В предыдущих номерах журналов «Авто54» мы постоянно возвращались к теме некоторых видов обслуживания автомобиля, которые автолюбитель можно выполнить самостоятельно. Например, это смена свечей и лампы в блок-фаре или заднем фонаре, замена воздушного или салонного фильтра, даже смена тормозных колодок и т.д. Однако мы еще не касались актуальной темы - ремонт прокола покрышки во время путешествия на далекой загородной трассе. Это неприятная ситуация, особенно если багажник плотно забит вещами, запаску долго доставать (или по каким-то причинам ее и вовсе нет), а поиск шиномонтажной мастерской сулит серьезным отклонением от заданного маршрута. Как быть?
Волшебный жгут
Отыскать и без посторонней помощи залатать прокол шины - это важнейший навык, обладать которым должен каждый автолюбитель. Прокол бескамерной автомобильной шины, как правило, заметен не сразу, кроме тех редких случаев, когда источник пореза вполне очевиден - торчащая шляпка гвоздя или болта.
В принципе, шины бескамерного типа рассчитаны на проколы подобного рода, и видимо по этой причине частенько наши автолюбители так и ездят с проколом, ограничиваясь постоянной подкачкой. Однако посторонний предмет в конструкции покрышки при накачивании колеса может повредить нити корда, а они выполняют такие же функции, что и спицы в велосипеде, и если их повредить, то колесо пойдет винтом. Поэтому с ремонтом колеса лучше не затягивать.
Строительный гвоздь или другой предмет необходимо вытащить, а сам прокол – основательно залатать.
Проколы в бескамерных автопокрышках достаточно закупорить «уплотняющим жгутом» (или «кордовым жгутом»). При этом разбирать колесо совсем не обязательно. А для ремонта переднего колеса машины достаточно просто вывернуть руль в сторону и воспользоваться домкратом.
Для ремонта колеса, как уже сказано выше, подойдут специальные
кордовые жгуты для ремонта проколов, важнейшая составляющая которых - нейлоновое волокно. Оно пропитано липким бутил-каучуком. Чтобы правильно установить жгут, необходимо использовать спиральное и установочное шило. С помощью спирального шила проходим прокол целиком и, поворачивая по часовой стрелке, чистим его от всякой грязи.
С каждым поворотом шило все больше расширяет канал и разделяет нити металлического корда, при этом никакого вреда им не наносит. С помощью установочного шила в подготовленное отверстие аккуратно просовываем жгут, затем выкручиваем спиральное шило и проталкиваем на 3-4 сантиметра шило со жгутом. Потихоньку вытаскиваем установочное шило, а жгут должен остаться на месте. Все лишнее отрезаем, оставив только 2-3 миллиметра над поверхностью протектора. Теперь осталось только установить колесо обратно и накачать его.
Отремонтировать прокол поможет и
резиновый жгут с адгезионным покрытием. Метод ремонта колеса почти такой же, но есть и свои особенности. Во-первых, не рекомендуется использовать шило в виде рашпиля, так как при очистке проходного отверстия оно обрывает нити корда, в результате чего при установке повреждается сам жгут. Лучше всего выбрать инструмент для ремонта колеса, имеющий боковой выход. Во-вторых, прежде чем установить жгут, его следует хорошенько смазать клеем, который должен вступить в химическую реакцию с адгезионной оболочкой (клей должен быть рекомендован заводом-производителем жгута). Преимущество подобного ремонта колеса - воздухонепроницаемое уплотнение резины, а недостаток - поврежденный каркас автошины, который ничем не усилен изнутри.
Для ремонта проколов применяют еще и так называемые
усиленные ремонтные жгуты, каркас которых состоит из нитей нейлонового корда, а оболочкой служит адгезионный слой. Технология ремонта - такая же, как и у вышеуказанных жгутов. Усиленные жгуты стоят не намного больше резиновых жгутов, но говорят, что они надежнее. К сожалению, и здесь отсутствует гарантия вечной службы отремонтированного колеса.
Далее – только шиномонтаж!
Следует помнить, что подобные жгуты не предусмотрены для ремонта колеса боковых поверхностей шины. В этом случае надежнее всего воспользоваться услугами профессионалов и не рисковать. Ведь в случае прокола воздух из бескамерной шины выходит постепенно, и есть время на то, чтобы безопасно остановить автомобиль на обочине. Порез же сопровождается быстрой, почти мгновенной потерей давления в колесе: при этом автомобиль может потерять управляемость, особенно если пострадало переднее колесо.
Именно поэтому
устранять порезы самостоятельно не рекомендуют (хотя наборы для такой процедуры тоже есть в продаже). Лучше поменять колесо на запасное и добраться до ближайшего шиномонтажа.
«По большому счету я бы вообще не рекомендовал автолюбителям ремонтировать шины колеса самостоятельно, - рассказывает
Денис Печерский, мастер-приемщик технического центра «АвтоКОМ». – Сейчас везде продаются наборы жгутов для ремонта проколов в дороге. Но если вы увидели гвоздь в шине, и есть шанс поставить запаску или «докатку», после чего добраться до шиномонтажной мастерской, то не пытайтесь исправлять прокол самостоятельно. Особенно если речь идет не о проколе, а боковом порезе. Еще есть виды проколов, которые приводят к разгерметизации шины: она отходит от борта, и автолюбитель не сможет накачать ее. То есть без специальной подготовки, ни разу не сталкиваясь с такой ситуацией, человек может не справиться с задачей ремонта колеса. Поэтому лучше воспользоваться запасным колесом и постараться найти ближайшую шиномонтажную мастерскую».
Но даже после квалифицированного ремонта колеса при порезе с поврежденной покрышкой специалисты рекомендуют использовать как запасное колесо или, по крайней мере, установить на заднюю ось - так безопаснее с точки зрения возможной разгерметизации.
Константин Сливкин, технический директор ЗАО «МИРавто», официальный дилер Volkswagen в Новосибирске: «Вопрос ремонта прокола шины в дороге, я думаю, каждый человек будет решать по-своему. Кто-то вызовет
эвакуатор, кто-то снимет колесо и заменит его запаской. В редких случаях кто-то постарается устранить прокол своими силами с помощью ремкомплектов для ремонта шины. Правда, иногда просто не видно - где произошел прокол, и тогда устранить его нет никакой возможности. Многое зависит от конкретной ситуации - например, на сильном морозе мало кто вообще выйдет из машины, разве что только на время замены неисправного колеса на запасное. Если же человек компетентен решить вопрос сам, то никто возражать не будет. Что касается вопроса нарушения гарантийного договора с дилером, то я рекомендую на пробитой или проколотой шине постараться не ехать, чтобы она окончательно не порвалась и не превратилась в «кусок резины». Во всех остальных случаях всегда можно сделать ремонт колеса на станции шиномонтажа».