Наибольшим потенциалом среди всех сегментов грузового автотранспорта обладает рынок LCV (легкого коммерческого транспорта массой до 3,5 т). В этом сегменте грузовых малотоннажников доминируют цельнометаллические фургоны. Это самые востребованные «грузоперевозчики». Они оправдывают себя и в городе, и в пригороде. И даже на среднемагистральных перевозках они подчас выглядят предпочтительнее других грузовиков. Закрытый металлический кузов не подвержен воздействию вандалов так, как, например, тентованные бортовые платформы, и груз в них сохраннее.
Массовость и большое число грузовых и коммерческих автомобилей, встречающихся на городских улицах, обусловлены тем, что функция развоза небольших по весу партий грузов по многочисленным торговым, складским и прочим точкам требует большого числа единиц техники, чем например, для перевозки массовых грузов. Да и цельнометаллические фургоны могут использоваться для самых разнообразных целей.
«Нашими заказчиками цельнометаллических фургонов являются небольшие предприятия и компании частого бизнеса и ритейла», - отмечает Александр Асташенко, руководитель отдела продаж компании «КМПК-ТРЕЙД» (г. Кемерово), официальный дилер FIAT Professional.
Новый тренд среди перевозчиков отмечает Анатолий Данько, специалист по продажам коммерческих автомобилей Renault группы компании «Автомир»:
«Основная тенденция новосибирского рынка на сегодня – это передача малотоннажных перевозок на аутсорсинг. Т.е. если ранее существовали крупные предприятия со своим собственных парком автофургонов, то сейчас тенденция — привлекать частный бизнес к осуществлению перевозок. Конечно, есть ряд крупных компаний федерального уровня, у которых так и остался собственный парк всех видов грузовиков, но в целом – основная масса грузоперевозок осуществляется индивидуальными предпринимателями».
Цельнометаллические фургоны, грузопассажирские, маршрутные и специальные (скорая помощь, бронеавтомобиль, ритуальные перевозки и т.д.) – это несколько различные сегменты грузового рынка.
Если говорить о цельнометаллических фургонах, то, как показал опыт продаж, все модификации пользуются популярностью.
«Нам приходится держать на складе всю модельную линейку автофургонов, поскольку спрос на различные модификации постоянен в течение года, и нет явно выраженной тенденции в предпочтениях», - продолжает Анатолий Данько.
Основной критерий выбора у покупателей – это общая надёжность автофургона, известность марки и рекомендации. Тяжелые условия эксплуатации автофургонов в России, особенно в Сибири, – это состояние дорог и перепады температуры.
Александр Асташенко отмечает, что основными критериями выбора цельнометаллических фургонов являются топливная экономичность, низкая стоимость владения (включающая стоимость ТО, стоимость на вторичном рынке и т.д.).
Другой аспект выбора цельнометаллических фургонов – выбор параметров модели для эксплуатации в конкретных условиях работы перевозчика. Кому важна маневренность и возможность припарковаться в любом месте города, заехать в любое складское помещение или гараж – выбирают короткую базу и низкую крышу. Кому важно перевезти как можно больший объём в любых условиях – выбирают среднюю комплектацию.
Те, для кого приоритет – перевезти как можно больший вес, выбирают варианты длинной и сверхдлинной базы и т.д.
«Самые востребованные цельнометаллические фургоны — средней и длинной колесной базы со средней высотой крыши», - говорит Александр Асташенко.
Анатолий Данько констатирует развитие сегмента рынка цельнометаллических фургонов:
«По нашим собственным оценкам, наиболее востребованы из всей линейки модификаций автофургонов, конечно же, маршрутные автобусы, поскольку здесь существуют жёсткие нормативы периодической замены автопарка, и перевозчики вынуждены обновлять парк с установленной периодичностью. Также росту продаж маршрутных автобусов способствует активная застройка городов и пригородов и возросшая потребность в связи с этим в открытии новых маршрутов».
Новый фургон ГАЗа
У многих перевозчиков считается, что наиболее выгодное приобретение при минимальных затратах – российская «Газель», продукт Группы ГАЗ. Но, несмотря на конкурентную цену, быстрый возврат вложенных в нее инвестиций, эта отечественная машина не лишена недостатков. С одной стороны, она ремонтопригодна, имеет низкую стоимость запчастей, но с другой, — число поломок больше, чем у зарубежных конкурентов. И еще один немаловажный факт: Газель быстро теряет стоимость на вторичном рынке. В то же время на нее полным-полно запчастей, и для ремонта нет необходимости заезжать на сервис - основные операции можно выполнить своими силами.
Этим объясняется тот факт, что на рынке, по данным аналитического агентства «Автостат», в сегменте LCV на автомобили Группы ГАЗ в сентябре 2013 приходилось 49% продаж.
Однако сегодня никто не даст Группе ГАЗ долго оставаться бестселлером на отечественном рынке, конкуренты поджимают. Это стало причиной запуска проектаГазель-Next. На прошедшей в Москве выставке грузового транспорта «Комтранс-2013» нижегородское предприятие показало первый вариант цельнометаллического фургона, правда, на базе Соболь Next, считай, младшего в модельной линейке цельнометаллических фургонов автомобиля последнего поколения.
Выпуск цельнометаллических фургонов Газель Next начнется лишь в 2015 году. Почему-то маркетологи Группы ГАЗ посчитали, что первой на рынок должна быть выведена Газель с бортовым кузовом и различными надстройками на шасси. Но ведь сегмент рынка цельнометаллических фургонов важнейший в классе! И такая длительная задержка на старте в условиях высокой конкуренции в принципе не хороша. А нынешнее поколение цельнометаллических фургонов, по словам заводчан, останется на конвейере 3-5 лет, затем их выпуск могут перенести в одну из стран третьего мира.
Чтобы не терять традиционную аудиторию покупателей, тех, кто делает ставку на неприхотливое семейство нынешней Газели, инженеры Группы ГАЗ учли их потребности. Поэтому на нынешнее и на следующее поколение малотоннажников будут устанавливать глубоко модернизированный мотор Evotech. Это знакомый перевозчикам бензиновый двигатель производства Ульяновского моторного завода, но с глубоко переработанной конструкцией: рабочий объем уменьшен с 2,9 до 2,7 л, расход топлива снижен на 5%, ресурс более 400 тыс. км. Цена мотора не увеличится, а основные компоненты будут российскими.
Группа ГАЗ попытается сохранить долю на рынке путем сборки иномарки. Совсем недавно на производственных площадях в Нижнем Новгороде стартовала сборкаMercedes Sprinter. В этот проект было инвестировано порядка $150 млн. В партнерстве с немецким автопроизводителем смонтировано оборудование для сборки, в том числе и цельнометаллических фургонов. Станет ли новая продукция конкурентом зарубежным моделям? Александр Асташенко считает:
«Пока на рынке есть положительная динамика, но с появлением Mercedes-Benz российской сборки конкуренция возрастает».
Переформатирование рынка
Если перед отечественным производителем стоит задача во что бы ты ни стало удержать рыночные позиции, то для продавцов цельнометаллических фургонов иномарок – резко увеличить долю и объемы продаж. До последнего времени им это удавалось.
В 2010-2012 гг., когда отечественный рынок демонстрировал рост, росли и продажи цельнометаллических фургонов зарубежных марок.
Так, в прошлом году, если Группа ГАЗ с учетом экспорта и госзаказа увеличила продажи всего на 2%, то, например, у Renault – взрывной рост продаж - +73%; Ford, который локализовал производство Transit, увеличил продажи на 44%, а Volkswagen — на 12 %, Peugeot — пока на 4 %. Европейские автопроизводители заняли в зарубежном сегменте прочные позиции и фактически резко увеличивают свою долю на рынке. Причина - не только в многочисленных вариантах выбора цельнометаллических фургонов этих марок, но и проведенная адаптации автомобилей к российским условиям эксплуатации.
Сравнивая наличие коммерческих автомобилей и их модификаций у грузоперевозчиков в Москве и в Новосибирске, можно увидеть, что наш регион ещё в начале пути переоснащения автопарков.
«Сейчас владельцы автофургонов пока ещё нацелены на приобретение недорогих версий автофургонов отечественных производителей, где не всегда уделено должное внимание некоторым важным для владельцев и водителей фургонов мелочам и современным техническим решениям. Но те владельцы, кто нацелен на долгосрочную перспективу, – выбирают мировые бренды», - считает Анатолий Данько из группы компаний «Автомир».
На роль второго по значимости фургона на отечественном рынке после Газели еще несколько лет назад претендовал FIAT Ducato предыдущего поколения. Модель в середине прошлого десятилетия заняла пустующую нишу между отечественной Газелью и импортными моделями. Это автомобиль проекта Х2/44, который выпускался с 2001 по 2006 годы в Европе. На заводе компании Sollers была развернута локальная сборка.
Однако сегодня вторым по объемам продаж цельнометаллическим фургоном отечественного рынка стал Ford Transit, который с начала 2012 года начал производится на заводе Ford-Sollers в Татарстане. На елабужском предприятии ведется сборка Transit с дизельным двигателем Global Puma объемом 2,2 л мощностью 100, 125, 140 и 155 л.с. За 9 прошедших с начала года месяцев было продано более 9 тыс. фургонов Transit, модель сохранила лидерство в классе легких коммерческих автомобилей среди иностранных брендов.
«Существует несколько модификаций цельнометаллических фургонов Ford Transit: короткая база (длина грузового отсека 2 582 мм); средняя база (длина грузового отсека 2 949 мм); длинная база (длина грузового отсека 3 399 мм); удлиненная база (длина грузового отсека 4 100 мм), - говорит Александр Моськин, старший менеджер по работе с корпоративными клиентами ООО «МАКС Моторс Статус», официальный дилер Ford в Новосибирске. – Наиболее распространенные автомобили это 25-местные пассажирские Ford Transit и автомобили со средней и длинной колесной базой. Главным покупателем цельнометаллических фургонов являются грузоперевозчики, а также продавцы различных видов товаров и т.д. Главный критерий выбора – это соответствие автомобиля главной характеристике «цена качество». Автомобиль Ford Transit по этим параметрам один из лучших в классе, который соответствует данным критериям: он надежный, доступный по цене и недорогой в обслуживании».
Агрессивный француз
Французский автопроизводитель Renault стал самым динамичным в прошлом году на рынке цельнометаллических фургонов, показатель +73% свидетельствует об агрессивной борьбе за захват существенной доли рынка. Главным драйвером продаж французского бренда в классе цельнометаллических фургонов стал Renault Master, и этот факт уже отражает статистика.
Французские инженеры нашли для своих двигателей и подвесок оптимальное решение, которое позволяет эксплуатировать машину в любых температурных условиях, в любых дорожных условиях, исключая откровенное российское бездорожье, и при любом качестве топлива, без вложений после покупки в дополнительное оборудование. В частности, можно отметить отсутствие нареканий к работе двигателя и состоянию подвески со стороны обладателей любой версииRenault Master.
«Сегодня предлагается четыре варианта модификаций цельнометаллических фургонов Renault Master, в зависимости от потребностей клиента: четыре варианта длины, три высоты по вместимости – от 8 м3 до 15,8 м3. Если считать по вместимости европаллет (120*80 см) — от 3 до 5 европаллет», - говорит Анатолий Данько.
Второе пришествие
После утраты в 2011 году производства фургона FIAT Ducato и завершения неудачного партнерства с итальянским автопроизводителем встал вопрос, что же дальше? В ЗАО Крайслер РУС входит подразделение FIAT Professional, которое в срочном порядке вывело более современную и адаптированную версию FIAT Ducatoпоследнего поколения с весьма агрессивной (в хорошем смысле слова) политикой продвижения. Это, во-первых, более широкий ряд модификаций, чем у ближайших конкурентов (Peugeot Boxer, Citroen Jumper), достаточно привлекательная цена и широкая дилерская сеть. Со счетов не надо сбрасывать и имиджевую составляющую, заработанную прошлым поколением Ducato.
«Сегодня Fiat Ducato – это автомобиль с короткой, средней, длинной и экстрадлинной колесной базой. Три типа высоты грузового пространства, грузопассажирские и маршрутные автобусы. Дифференциация спроса происходит в сторону комплектаций «Ривьера», а также универсального салона грузопассажирского автомобиля, который может легко трансформироваться в цельнометаллический фургон», - отмечает Александр Асташенко.