Неисправность системы рулевого управления является одной из самых серьезных неполадок в автомобиле. В большинстве современных легковых машин сегодня применяется система реечного рулевого механизма, благодаря чему перечень неисправностей рулевого управления значительно сократился.
Основным преимуществом реечных механизмов является высокий КПД и наличие в рулевом приводе меньшего числа шарниров. Передаточные отношения механизма определяются отношением числа оборотов зубчатого колеса, равное числу оборотов рулевого колеса, к расстоянию перемещения рулевой рейки. За счет соответствующей нарезки зубьев на рулевой рейке есть возможность получения переменного передаточного числа при перемещении этой рулевой рейки. Это в итоге уменьшает действующие в приводе силы или перемещение рулевой рейки для коррекции в работе рулевого привода.
Неисправности рулевого управления
И все же современная система рулевого управления, при всех ее преимуществах, не является вечной и со временем дает сбои. Каковы же основные неисправности рулевого управления? По мнению специалистов, самой распространенной неисправностью рулевого управления является износ шарового шарнира наконечника рулевой тяги.
К неисправностям рулевого управления также относятся: износ передающей пары («шестерня-рейка»); нарушение герметичности рулевого механизма; износ или разрушение подшипника рулевого вала; износ шарнира наконечника рулевой тяги.
Не стоит забывать и о неисправностях гидроусилителя руля.
Различают следующие неисправности гидроусилителя руля: износ подшипника вала насоса; пробуксовка ремня привода насоса; низкий уровень рабочей жидкости в бачке; засорение элементов привода (фильтрующего элемента, клапана насоса и др.); ослабление крепления или повреждение шлангов.
Немного о рулевой рейке
Главные причины износа рулевой рейки – это наши дороги, а точнее – постоянная тряска на ухабах и пыльные улицы. Если вы не любитель притормаживать перед ямами на дороге, вам надо быть готовым к тому, что рулевая рейка начнет стучать очень скоро. А если вы не хотите в один ужасный момент обнаружить, что этот узел подтекает, то проверяйте целостность пыльников на рулевой рейке как можно чаще. Стоит только прозевать небольшую дырку, как внутрь рулевой рейки станет попадать грязь, а это быстро приводит к износу уплотнителей. И возникнет течь.
В большей степени работоспособность гидравлической рулевой рейки зависит еще не только от условий на дороге, но и от самих водителей. Некоторые водители бросают зимой на морозе свой автомобиль с вывернутыми колесами. Это приводит к тому, что гидравлические рулевые рейки выходят из строя. Многие постоянно забывают вовремя сменить гидравлическую жидкость в системе гидроусилителя руля, что тоже может привести к преждевременному износу рулевой рейки. Тут уж пеняйте на себя, как говорится.
Почему это происходит?
Рулевое управление ломается по целому ряду причин. Одна из самых основных – резкая, грубая манера езды, с резкими поворотами
руля да еще и по дороге с грунтовой поверхностью. Впрочем, это приводит к быстрому износу вообще всей ходовой части. В целом же причинами неисправностей рулевого управления являются: низкое качество дорог; нарушение правил эксплуатации (изменение периодичности обслуживания, применение некачественной рабочей жидкости и комплектующих); неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы; предельный срок службы системы (износ деталей по истечении срока годности).
Причиной неисправностей рулевого управления могут также стать различные отклонения от рабочих характеристик колес (давление в шинах, балансировка, степень износа шин, износ ступичного подшипника).
Первые признаки
О наступающей неисправности рулевого управления свидетельствуют, как правило, различные внешние признаки, основными из которых являются: стуки в рулевом управлении; биение на рулевом колесе; увеличенный люфт рулевого колеса (люфтом называется холостое движение рулевого колеса, при котором поворот не производится); тугое вращение рулевого колеса; шум в усилителе рулевого управления; подтекание рабочей жидкости.
Несколько слов о «подтекании рабочей жидкости». Подтекание рабочей жидкости в элементах рулевого управления происходит не так явно, как при неисправностях системы охлаждения – лужу под автомобилем вы не увидите. Установить подтекание можно при детальном осмотре системы, при этом неисправный элемент выглядит влажным, специалисты еще говорят – «запотевшим».
К внешним признакам и вызывающим их неисправностям рулевого управления также относятся: стуки в рулевом управлении, износ шарнира наконечника рулевой тяги, ослабление крепления шаровой опоры и биение на рулевом колесе, износ или разрушение подшипника рулевого вала и отклонения от рабочих характеристик колеса. Стоит также обратить внимание и на нарушение угла установки колес, пробуксовку ремня привода, низкий уровень рабочей жидкости, засорение элементов привода и шум в усилителе рулевого управления.
О неисправности свидетельствует еще и нарушение герметичности рулевого механизма (износ пыльника рулевой тяги) и ослабление крепления или повреждение шлангов.
Советы специалистов
Как быть автомобилисту, например, владельцу подержанного автомобиля марки Volkswagen, если он заподозрил первые признаки неисправности рулевого управления? «Если у человека возникли первые подозрения о неисправности, то ему лучше сразу же приехать к специалистам, которые проведут грамотную диагностику и скажут – правомочны эти подозрения или нет, – говорит Александр Беляков, заместитель генерального директора по производству дилерского автосалона Volkswagen компании «Автомир-Новосибирск». – О первых признаках неисправности рулевого управления могут свидетельствовать вибрации, стуки, щелчки, хрусты, увод автомобиля в сторону, биение руля и т.д. То есть все вещи, которые причиняют неудобство при управлении. Но если просто возникли всего лишь первые подозрения о неисправности, то проще всего приехать к нам в дилерский сервис на инструментальную диагностику. Стоимость ее невысока, заодно проверят и «развал-схождение», и по итогам диагностики будет ясно – нуждается автомобиль в ремонте или нет».
Но и это еще не все. Не за горами, как это ни прискорбно, первые осенние заморозки, что сильно влияет на неполадки рулевого управления, которые в летний период были пока не заметны. Дело в том, что низкие температуры создают дополнительные нагрузки на систему рулевого управления иномарок.
Что здесь можно назвать самым слабым звеном? «В этот период чаще всего либо выходят из строя шланги высокого давления (они могут порваться), либо слетают хомуты, и в итоге слетают шланги, - говорит Сергей Филиппов, мастер технического центра «Автолаб». – Масло замерзает, возникает излишне высокое давление, насос качает масло, но из-за того, что оно слишком густое, – шланг выдергивается. Желательно накануне зимнего сезона проверить состояние спецжидкости и при необходимости ее заменить, а также нужно обязательно проверить состояние всех хомутов».
«При низких температурах могут порваться пыльники – из-за перепадов температур на резиновых пыльниках может образоваться наледь, - говорит Валерий Ткачев, заместитель генерального директора по производству дилерского автосалона Renault компании «Автомир-Новосибирск». – Шланги могут лопаться в том случае, если спецжидкость выработала свой ресурс и вовремя не была заменена - в этом случае возможно выдавливание с рейки рулевых уплотнителей».