+79139857900

Городской пассажирский транспорт. Как нам обновить парк автобусов?

15 октября 2013 в 14:16

Роль автобусных перевозок в жизни Новосибирска как крупнейшего мегаполиса Сибири трудно переоценить. На них приходится большая часть работы, выполняемой городским пассажирским транспортом. Сегодня в ходе реформирования маршрутной сети города муниципальные власти Новосибирска поставили задачу добиться повышения качества предоставляемых горожанам услуг пассажирских перевозок. В этом контексте предстоит провести масштабную работу по кардинальному обновлению подвижного состава городского пассажирского транспорта.

 

 

Сегодня в Новосибирске, как и других крупных городах Сибирского региона, автобусы являются наиболее распространенным видом городского пассажирского транспорта, который доступен всем слоям населения. Во многих отдаленных микрорайонах и жилмассивах, ввиду отсутствия других видов транспорта, автобус или маршрутное такси предоставляет единственную возможность обеспечить мобильность жителей.

Для создания эффективной и оптимальной городской системы общественного транспорта необходимы соответствующие парк и инфраструктура, отвечающие современным требованиям по качеству обслуживания и уровню безопасности. Новое время ставит и новые задачи для городского пассажирского транспорта. В ходе реализации многоступенчатой транспортной концепции муниципальные власти Новосибирска поставили цель обновить подвижной состав городского пассажирского транспорта, что улучшит качество поездок, откроет новые возможности для повышения мобильности населения, повысит безопасность пассажирских перевозок.

О том, как запустить процесс обновления подвижного состава предприятий и организаций перевозчиков, о том, какие трудности встречаются на этом пути, какие вопросы приходится решать, нашему изданию рассказал Президент СРО НП «Транспортный союз Сибири» Валерий Новоселов.

 

Новосибирск уже не в первый раз в новейшее время проводит массовое обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта. Какие задачи решило это мероприятие?

- За последние несколько лет произошли существенные изменения в сфере пассажирских перевозок, отправной точкой которых стала проводимая мэрией транспортная политика. Если вернуться на десять лет назад, то парки немуниципальных перевозчиков были представлены в основном автобусами малой вместимости – ПАЗ-3205. Тогда же маршрутная схема Новосибирска сложилась в целом, и сформировались основные транспортно-пересадочные узлы. В начале 2004 года в городе было проведено обследование пассажиропотоков, которое показало, что автобусы малой и средней вместимости, обслуживавшие на тот момент городскую маршрутную сеть, не могли обеспечить высокое качество перевозок пассажиров городского пассажирского транспорта. Условия выполнения перевозок зачастую не соответствовали нормативным требованиям, поэтому в мэрии Новосибирска было принято принципиальное решение о замене и обновлении парка, обслуживавшего муниципальную маршрутную сеть. Для городских маршрутов с высоким пассажиропотоком были привлечены автобусы большой вместимости (до 110 пассажиров).

Для реализации впервые проводимой в новых условиях реформы была проведена работа с перевозчиками, к этому активно подключилась общественная организацияНекоммерческое Партнерство «Транспортный союз Сибири». В первый год проводимой тогда реформы на муниципальную маршрутную сеть вышли 457 новых автобусов большого городского класса. К середине 2007 года численность обновленного парка автобусов уже превысила 600 единиц. В целом, муниципальную маршрутную сеть стали обслуживать 676 новых автобусов.

 

На какие марки автобусов была сделана ставка и как с высоты прошедших лет можно оценить правильность принятых тогда шагов?

- Мы изначально поставили задачу, чтобы парки муниципальных пассажирских предприятий Новосибирска (мэр поддержал это решение) укомплектовать большими городскими автобусами производства Минского автомобильного завода. Сначала это была модель МАЗ-104, а затем низкопольный городской автобус МАЗ-103. И сегодня в муниципальных предприятиях МКП КТО и ПАТП-4 основную часть парка составляют модели минского завода. За эти годы они показали себя вполне надежной, ремонтопригодной и экономичной техникой. А учитывая надежность узлов конструкции, высокий коэффициент готовности, возможность для использования людьми с ограниченными возможностями, ряд коммерческих перевозчиков Новосибирска тоже сделали выбор в пользу этой марки автобусов городского типа. И не пожалели. Сегодня, когда перед ними стоит вопрос обновления парка техники, они рассматривают в качестве объектов выбора опять автобусы белорусского производства, как хорошо себя зарекомендовавшие на маршрутах города.

Отечественные модели городских автобусов ЛиАЗ и НефАЗ, как показал опыт их эксплуатации на городских маршрутах, характеризуются меньшей надежностью, было много нареканий у перевозчиков на качество узлов, некачественную сборку, много отказов. Ряд наших перевозчиков приобрели китайскую и корейскую технику.

Одновременно в тот же период был запущен процесс замены 13-местных «Газелей». Перевозчики перешли также на такие модели зарубежного производства какFord Transit и Peugeot Boxer. Всего было заменено порядка 300 единиц маршрутных такси.

Провести масштабное обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта позволил системный подход. Между перевозчиками и муниципалитетом были заключены договоры на обслуживание маршрутной сети сроком на семь лет, что, соответственно, в свою очередь позволяло предпринимателям использовать современные финансовые инструменты, такие как лизинг или кредитование, быть уверенными в перспективе своего бизнеса и строить соответствующие планы, исключая различные риски.

 

Какое место в обновлении подвижного состава городского пассажирского транспорта уделяется сегодня в ходе проведении транспортной реформы муниципальными властями Новосибирска?

- Год 2013, по словам мэра Новосибирска Владимира Городецкого, становится началом реализации многоступенчатой транспортной концепции, в которой развитие комфортного и безопасного общественного транспорта является приоритетным направлением. Кроме того, необходимо сделать городской пассажирский транспорт более привлекательным для горожан и обеспечить его бесперебойную работу. Одним из ключевых условий является обновление подвижного состава городского пассажирского транспорта.

Сейчас начато проведение конкурсов на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярного сообщения в Новосибирске. Одно из условий конкурсной документации - обязанность перевозчика произвести замену подвижного состава на новый с аналогичными либо улучшенными техническими и конструктивными характеристиками, сроком в шесть месяцев.

Срок заключаемых договоров на обслуживание маршрутной сети составляет 10 лет, что дает возможность перевозчикам планировать замену подвижного состава. В конкурсной документации строго не регламентируется марка автобуса, а указывается лишь его класс, категория и вместимость. Перевозчик в зависимости от самых разнообразных факторов самостоятельно определяет марку транспортного средства, которое позволит ему обслуживать маршрут, выполняя договорные условия.

 

СРО НП «Транспортный союз Сибири» как некоммерческая общественная организация принимает активное участие в формировании финансовых инструментов для приобретения перевозчиками нового подвижного состава. Какие схемы финансирования разработаны и уже опробованы?

- Тот тариф на перевозку пассажиров, который действует с 1 февраля с.г. в Новосибирске, не позволяет предпринимателям обновлять подвижной состав своих парков без применения финансовых схем. Поэтому важно, чтобы перевозчик имел рассрочку, мог без первоначального взноса приобрести автобусы и поставить их на маршрут.

С помощью специалистов «Транспортного союза Сибири» отработаны и опробованы подобные схемы. Без первоначального взноса были приобретены перевозчиками более 60 единиц техники малого класса марок PeugeotFord«ГАЗель» совместно с поставщиками коммерческого транспорта, такими компаниями как ГК «МАКС Моторс»«СЛК Моторс»«Патриот Авто»«Сармат». Под гарантии НП «Транспортный союз Сибири» данные компании предоставили перевозчикам новый пассажирский транспорт на приемлемых условиях и без первоначального взноса. Сделки кредитуются уполномоченными банками. Некоммерческое партнерство несет ответственность перед банками и компаниями-дилерами. Если перевозчик по каким-либо причинам начинает задерживать платежи, приходится проводить с ним работу. В исключительных случаях, если перевозчик не будет справляться со взятыми на себя обязательствами, то транспортное средство будет изыматься.

Сегодня ведется работа с поставщиками больших городских автобусов. Вскоре состоится первая подобная сделка на 10 автобусов марки НефАЗ. Планируем, что в течение 2013 года на маршруты выйдет порядка 100 новых городских автобусов.

 

Когда в Новосибирске будет полностью обновлен городской пассажирский транспорт?

- Муниципалитет будет и далее проводить конкурсы на право заключения договоров об организации пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам городского пассажирского транспорта. Они перейдут и в новый 2014 год. Таким образом, в определенном порядке уже заложено обновление подвижного состава. Думаю, что до конца следующего года весь парк перевозчиков будет укомплектован новой техникой.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >