От качества работы тормозной системы напрямую зависит жизнь водителя и пассажиров. Среди тысяч деталей в машине нет более важных, чем те, из которых состоит тормозная система. Ее надлежащее обслуживание максимально необходимо для безопасности всех, кто находится в автомобиле. Вот почему так важно, чтобы тормозная система работала эффективно, в том числе один из важнейших ее элементов – тормозной диск.
Тормозная система современного автомобиля работает в самых тяжелых условиях.
Во время интенсивного торможения нагрев тормозных дисков доходит до очень высоких температур, что, в свою очередь, приводит к появлению вибрации и их искривлению.
По данным автосервисов, искривления тормозных дисков могут появиться уже при пробеге 10 000 км, в период гарантийного срока.
Неисправности тормозных дисков
Признаков неисправности тормозных дисков несколько. Биение руля - один из признаков неисправности тормозных дисков. А также - биение тормозной педали, вибрация и увеличение шума при торможении.
Почему же выходят из строя тормозные диски? Как правило, это результат езды с некачественными колодками либо с колодками, не одобренными производителем автомобиля. Делает свое недоброе дело и езда по пыльным и грязным дорогам, что характерно для тех, кто ездит на внедорожниках за город. Езда без грязезащитного отбойника, которая устанавливается с внутренней стороны тормозного диска – также ускорит износ. И уж, конечно, «классика жанра» наших автолюбителей – движение с изношенными тормозными колодками, потому как лень вовремя их заменить.
Если проблему не устранить в минимальные сроки, то в дальнейшем вам придется выложить кругленькую сумму за ремонт шарового соединения, рулевой рейки, ступичного подшипника и не только. Но и это еще не все. Напомним, что качественная работа тормозной системы имеет прямое отношение к нормальному функционированию систем: АБС, стабилизации (курсовой устойчивости) и противобуксовочной системы.
Зачем нужна проточка?
Когда водитель жмет на педаль тормоза, энергия двигающегося с огромной скоростью автомобиля переходит в тепловую энергию, концентрируясь на тормозных дисках, которые взаимодействуют с тормозными колодками. В процессе этого диск нагревается до 300-400 °С, а при возникновении экстренного торможения – возможен вариант аж до 500 °С! В итоге диск нагревается крайне неравномерно. Более сильно он греется в области непосредственного контакта с тормозными колодками, а на других участках температура на порядок ниже по причине охлаждения воздухом.
Ввиду этого неизбежно изменение рабочих поверхностей диска. Он теряет начальную форму при неравномерном износе. Дополнительно к этому на изнашивание диска воздействуют частицы дорожного грунта, постепенно накапливающиеся между диском и колодками.
При этом уменьшается площадь соприкосновения колодок и тормозного диска. Вот почему – при торможении водителю приходится сильнее жать на тормоз, потому, что тормозные цилиндры не могут «нагрузить» в полную силу, что в конечном итоге приводит к увеличению тормозного пути.
Кстати, нужно учесть, что сами кольцевые борозды на тормозном диске только на вид кажутся одинаковыми и концентрическими. На самом деле диск изношен. По всей длине окружности каждая борозда неоднородна. При прилегании колодки к такой поверхности происходит уменьшение площади соприкосновения колодки и диска (сокращается площадь контакта), вибрация тормозной колодки. В итоге резко падает эффективность торможения.
Вот поэтому-то и нужна процедура проточки диска - чтобы восстановить его поверхность, сделать ее идеально гладкой для стопроцентного прилегания рабочей поверхности диска к тормозной колодке и предотвращения ее вибрации.
Неопытные автолюбители считают, что для решения проблемы якобы достаточно снять старый тормозной диск и установить новый. Однако даже в этом случае все равно соприкосновение рабочей поверхности диска с колодкой не будет идеальным.
Дело в том, что новый тормозной диск будет прилегать своей «привалочной плоскостью» к плоскости «родной» (скорее всего не новой) ступицы. Есть и субъективный фактор – условия доставки запчастей в магазин. В процессе транспортировки тормозного диска от производителя происходит много операций «погрузки-выгрузки», что может быть связано с множественными ударами. А это значит, как минимум, наличие царапин и вмятин, а как максимум, небольшое, но все-таки искривление диска. Поэтому даже в том случае, если был куплен новый тормозной диск – все равно перед установкой потребуется его проточка.
Протачиваем без снятия
Проточка тормозных дисков позволяет не допустить всех вышеперечисленных неприятностей и получить на выходе – идеально ровную поверхность диска. Сейчас в ряде современных новосибирских автосервисов есть спецоборудование, позволяющее осуществлять проточку тормозных дисков без их снятия.
В чем состоит преимущество
проточки тормозных дисков без снятия? С этим вопросом корреспондент «Авто54» обратился к Сергею Филиппову, мастеру Технического Центра «Автолаб».
«Здесь существует несколько довольно важных преимуществ в сравнении с традиционным способом, при котором диски снимаются с машины и протачиваются на токарном станке, - рассказывает Сергей Филиппов. – Снижаются трудозатраты, а значит, и расходы по снятию-установке дисков, что дополнительно еще экономит время. Но самое главное состоит в следующем: на большинстве машин вращение ступицы осуществляется с незаметным биением, свойственным каждому отдельно взятому автомобилю. Вот почему протачивать диски необходимо без снятия с автомобиля, чтобы они располагались в том же положении, как и во время движения. Именно в этом случае – взаимодействие колодки с диском практически идеально, так как диск в процессе проточки крутится «как есть».
Но для выполнения такой операции требуется специальное оборудование. На первый взгляд, довольно сложно даже представить - каким образом можно протачивать тормозные диски без снятия?
В Техническом Центре «Автолаб» есть установка нового образца «PRO-CUT», где электромотор, к которому через адаптер крепится тормозной диск, и резец стоят на одном массивном корпусе (балке). Таким образом, качественная «перпендикулярность» подачи резцов относительно оси вращения диска здесь обеспечивается конструктивно. Важно и то, что настройку, компенсирующую биение диска, выполняет не механик, а электронный блок.
Основное достоинство установки «PRO-CUT» состоит в том, что проточка дисков на ней позволяет убрать не только деформацию диска, но и компенсировать биение ступицы (так как обработка производится непосредственно на автомобиле).
Что получает владелец автомобиля, осуществив проточку дисков таким способом?
«Прежде всего, значительно сокращается тормозной путь машины, включая резкое торможение, - поясняет Сергей Филиппов. - Значительно понижается износ тормозных колодок. И во время установки новых колодок не нужно время на «притирание» к дискам – говоря проще тормоза практически сразу начинают работать очень качественно. Растет и реальная эффективность от работы систем ABS, «антизанос» и других систем современных автомобилей, отвечающих за безопасность. То есть практически пропадают биения и вибрации во время торможения. Я бы сказал, что в основном эта услуга служит повышению безопасности вождения».