Погода
Реклама
















MX group, оптовая компания по поставке автозапчастей





Реклама
Электронная версия журнала Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили
STARCO
МАКС МОТОРС
Дмитровский экскаваторный завод
Дмитровский экскаваторный завод
ООО "Завод Навигационного Оборудования" и Научно-Техническое предприятие СТАТТ входят в группу компаний, работающих под брендом "Орбита технологии"
NOOWON, Грузовая техника
ОМСКТЕХКОМПЛЕКТ
Холдинг «АМКОДОР»
Компания «ГИДРОМАШ»
ЗАО "СТС-автомобили"
ЗАО «Эберспехер Климатические Системы Сибирь»
СибТехСтандар
Фургоны «СибЕвроВэн»
ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ»
«Разбор 66»
«Автотрейд»
«Интертехсервис»
Мерседес СТС

Citroen Картель

Транзитные потери. Как их избежать?

8 Декабрь 2009

Транспортировка товара в нашей стране всегда была в определенной степени неконтролируемым процессом. Грузоотправитель отправил – грузополучатель получил, а что там происходит в течение нескольких дней, пока товар находится внутри контейнера или автомобильной фуры, – одному Богу известно. Возможности контроля температурного режима при транспортировке у многих грузоперевозчиков все еще находятся, по мировым меркам, на первобытном уровне. Между тем доля транзитных потерь качества продуктов питания и других товаров, требующих неукоснительного соблюдения температурного режима, довольно высока.

эксперты статьи

Дмитрий Котов, генеральный директор компании «Транспортное Агентство Сибири»

Юлия Мудрая, менеджер по качеству компании «Лента»

К сожалению, ни в одной из государственных контролирующих служб нам не удалось получить ответа на вопрос, каковы в среднем потери экспедиторов и грузополучателей, связанные с нарушением температурного режима. Как объяснили нам в управлении Роспотребнадзора по Новосибирской области, «целенаправленных проверок соблюдения температурных условий при транспортировке продуктов питания специалисты Роспотребнадзора не проводят. При проведении плановой проверки они могут лишь выявить факт нарушения перевозки продуктов питания или продовольственного сырья. Кроме того, санитарные правила и нормы, касающиеся транспортировки пищевых продуктов, регламентируют эту сферу деятельности весьма обтекаемо. Статья 11 СанПин 2.3..6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» всего лишь указывает на то, что сырье необходимо провозить при температуре не выше десяти градусов.

[«В остальных случаях есть требование перевозить продукты изотермическим транспортом. Больше никаких точных рекомендаций, которые были бы прописаны санитарными нормами, нет», – разъяснили нашему журналу в пресс-службе новосибирского управления Роспотребнадзора.]

Так что по большому счету ответственность за качество товара, поступающего в розничную сеть, несут менеджеры грузополучателя при приемке товара. Тут уж все зависит от их компетентности. Если технолог хорошо знает свои обязанности и имеет на вооружении необходимый инструмент для проверки температуры, он не примет на реализацию продукты, которые перевозились в ненадлежащем температурном режиме.

Многое также зависит от технических возможностей службы контроля качества.

[«Основное внимание при приемке това-ра уделяется сроку годности, который должен быть не меньше 2/3 от задекларированного, – отмечает менеджер по качеству компании «Лента» Юлия Мудрая. – Замеры температур производятся обязательно, причем как на поверхности продукта, так и в пульпе. В наших торговых центрах все кладовщики обеспечены пульпомерами. В случаях нарушения любого из указанных требований поставщику отказывают в приемке, либо составляется акт разногласий». ]

Кроме того, каждый факт нарушения поставщиком договора о поставке про

дукции документируется: продукция фотографируется, фотоснимки, подтверждающие несоответствие товара заявленному качеству или сроку годности, отправляются по электронной почте ответственным менеджерам. При столь жестких мерах контроля вероятность попадания некондиционного товара в розничную сеть минимальна. Впрочем, для свежих овощей, фруктов, колбасных изделий, мяса и многих других продуктов питания одного только контроля в пункте приемки товара недостаточно. Многие продукты питания должны перевозиться только при определенной температуре, с точностью до 1ОС. К примеру, бананы следует перевозить только при +13ОС. В противном случае происходит либо замерзание, либо преждевременное созревание фруктов и потеря ими товарного вида. Мороженое при кратковременной разморозке и последующем замерзании кристаллизуется и тоже теряет товарный вид и потребительские свойства. Именно поэтому сегодня грузополучатели, которые работают с товарами, требующими хранения и транспортировки в определенном температурном режиме, стремятся контролировать соблюдение этого режима не только при приемке товара, но и по всему пути следования. Выполнить это требование без средств регистрации температурных колебаний невозможно. В большинстве традиционных рефрижераторов установлены лишь обычные термометры. Этого недостаточно для того, чтобы контролировать температурный режим постоянно: нет возможности снять показания и проверить работу рефрижераторной установки в течение всего процесса перевозки. Очевидно, для контроля температуры нужны регистраторы температуры. В оснащении своего автопарка такими устройствами в первую очередь заинтересован сам грузоперевозчик, для того чтобы защитить себя от возможных необоснованных претензий клиента.

[«Все риски, связанные с транспортировкой товаров, требующих определенного температурного режима, ложатся на плечи непосредственно экспедитора. Именно он по закону несет ответственность за сохранность груза в процессе перевозки», – поясняет генеральный директор компании «Транспортное Агентство Сибири» Дмитрий Котов. ]

По его словам, именно по этой причине весь парк компании, работающей с продуктами питания и прочими грузами, нуждающимися в соблюдении определенного температурного режима при транспортировке, оборудован специальными средствами контроля.

[«На автотранспорте мы используем приборы, фиксирующие температуру в контейнере ежечасно и записывающие эту информацию в электронную память устройства. Результаты замеров хранятся в электронном виде и могут быть переданы грузоотправителю и грузополучателю по их требованию, – рассказывает Дмитрий Котов. – При перевозке железнодорожным транспортом мы можем предложить такой эксклюзивный вид грузоперевозок для нашего рынка, как отправка футовых рефрижераторных контейнеров с автономным поддержанием заданного температурного режима. Температура контролируется датчиками, и вся информация передается с помощью GPRS-передатчиков в офис компании-перевозчика. Такие средства электронного контроля являются определенной гарантией для компании-грузоперевозчика, поскольку практика страхования ответственности грузоперевозчика и самого груза на российском рынке распространена довольно слабо. Застраховать ответственность грузоперевозчика, конечно, можно, но при расчетах между страхователем и страховщиком, как правило, возникает масса спорных вопросов. Именно поэтому такой вид страхования у нас не развит. Что же касается страхования грузов, то такую практику применяют только очень крупные грузоотправители. Сами перевозчики страхуют груз только в том случае, если эту услугу оплачивает владелец груза. Не секрет, что число производителей, которые настаивают на страховании груза, крайне невелико. По признанию самих экспедиторов, на подобные меры защиты от рисков идут лишь очень крупные компании, транснациональные пищевые холдинги».]

Как показывает практика, благодаря применению системы контроля температурного режима транспортировки удается существенно сократить потери при транспортировке (от 50 процентов и выше). Более того, отношение к грузу со стороны участников процесса транспортировки резко меняется – повышается дисциплина складского персонала отправителя, водителей транспортных компаний, персонала получателя – что, собственно, и требуется!

Отправить статью друзьям: