Несмотря на строгие ограничения, тонировка стекол по-прежнему остается популярной среди новосибирских автолюбителей. Да и как без нее? Летом солнце нещадно светит сквозь стекла, а зимой этот эффект усугубляется за счет бликов от ярко-белого снега. Важен и внешний эффект тонировки – например, без нее крупный седан или внедорожник действительно смахивают на аквариум. Какой же вариант тонировки наиболее приемлем? Это попытался выяснить корреспондент «Авто54».
Лет десять назад «тонировкой по кругу» увлекались владельцы подержанных «Мерседесов» и, конечно же, многих японских марок. Сейчас «круговую» тонировку, то есть затеняющую не только задние, но и передние, вплоть до лобового, стекла, чаще можно встретить среди юных владельцев подержанной продукции «АвтоВАЗа». Однако эти странные попытки быть круче, чем ты есть на самом деле, встречаются все реже. Сейчас владельцы автомобилей исходят больше из практических соображений, нежели престижа. Типичный вариант затемнения автомобильных стекол на наших улицах - это разрешенная правилами тонировка заднего стекла и боковых задних стекол.
Согласно действующему законодательству, светопропускная способность лобового стекла должна быть не ниже 75%, а передних стекол – не меньше 70%. Требования к остальным стеклам не регламентируются. Именно поэтому сотрудники ГИБДД могут проверять только лобовое и передние боковые стекла. Причем проверить процент тонировки стекол «на глазок» инспектору ГИБДД довольно сложно. Контролировать светопропускную способность могут только государственные инспекторы технического контроля, которые имеют специальный прибор.
Методика проверки тонировки стекол изложена в ГОСТе (ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие Технические условия»). Для этой цели сотрудники ГИБДД должны применять специальные приборы - тауметры, самым распространенным из которых до недавнего времени являлся прибор «Блик».
Вне сезона
Спрос на тонировку в наших краях, как выяснилось, явление, не привязанное к сезону. Машины тонируют летом, тонируют зимой, когда белый снег только усиливает эффект яркого солнечного света.
«Зимой по тонировке стекол автомобиля к нам обращаются ничуть не реже, чем летом, - рассказывает
Олег Вишнин, директор сервисного центра «Автоэлегант». –
Это просто очень популярная услуга. Тонируем всех по ГОСТу – только заднее стекло и боковые стекла сзади. В среднем, тонируем 5-6 автомобилей в день».
В дилерском сервисе также могут выполнить работы по тонировке стекол. Но здесь есть свои особенности.
«Большинство дилерских автомобилей не нуждается в тонировке – изначально многие модели уже имеют чуть затемненные стекла, спасающие от ярких лучей солнца и ультрафиолета, - говорит
Валерий Ткачев, заместитель директора по производству ТСК «Автомир Новосибирск». –
Речь идет, конечно же, только о заднем стекле и боковых задних стеклах. Однако при желании клиента мы можем сделать тонировку – обычно такие задачи ставят покупатели больших внедорожников. Нанесение тонировки в дилерском сервисе осуществляется с учетом всех требований технологий автопроизводителя».
Почему пленка?
Чисто теоретически затонировать стекла автомобилей можно тремя способами: с помощью тонировочной пленкой, напылением и вставкой цветных стекол. Но два последних способа тонировки в автосервисах почти не используют (по причине либо дороговизны, либо архаичности технологии). Сейчас наиболее распространенный способ – тонировка автомобиля пленкой (наклеивание на стекло пленки с определенным светопропусканием).
Одно из главных свойств пленок для тонировки - способность отражать и поглощать солнечную энергию. Солнечную энергию можно рассматривать как электромагнитное излучение, каждый участок которого имеет волну определенной длины. Электромагнитный спектр можно разбить на 4 диапазона: ультрафиолетовый (УФ) диапазон, диапазон видимого света, диапазон ближнего инфракрасного излучения, дальняя инфракрасная область.
УФ диапазон (длина волны 100—380 нм) является той частью спектра, из-за которого происходит выцветание салона автомобиля, а попадая на кожу, способствует ее загару. Около 3% солнечной энергии приходится на УФ диапазон. Видимый свет (380—780 нм) — единственная часть спектра, которую может обнаружить наш глаз. Излучение в этом спектре происходит наиболее интенсивно и составляет 44% солнечной энергии. Ближняя инфракрасная область (длина волн 780—2100 нм) представляет собой тепловое излучение. Она невидима для глаза, но ее можно почувствовать как тепло. 53% солнечной энергии приходится на эту область. Дальняя инфракрасная область (длина >2100 нм) не содержится в солнечном спектре. Ее можно почувствовать как тепло, исходящее от нагретых солнцем предметов.
Многослойные системы
Современные тонировочные пленки – это сложные многослойные системы. Качественные тонировочные пленки производят на специальном высокотехнологичном оборудовании специализированные компании. Наиболее известные пленки производят следующие компании. Commonwealth Laminating & Coating, Inc. – выпускает тонировочные пленки под брендом SunTek. Компания Courtaulds Performes Films знаменита своими пленками Llumar. Фирма Garware Polyester Ltd. представляет на рынке тонировочную пленку Sun Control. Не менее известны так же тонировочные пленки Sun-Gard, Glass-Gard и Safe-Gard от компании Film Technologies International, Inc и пленки Johnson Window Films.
Автомобильные пленки данных производителей довольно надежны и имеют специальный защитный слой, который оберегает тонировку от царапин и порезов. Качественная тонировочная пленка может защитить пассажиров в случае аварии, так как не даст осколкам разлететься и поранить вас и ваших пассажиров.
«Мы тонируем стекла автомобилей наших клиентов пленкой Llumar американского производства, - рассказывает
Олег Вишнин. –
На мой взгляд, это одна из самых лучших пленок для тонировки. Она задерживает ультрафиолет, препятствует выгоранию интерьера автомобиля, а в аварийной ситуации может защитить пассажиров от осколков».
Безусловно, на рынке присутствуют пленки других производителей, разных ценовых диапазонов, а значит, и качественных характеристик. Выбирать клиенту, стоит ли экономить на собственной безопасности? Зачем платить за услугу, которая даст только внешний косметический эффект, но не спасет от ультрафиолета и не оградит от мелких осколков при аварии?
«Пленки Llumar можно купить только специализированным автосервисам у оптовых компаний, которые являются прямыми партнерами производителя – такая политика исключает наличие подделок на рынке», - напоминает
О. Вишнин.
Вот почему слишком низкая цена за услугу тонировки автомобиля «настоящей американской пленкой» где-нибудь в недрах гаражного сервиса – должна вызвать у клиента вполне обоснованные подозрения. В противном случае через один или полтора месяца «настоящая пленка» начнет шелушиться и автомобиль получит совершенно непрезентабельный вид.
Преимущества качественной тонировки стекол автомобиля:
• Респектабельный внешний вид автомобиля.
• Защита от посторонних взглядов. Сохраняя полноценный обзор изнутри, тонированные стекла обеспечивают эффект односторонней видимости.
• Тонированные стекла, отражая солнечное тепло, предотвращают перегрев салона.
• Задерживая ультрафиолет, пленки препятствуют «выгоранию» интерьера автомобиля.
• Уменьшая нагрев салона солнечными лучами, пленки снижают нагрузку на кондиционер.
• В случае разрушения стекла в аварийной ситуации пленки защищают пассажиров от осколков.
• Пленки для тонирования стекол автомобилей удобны в эксплуатации и не требуют особого ухода.
• Установка тонировки не требует демонтажа стекол.