специальных автомобилей. На базе легких грузовиков делают различные надстройки, превращая их в рефрижераторы, спецпогрузчики, различные спецавтомобили. Логика заказчиков здесь следующая: «Зачем устанавливать надстройку на ненадежный отечественный автомобиль? Лучше приобрести более дорогую основу».

Нельзя утверждать, что отечественные машиностроители не осознают необходимость скорейшей модернизации. Большие планы обнародованы Группой ГАЗ. Сейчас уже до 30% продаж «Газелей» приходится на модели с импортным дизельным двигателем.

В ближайших планах Группы ГАЗ – вывод новой «Газель Next». Ожидается, что к концу года будет выпущено несколько сотен экземпляров. Новое поколение будет больше по размерам, с большим числом импортных комплектующих и импортным двигателем.

Конечно, данная модернизация увеличит цену автомобиля. Но, как утверждают на Горьковском автозаводе, его цена все же будет существенно ниже предложения зарубежных «одноклассников». При этом выпуск нынешнего поколения «Газелей» не будет свернут.

Отечественная группа Sollers разорвала партнерское соглашение с итальянским FIAT, что незамедлительно сказалось на объемах продаж FIAT Ducato. По всей видимости, начало выпуска Ford Transit на предприятии в Татарстане станет одним из важнейших событий на малотоннажном рынке и изменит там расстановку марок. Ford более технически совершенная модель, нежели немного устаревший Ducato. Так что у марки есть шанс забрать долю рынка и закрепиться в качестве иностранного лидера.

Аналитики считают, что определенный эффект оказывает и тот факт, что ряд потребителей находятся в ожидании вступления РФ в ВТО, после которого пошлины на грузовики должны начать снижаться, поэтому они не делают покупки техники сейчас.

Отправить статью друзьям: