Большинство опытных автолюбителей паркуется без проблем, причем не важно – мужчины это или женщины. Однако среди автолюбителей немало и тех, для кого парковка, даже несмотря на длительный стаж вождения, – остается очень сложным делом. Именно такие люди и приобретают автомобили с системой активной помощи при парковке. Как она действует, насколько она эффективна? На эти вопросы попытался найти ответы корреспондент «Авто и Сити».
Совсем не обязательно быть зеленым новичком, чтобы испытывать проблемы с парковкой: есть люди, у которых наблюдается ярко выраженная идиосинкразия на езду задним ходом, а кто-то панически боится поцарапать соседнюю машину или повредить диски о бордюр. Помочь делу может умная электроника.
Мой первый опыт:
Ford Focus III
Впервые с действием системы активной помощи при парковке корреспондент «Авто и Сити» столкнулся во время тест-драйва автомобиля Ford Focus III, предоставленного дилерским салоном «СЛК-Моторс», в комплектации Trend, оснащенного системой ESP (курсовой стабилизации.
Первое впечатление – ну просто волшебство! Руль вращается сам, просто сидишь и смотришь, как автомобиль самостоятельно паркуется.
Относительно модели Ford Focus III речь идет о фирменной технологии Active Park Assist. Вид самостоятельно крутящегося руля автомобиля впечатляет. Однако посидеть во время парковки за рулем все же придется - машина умеет крутить только руль, а педали все равно придется контролировать водителю. Как это работает? На машине имеется 10 датчиков, которые сначала, пока вы медленно едете (до 30 км/ч), ищут место под парковку, а потом по нажатию кнопки начинают выкручивать руль и ставить машину на парковку. Более того, собственный опыт использования Active Park Assist показал, что она имеет европейско-американский мозг, который будет долго искать некое идеальное место для парковки, которое не всегда реально найти в центре Новосибирска.
Однако для тех, кого сам процесс маневрирования между чужими и подчас очень дорогими машинами доводит порой до состояния стресса, система активной помощи при парковке (она же - Active Park Assist) - просто находка!
Изучаем подробнее: Mercedes-Benz
Автомобили этой марки, например Mercedes С-Class, оснащаются собственными системами помощи при парковке – они называются «системой комфортной парковки PARKTRONIC, включая опцию «парковочный ассистент». Как действует эта система?
Как только автомобиль определит подходящее место для парковки, водитель может переключиться на задний ход - чем подтвердит свое желание припарковаться именно здесь. После этого ему нужно лишь контролировать скорость движения с помощью педалей газа и тормоза. Система автоматически возьмет на себя вращение рулевого колеса, и всего через несколько мгновений автомобиль окажется припаркованным параллельно направлению движения.
Как работает система комфортной парковки? Для начала автомобиль сам посредством боковых ультразвуковых датчиков находит подходящее место у тротуара, отвергая при этом заведомо неприемлемые варианты. Причем Mercedes обследует сразу обе стороны дороги (машинам некоторых других марок требуется специальное указание водителя – нужно включить поворотник по соответствующему борту, - прим. ред.).
Далее система рассчитывает оптимальную траекторию, а во время маневрирования самостоятельно руководит рулем, который обязательно должен быть оснащен электромеханическим приводом. При этом руки рекомендуется держать от «баранки» подальше, чтобы ненароком не сбить систему с толку. Водителю остается нажимать на педали и после получения соответствующей команды включать передачи – заднюю или первую. Система автоматически отключается, если скорость маневра превысит 10 км/ч или откроется дверь. Какая коробка стоит на автомобиле – «механика» или «автомат», не суть важно.
Почему нужны педали?
Теоретически электроника могла бы взять на себя и функцию «педалирования», но пока что конструкторы не готовы делегировать ей такие полномочия. Ведь датчики не замечают препятствий, расположенных ниже или выше зоны их действия, и способны пропустить яму или невысокий столбик.
Кроме того, один из соседних автомобилей может сдвинуться с места уже после замера парковочного места. Да и вообще – мало ли что может создать неожиданную помеху - дети, кошки, собаки, выскочившие на проезжую часть.
Опять же, электронный мозг способен предложить поставить машину в зоне действия запрещающего знака, на выезде с боковой дороги или посреди грязной лужи. Если автомобиль не вписывается с первого раза в избранный закуток, то электронный «парковщик» предлагает совершить еще одну попытку. В финале всех манипуляций автомобиль занимает позицию параллельно бордюру, в полутора десятках сантиметров от него или выравнивается по габаритам машин, стоящих спереди и сзади.
Park Pilot и Park Assist
«Автомобили марки Volkswagen имеют свои фирменные системы помощи водителю при парковке, - рассказывает Валерий Ткачев, заместитель директора по производству ТСК «Автомир-Новосибирск» (официальный дилер Volkswagen, Renault, Suzuki, Hyundai). – Например, модель Volkswagen Passat CC».
Passat CC имеет две различные системы для облегчения процесса парковки. Система Park Pilot функционирует с помощью ультразвуковых датчиков, встроенных в бамперы: звуковые сигналы предупреждают о расстоянии до препятствия. В свою очередь, ассистент параллельной парковки Park Assist берет на себя всю сложную работу в непростых парковочных ситуациях. После активации система осуществляет руление и автоматически направляет автомобиль в нужное место, водителю же остаётся лишь нажимать педали акселератора, сцепления и тормоза.
Обе системы, автоматической парковки Park Assist и парктроник Park Pilot, позволяют комфортно и безопасно припарковаться (со звуковой индикацией и визуальным отображением препятствий спереди и сзади автомобиля на дисплее радио- или навигационной системы).
Для еще большей безопасности Passat CC можно опционально укомплектовать цветной камерой заднего вида со статическими и динамическими направляющими, указывающими траекторию движения автомобиля.
Насколько это необходимо?
Даже представители дилерских салонов не скрывают, что эффективность системы помощи при парковке сильно снижается из-за особенностей национального, в нашем случае российско-сибирского, дорожного строительства. Плюс в целом низкая культура вождения наших граждан, а значит, и манеры парковаться.
Вот почему порой проходит немало времени, пока система активной помощи при парковке ищет место для парковки автомобиля (время уходит на поиск сонарами подходящего места).
При этом приходилось наблюдать, как рядом водитель какого-нибудь «ВАЗ 2106 умудрялся запарковать свою машину за значительно меньший промежуток времени.
Тем не менее, несмотря на то, что установка опции автоматической парковки стоит недешево, перспектива постоянно ремонтировать машину (как свою, так и безвинно пострадавших соседей по стоянке) может обойтись гораздо дороже. Вот почему для тех, кто постоянно испытывает стресс при парковке своего автомобиля, могут помочь именно такие системы как Active Park Assist или Park Assist.