19 Август 2013
Объединение Перевозчиков Сибири (ОПС) 9 августа обратилось к главе Правительства РФ Дмитрию Медведеву. Заявители требуют пересмотра сроков введения платы за пользование федеральными автодорогами. Плата за дороги в нынешних условиях несправедлива, и ударит она именно по легальным грузоперевозчикам, негодует ОПС.
14.06.2013 г. Правительство РФ приняло «Постановление о взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Согласно документу с 1 ноября 2014 г. вводится плата за проезд большегрузов по федеральным автодорогам. Размер оплаты - 3,5 руб. за 1 км пути по названным дорогам. В дальнейшем плата будет ежегодно индексироваться в соответствии с уровнем инфляции. Взимать плату будут с помощью специальной автоматизированной системы. Каждый большегруз оборудуют бортовым устройством, позволяющим с помощью технологии ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определять маршрут движения машины. Оплатить проезд надо будет заранее исходя из планируемого маршрута движения. Авторы и разработчики Постановления ссылались на европейскую практику взимания платы с пользователей автомагистралей.
Однако в ОПС убеждены, что введение в будущем году такой платы очень преждевременно. «Во-первых, стандарты безопасности российских трасс не соответствуют стандартам европейского дорожного хозяйства, - поясняет президент ОПС Вячеслав Трунаев. – На наших дорогах нет разделения встречных потоков барьером, а ведь по статистике почти все автоаварии со смертельным исходом происходят в результате лобового столкновения! Во-вторых, сегодняшнее состояние федеральных дорог таково, что это перевозчикам впору требовать компенсацию за ущерб, причиненный грузовикам. На отдельных участках каменистые обочины с гравием и валунами шире, чем сама трасса. А где-то просто нет асфальта! Разбитые стекла, порезы шин – неизбежные результаты поездок. Амортизационные расходы перевозчиков достигают 380 000 руб. в год на одну машину. Ссылки на европейский опыт неубедительны и потому, что на наших федеральных трассах нет элементарного сервиса (удобных парковочных карманов, цивилизованных сортиров, уборки и чистка дорог), который необходим исходя из самой идеологии введения платы за пользование дорогами, и который присутствует на любой европейской магистрали. К тому же соблюдение предоплаты, закрепленной в Постановлении в настоящее время невозможно для подавляющего большинства грузоперевозчиков. По обычаям делового оборота грузоотправители (как местные, так и федеральные и транснациональные) оплачивают перевозку с отсрочкой от 30 до 60 дней. Поэтому предоплата ляжет на перевозчиков тяжелым бременем».
Трунаев считает, что вступление в силу Постановления поставит легальных перевозчиков в самое невыгодное положение по сравнению с нелегальными, которые в последние годы очень активны на рынке грузоперевозок: ведь автомобили «серых» предпринимателей не будут снабжать прибором c GPS/ГЛОНАСС-датчиком. Такую дискриминацию могут изменить только серьезные изменения законодательства (например, разрешение перевозить грузы только юридическим лицам).
Кроме того, ОПС в своем обращении поставил вопрос о коррупциогенности постановления: не установлен орган, призванный контролировать исполнение правового акта.
Справка
По данным Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России количество погибших в ДТП водителей резко возросло с 2010 г., и 26% погибших приходится на федеральные автодороги.
Метки статьи: плата за проезд большегрузов, большегруз