Погода
Реклама
Реклама

Почему стучит рейка?

01.04.2015

Реечный рулевой механизм – одна из самых распространенных систем рулевого управления автомобиля. Благодаря своей простой конструкции и высокой эффективности управления сегодня реечными механизмами оснащаются практически все автомобили. Однако, даже самые надежные конструкции могут легко выйти из строя. Так почему же стучит рулевая рейка? Давайте разбираться.

Слабые места

Реечный рулевой механизм отличается простотой конструкции. По сути, он состоит из двух основных частей – стойки с зубцами и шестерни, на которую передается усилие от руля. Далее рейка соединяется с рулевыми тягами, которые, в свою очередь, связаны с колесами через рулевые наконечники. Поворотный механизм работает очень просто – при повороте руля рейка перемещается в определенном направлении, приводя в движение рулевые тяги, которые, собственно, и поворачивают колеса в нужную сторону. Простота конструкции обеспечивает очень высокую точность управления и надежность всего механизма – при правильной и аккуратной эксплуатации рулевая рейка может служить достаточно долго.

Впрочем, у этого механизма есть и слабые места. Рулевая рейка очень чувствительна к ударным нагрузкам, при движении может немного вибрировать. Кроме того, процесс монтажа рулевой рейки достаточно сложен, несмотря на простоту самой конструкции. Именно поэтому рулевой реечный механизм требует особого внимания к себе – ремонтировать и устранять мелкие дефекты намного проще, чем снимать всю рейку целиком.

 

Откуда стуки?

 «Первые признаки неисправности рулевой рейки – люфт в рулевой колонке, посторонние стуки в передней части автомобиля, гул, раздающийся при вращении руля, - говорит Михаил Кухновец, администратор автоцентра «Азия». –  Стуки и люфт могут быть связаны с износом механизмов рулевой рейки, а также рулевых тяг и рулевых наконечников. Гул при вращении руля и масляное пятно под машиной могут свидетельствовать о  неисправности гидравлической рейки, течи сальников или шлангов высокого давления».


Прежде всего необходимо исключить вероятность стуков в рулевых тягах и рулевых наконечниках – а чаще всего стучит не сама рейка, а именно они. На неисправность наконечника может указывать поврежденный пыльник, с рулевой тягой все сложнее – нередко пыльник оказывается цел, и дефект скрывается под ним.  Впрочем, эти проблемы легко устранимы  – поврежденные детали нужно просто заменить. Если же стуки возникают внутри самой конструкции рулевой рейки, причин тому может быть несколько.


Центральный зуб. Основная нагрузка при движении приходится на три центральных зуба  рейки, так как большую часть времени руль находится именно в центральном положении. Зубья становится тоньше и острее соседних, и в результате прижим «червяка» к рейке ослабляется. В движении это проявляется небольшим люфтом руля и стуком в рейке при движении по неровной дороге.

Опорная втулка служит направляющей для перемещения вала и для его центровки в корпусе рейки. Если вал пострадал от коррозии, опорная втулка изнашивается очень быстро. В результате во время движения вал стучит по корпусу рейки.

Поджимной сухарь  также может стать источником стука. Именно эта часть рулевого механизма отвечает за прижим вала рулевой рейки к червяку. Принцип его работы похож на устройство подшипника скольжения. Со временем антифрикционная накладка истирается, возникает износ сухаря, и он начинает «болтаться», стуча о корпус рулевой колонки.

Течь в рулевой стойке возникает из-за износа сальников рейки или из-за образовавшейся на вторичном (силовом) валу коррозии. Причиной коррозии являются порванные пыльники на рулевых тягах, а также износ сальников в корпусе самой рейки.

Замена пыльников – несложная задача, с которой справится любой автомеханик. Ремонт внутренних механизмов стойки, напротив,  требует специального оборудования, поэтому без визита в специализированный  автосервис здесь просто не обойтись. При капитальном ремонте меняются все деформированные детали, а при необходимости производится также шлифовка вала – сложный технологический процесс, состоящий из нескольких операций. Сначала при помощи шлифовального станка с поверхности вала убирают всю коррозию, затем вал покрывают мягким сплавом, который дополнительно защищается слоем хрома. Хромовое покрытие позволяет в разы увеличить устойчивость детали к износу. Хромированная поверхность дополнительно полируется для достижения максимальной чистоты поверхности.

Впрочем, стук не всегда означает серьезную проблему – нередко при движении стучат недостаточно хорошо затянутые крепежные соединения. Как правило, такой стук исчезает, стоит лишь как следует подтянуть все болты и гайки. Или использовать самоконтрящиеся гайки



Советы по эксплуатации

Капитальный ремонт рулевой рейки – дорогое удовольствие, поэтому лучше приложить максимум усилий к тому, чтобы избежать его или хотя бы отсрочить.

«Срок службы рулевого механизма во многом зависит от манеры езды, от того, как человек ведет себя на дороге, - говорит Михаил Кухновец. – Агрессивная езда по ямам часто приводит к выходу из строя рулевого механизма. Дороги в России не очень хорошие – заехали в ямку, был удар, рулевая рейка пострадала. Нередко причиной может служить и неисправная ходовая часть, увеличивающая нагрузку на рулевой механизм. Обязательно нужно регулярно проходить ТО, чтобы вовремя выявлять все слабые места. К примеру, на рейке может быть порван рулевой пыльник – внутрь может попадать влага и грязь, что неизбежно приведет к коррозии и быстрому износу всех механизмов: подшипников, сальников, опорных втулок. Влияет на срок службы и несвоевременная замена жидкости в ГУРе. Одним словом, надо все проверять и обслуживать вовремя, чтобы не доводить до серьезного ремонта или даже замены, которые сейчас могут влететь в копеечку – цены на комплектующие и запчасти резко поднялись».


Для увеличения ресурса рулевой рейки необходимо выбирать качественную смазку. Стоимость оригинальных смазок, конечно, выше, но при этом одного тюбика в 250 граммов хватит приблизительно на 10 смазок. Выбирая смазку, обращайте внимание на ее характеристики – он должна соответствовать температурным условиям вашего региона, а ее химический состав должен быть совместим с пластиковыми и резиновыми деталями рулевой рейки. Соответствующие рекомендации можно найти в мануалах автопроизводителей.

Чтобы продлить жизнь рулевой рейке, нужно пересмотреть манеру вождения, особенно если вы привыкли ездить быстро и агрессивно. Ямы и неровности, а также «лежачих полицейских», нужно проезжать максимально аккуратно, чтобы избежать ударов и перегрузок, рулевая рейка не любит резких торможений.


«Оставляя машину на морозе, всегда выравнивайте колеса – советует Михаил Кухновец. –  Вывернутые колеса могут привести к выдавливанию сальников. После пуска двигателя нужно дать машине немного поработать, чтобы нагрелся двигатель и  масло в рулевом механизме, и только после этого начинать движение».


В заключение добавим, что при малейших проблемах в рулевом управлении визит в автосервис лучше не откладывать – от этого зависит не только срок службы механизма, но и ваша безопасность на дороге.

 

Отправить статью друзьям: