Погода
Реклама
















MX group, оптовая компания по поставке автозапчастей





Реклама
Электронная версия журнала Автобизнес. Спецтехника и грузовые автомобили
STARCO
МАКС МОТОРС
Дмитровский экскаваторный завод
Дмитровский экскаваторный завод
ООО "Завод Навигационного Оборудования" и Научно-Техническое предприятие СТАТТ входят в группу компаний, работающих под брендом "Орбита технологии"
NOOWON, Грузовая техника
ОМСКТЕХКОМПЛЕКТ
Холдинг «АМКОДОР»
Компания «ГИДРОМАШ»
ЗАО "СТС-автомобили"
ЗАО «Эберспехер Климатические Системы Сибирь»
СибТехСтандар
Фургоны «СибЕвроВэн»
ООО «Коммерческие автомобили - Группа ГАЗ»
«Разбор 66»
«Автотрейд»
«Интертехсервис»
Мерседес СТС

Citroen Картель

Пользователь платит

7 Май 2015

Через полгода в России заработает автоматизированная система взимания платы (СВП) с владельцев транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. В ее основу положен принцип «пользователь платит», который показал свою эффективность в ряде зарубежных стран, и позволил уйти от несправедливых схем. Наш корреспондент узнавал об особенности организации оплаты и необходимых мероприятиях, которые будут проведены в преддверии начала. 

Сегодня в стране зарегистрировано около 1,5 млн транспортных средств полной массой свыше 12 тонн, что составляет  лишь 3,5% автомобильного парка. Кроме того, по дорогам РФ движется около 400 тыс. грузовых автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в соседних странах. Как подсчитали специалисты, на эти транспортные средства приходится 56% наносимого ущерба дорожному покрытию на федеральных трассах.  

Практика взимания платы за проезд большегрузного транспорта по дорогам общего пользования основывается на принципе «пользователь платит» и успешно реализована во многих европейских странах. Впервые директива Евросоюза по организации оплаты проезда большегрузов появилась в 1999 году и стала предвестником и основанием для  законодательства по дорожным сборам. Она определяла принципы и механизмы взимания платы, а также размеры сборов для владельцев грузовых автомобилей и автопоездов с максимально разрешенной массой не менее 12 тонн. Впоследствии, уже в 2003 году были приняты дополнения к Директиве, которые распространили действие сборов на грузовые автомобили полной массой от 3,5 до 12 тонн. Система взимания платы с владельцев имеет целевой характер – собранные средства идут на развитие дорожной сети, поддержание состояния дорожного покрытия в пределах нормативных требований, а средняя ставка  отражает затраты на строительство, эксплуатацию и развитие дорожной сети. Опыт европейских стран получил положительную оценку отечественных специалистов. 

Основная причина невысокого качества дорог в нашей стране - хроническое недофинансирование работ по содержанию, ремонту и строительству дорог. Уровень финансирования дорожной отрасли значительно отстает от установленных нормативных требований. Несмотря на тот факт, что недавно были воссозданы дорожные фонды, привести состояние дорог в надлежащее состояние не представляется возможным. Теперь средства, полученные от сбора платы владельцами грузовиков, будут реально пополнять  дорожный фонд. Совокупность мер позволит к 2019 году довести до нормативного уровень финансирования дорожной сети федерального значения.    

Размер ущерба, причиняемого транспортными средствами, массой свыше 12 тонн при движении по дорогам федеральной сети, по оценкам специалистов, составляет порядка 180 млрд руб./год. Для компенсации данного ущерба из этой суммы были вычтены размеры транспортного налога, акцизов, выплачиваемые владельцами грузового транспорта, которые идут в дорожный фонд и направляются на содержание и развитие дорожной сети. Кроме того, был определен совокупный пробег в километрах всех транспортных средств. В результате расчетов был получен размер причиняемого ущерба данным классом грузового автотранспорта: он составил 3,5 руб за километр пробега. Эта величина была взята за основу при определении размера оплаты и утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2014 года. 

По предварительным расчетам, годовой объем собранных средств составит около 50 млрд руб. Планируется, что в 2019 году качество дорог федеральной дорожной сети будет соответствовать нормативному состоянию, а работы по содержанию, ремонту и строительству будут финансироваться в соответствие с нормативами на 100%. Контроль за сбором и распределением денежных средств возложен на Федеральное дорожное агентство и контролирующие государственные органы. 

На первом этапе система взимания платы будет действовать только на федеральных трассах. Средства будут поступать в федеральный дорожный фонд и распределяться в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом РФ. В дальнейшем действие системы взимания платы может быть распространено на региональную дорожную сеть. Но для этого потребуется корректировка законодательства и решения органов законодательной и исполнительной власти регионов РФ.

Как будем платить

Проект создания системы взимания платы с владельцев грузовой техники полной массой свыше 12 тонн уникален и фактически не имеет аналогов в мире. Первоначально режим оплаты будет распространен на федеральные трассы общей протяженностью 50 тыс. км. В перспективе будет подключена региональная дорожная сеть, протяженностью порядка 520 тыс. км.  

Уже определен срок начала функционирования системы взимания платы – ноябрь 2015 года. Для создания и эксплуатации системы государством будет проведен тендер, по итогам которого будет выбран оператор системы (ООО «РТ-Инвест. Транспортные системы»). Задача оператора – создание системы СВП и его эксплуатация. Для удобства владельцев транспортных средств по территории всей страны будут созданы консультационные пункты, пункты оплаты, организованы круглосуточный колл-центр и интернет-сайт. Для обработки данных о движении автомобилей и мониторинга оплаты будет создан Центр обработки данных. Контролировать соблюдение законодательства будут мобильные и стационарные системы. На федеральных трассах будут установлены рамные конструкции – не менее 480 штук, а также по федеральным трассам будут курсировать специальные автомобили, в количестве не менее 180 единиц. Система контроля будет фиксировать нарушения в автоматическом режиме с использованием средств фото- и видеофиксации. 

До начала движения по федеральным трассам владелец транспортного средства должен внести денежные средства на счет оператора из расчета 3,5 рубля за километр пробега. По мере движения автомобиля средства будут зачисляться в бюджет Российской Федерации. 

Оплата не будет зависеть от наличия груза в автомобиле. Разрешенная масса автомобиля определяется заводом-изготовителем. Система мобильного и стационарного контроля за счет использования специализированных сканеров будет определять, является ли автомобиль 12-тоником, установлено ли на борту специальное устройство и перечислена ли владельцем необходимая плата. Данные автоматически будут передаваться в Центр обработки данных.  

Предусмотрен строгий контроль за нарушителями законодательства – они будут привлекаться к ответственности в соответствие с Кодексом об административных правонарушений и штрафоваться (размер штрафа зависит от тяжести нарушения - от 5 тыс. до 450 тыс. руб.). Порядок предполагает направление сотрудниками МВД РФ нарушителям документов о привлечении к ответственности с приложением документов, подтверждающих совершение правонарушения.  

Одним из главных плюсов внедрения системы – исключение человеческого фактора и, соответственно, возможностей коррупционных схем. Благодаря автоматизированной системе коррупционная составляющая исключается с двух сторон: должностные лица не смогут вымогать взятки, а водители не смогут их давать. Поэтому на маршруте движения автомобилей ни инспектор ГИБДД, ни иной представитель государственных органов не могут привлекать водителя к ответственности за нарушение режима.




Не разогнать инфляцию

В транспортном сообществе существуют серьезные опасения о том, что расходы предприятий по системе взимания платы серьезно повлияют на рост цен на потребительские товары, перевозимые автотранспортом. На подготовительном этапе проводились расчеты, насколько серьезно вводимая система может разогнать инфляцию. Оказалось, что структура перевозок грузов автомобильным транспортом имеет существенную сырьевую направленность, а доля перевозок продовольственных и непродовольственных потребительских товаров автомобилями массой свыше 12 тонн и составляет лишь 3,8% от объема перевозок. Поэтому конечный потребитель на практике не должен ощутить на себе значимых негативных последствий от внедрения системы взимания платы с владельцев автомобилей большой грузоподъемности. Кроме того, основная доля перевозок потребительских и продтоваров осуществляется по региональной дорожной сети и приходится на транспортные средства полной массой менее 12 тонн. Нововведение не коснется социально-значимых перевозок. От платы будут освобождены грузовые машины, предназначенные для перевозки людей, а также специальные транспортные средства – пожарные, полиция, скорая медицинская помощь, автомобили МЧС.    

Отправить статью друзьям: