Погода
Реклама
Реклама

Транспортная безопасность. Особенности законодательного подхода

28.03.2014

Обеспечение безопасности в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом остается одной из первоочередных задач. Для повышения транспортной безопасности необходимо создание условий, способствующих безопасной эксплуатации транспортных средств, организация работы транспортных предприятий, участвующих в перевозочном процессе, а также строгий контроль со стороны государственных органов. Наш материал о разделах в федеральном законодательстве, направленных на профилактику и предупреждение дорожных происшествий, совершенствование регламентов, норм и правил осуществления перевозочного процесса.     

Государственное регулирование на транспорте является одним из важнейших инструментов обеспечения безопасности пассажирских перевозок. Однако пока законодателем не приняты два основополагающих федеральных закона – «Закон о транспорте» и «Закон о безопасности на транспорте». Этот правовой вакуум будет ликвидирован в 2014 году - в повестке  Государственной думы РФ намечено принятие этих двух фундаментальных законов. Сегодня федеральным законодательством регулируются только отдельные аспекты деятельности перевозчиков и контролирующих органов. 

У государственного регулирования транспортной безопасности имеются два главных аспекта.
Первый.
Издание законодательных и нормативных актов, регулирующих права и обязанности перевозчиков и пассажиров. На государственном уровне также разрабатываются четкие стандарты и прописывается ответственность на всех этапах.
Второй. Жесткий государственный надзор за их исполнением. Есть и третий аспект обеспечения транспортной безопасности – информационная составляющая, которая является как средством предупреждения, так и контроля и проведения мониторинга в режиме реального времени.

Проверки, проводимые органами ГИБДД и автотранспортного надзора, выявляют грубые нарушения перевозчиками разных форм собственности требований федерального законодательства, нормативных и правовых документов.
Как правило, такие нарушения хорошо известны. Это слабый контроль за техническим состоянием транспортных средств, работающих на маршрутах, слабый контроль со стороны руководителей за водительским составом на линии. В результате в Новосибирской области за время проведенных проверок органы выявили более 20000 нарушений, в том числе и такие вопиющие как управлением транспортными средствами водителями в нетрезвом состоянии.

С другой стороны, у многих перевозчиков слабая материально-техническая база, высокая текучесть кадров, низкий квалификационный и дисциплинарный уровень водительского состава. Все эти факторы составляют перечень рисков, не способствующих снижению аварийности на транспорте и повышению безопасности перевозок пассажиров.
Сегодня законотворческий процесс нацелен на совершенствование как требований к организации перевозочного процесса и работы предприятий, что, по мнению законодателей, должным образом позволит кардинально изменить ситуацию в транспортной системе страны.
За последние годы принят  ряд федеральных законов, Постановлений Правительства РФ и приказов профильного министерства транспорта РФ, регламентирующих свод правил по ужесточению контроля как за перевозчиками, так и за организацией перевозочного процесса.

Другой важной составляющей является реализация ведомственных и региональных программ безопасности дорожного движения, которые предусматривают комплекс мер по снижению уровня аварийности, травматизма на дорогах. Однако эффект от принимаемых мер не всегда показывает устойчивые долговременные положительные тренды от принимаемых мер. Это свидетельствует о несистемности принимаемых решений и подходов к обеспечению безопасности дорожного движения.

Законодатели в прошедшем году приняли ряд нормативных документов, регламентирующих новые подходы к организации производственного процесса перевозчиков. 

Детский фактор

Одной из главных законодательных инициатив ушедшего года стало Постановление Правительства РФ №1177 от 17 декабря 2013 года, регламентирующее порядок организации перевозок детей. Правила, предусмотренные данным документом, определяют требования, предъявляемые при организации и осуществлении организованной перевозки группы детей автобусами в городском, пригородном и междугородном сообщении.

Требования законодательства таковы. При перевозке группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, оснащенный тахографом и аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. При осуществлении перевозки детей обязательны следующие документы: договор фрахтования, документ, содержащий сведение о медицинском работнике, сопровождающем группу, список детей, списко сопровождающих, список набора продуктов и т.д. К управлению автобусами, осуществляющими перевозку группы детей, допускаются водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее 1 года и не подвергавшиеся в течение года административному наказанию в виде лишения прав управления транспортным средством. Если продолжительность перевозки превышает три часа, то фрахтователь обязан обеспечить наличие в автобусах наборов пищевых продуктов – сухих пайков и бутилированной воды из ассортимента, установленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей. 

Данный порядок осуществления перевозок групп детей вступает в силу уже этим летом – 17 июня 2014 года.

Иностранцы за рулем

Еще одной из новелл российского законодательства стал подписанный Президентом РФ  федеральный закон №92-ФЗ от 7 мая 2013 года, который регламентирует внесение изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс об административных правонарушениях. Согласно принятому законодательному акту, наиболее значимой новеллой стало обязательное наличие российского водительского удостоверения у водителей-иностранцев, работающих по найму. Первоначально закон определял введение нового порядка с 5 ноября 2013 года. Однако, поскольку согласование процедуры затянулось, 2 ноября законодатели продлили срок, необходимый для замены прав. Он был перенесен на 9 мая 2014 года.

Поскольку одной из проблем отрасли стал кадровый голод, то перевозчики разных форм собственности стали нанимать для работы на маршрутах водителей из стран ближнего зарубежья, которые имеют национальные водительские удостоверения. В ряде транспортных предприятий водители-мигранты стали весьма внушительной частью штата водителей. Статья 2 ФЗ запрещает допускать к управлению транспортным средством водителей, не имеющих российских водительских удостоверений.

Можно предположить, что после начала проверок ряд перевозчиков могут попасть под штрафные санкции в размере до 50 тыс. руб за каждого водителя с национальными правами.

В настоящее время большая часть новосибирских предпринимателей составили списки водителей-мигрантов, которые прошли проверку в УФМС. Водители сдают экзамены. Однако первые проведенные экзамены показывают низкий уровень знаний ПДД. По словам Василия Иванько, начальника Управления государственного автодорожного надзора, если результаты обычно свидетельствуют о том, что только 15% водительского состава с первого раза проходят тест на знание ПДД по категории «D», то среди водителей-мигрантов из 100 человек проходят аттестацию всего 7 человек, таким образом, 93% не могут сдать экзамен с первой попытки.

Любопытная деталь: мигранты сегодня сдают только теорию, но не сдают два других этапа экзамена – «площадку» и «горку».

Предрейсовый осмотр

С 31 марта 2014 года вступают в силу изменения в федеральный закон №437-ФЗ об  изменениях освидетельствования водителей при предрейсовом осмотре.

За нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как правило, перевозчики заключают с врачебным персоналом договоры на проведение предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей. Новое требование федерального законодательства – все кабинеты, где проводятся такие осмотры должны быть лицензированы, за исключением врачебных кабинетов, находящихся в лечебных учреждениях (больницах и поликлиниках). 

Для лиц, официально работающих водителями, предусмотрены обязательные предварительные медосмотры при устройстве на работу; периодические медосмотры не реже одного раза в два года, а также обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры.

Отправить статью друзьям: