Антиблокировочная система (ABS) существует уже около века – впервые она появилась в 20-х годах XX века благодаря стараниям французской компании Voisin, выпускавшей автомобили и аэропланы, и предназначалась прежде всего для авиации. В конце 70-х годов прошлого столетия этой системой стали активно оснащать автомобили – в качестве одного из главных элементов безопасности. Каковы наиболее типичные сбои в работе ABS и особенности ее обслуживания?
Антиблокировочные системы (Anti-locking Braking System – ABS) получили широкое распространение в течение последних лет. Сначала на дорогих и спортивных машинах, затем на более дешевых они стали частью тормозной системы.
Говорят, что первым легковым автомобилем, на который была установлена ABS, был Mercedes-Benz S-класса. Произошло это в 1978 году. Первая система, предназначенная для использования серийно, называлась «ABS 2» и была разработана Mercedes-Benz совместно с компанией Bosch. Она состояла из электронного контроллера, датчиков скорости на каждом колесе и двух или более гидравлических клапанов, установленных в тормозном контуре. Если система определяла, что колеса вращаются с разной скоростью, то она регулировала тормозное усилие, выравнивая скорость вращения, и уж только затем снова увеличивала тормозное усилие.
Чем же так хороша антиблокировочная система? Типичная ABS способна подавать и сбрасывать тормозное усилие до 20 раз в секунду, помогая сохранить стабильность и уменьшить тормозной путь, препятствуя блокировке колес во время резкого торможения. ABS стала прародителем таких современных устройств, повышающих безопасность в движении, как ESP и TCS. Сейчас данной системой комплектуется уже три четверти всех автомобилей в мире!
Почему лучше с ABS?
До сих пор у автомобилистов существует выбор – купить машину с ABS или без нее, полагаясь только на собственный опыт вождения и надежную тормозную систему. Но почему все-таки желательно покупать автомобиль именно с ABS?
Дело в том, что в экстренной ситуации, когда водитель инстинктивно с силой жмет на педаль тормоза, при любых, даже самых неблагоприятных дорожных условиях, автомобиль не развернет, не уведет с заданного курса. Наоборот, управляемость машины сохранится, это значит, что вы сможете объехать препятствие, а при торможении на скользком повороте – избежать заноса.
Работа ABS сопровождается импульсными толчками на педали тормоза (их сила зависит от конкретной марки автомобиля) и звуком «трещетки», который исходит из блока модуляторов.
Об исправности системы сигнализирует световой индикатор (с надписью ABS) на приборном щитке. Индикатор загорается при включенном зажигании и гаснет через 2-3 секунды после пуска двигателя. Если сигнал подается при работающем двигателе - есть повод для беспокойства, нужно ехать на СТО диагностировать и, возможно, ремонтировать систему.
Следует помнить о том, что торможение автомобиля с ABS не должно быть многократным и прерывистым. Тормозную педаль необходимо удерживать нажатой со значительным усилием во время процесса торможения – система сама обеспечит наименьший тормозной путь. На сухой дороге ABS может уменьшить тормозной путь автомобиля примерно на 20% по сравнению с тормозным путем машин с заблокированными колесами.
Как это работает?
Каждое из колес оборудовано индивидуальным датчиком оборотов. Датчик состоит из ротора (кольца с равномерно расположенными по его периметру зубцами) и чувствительного элемента в виде подмагниченной катушки. Датчик фиксирует моменты прохождения мимо него зубьев ротора и преобразует получаемую информацию в электрические сигналы, непрерывно передаваемые на модуль управления ABS. По результатам обработки поступающих сигналов ECU (блок управления с гидравлическим модулятором) получает информацию об относительной скорости вращения каждого из колес.
Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой частотой, ABS пребывает в пассивном состоянии. Как только любое из колес начинает блокироваться, ECU фиксирует изменение входящего сигнала и вырабатывает команду на срабатывание модулятора, мгновенно сбрасывающего давление гидравлической жидкости в тормозном механизме соответствующего колеса.
Неисправности ABS
Длительная эксплуатация подержанных автомобилей с японских аукционов в Сибири показала, что современные ABS обладают достаточно высокой надежностью и могут длительное время работать, не выходя из строя. Электронные блоки ABS отказывают крайне редко, поскольку защищены специальными реле и предохранителями. Но иногда неисправности все же случаются.
Самыми уязвимыми в схеме ABS являются колесные датчики, располагаемые вблизи вращающихся деталей ступицы или полуосей. Различные загрязнения или слишком большой люфт в подшипниках ступицы способны вызывать сбои в работе датчиков, которые и становятся чаще всего виновниками неполадок в работе ABS.
«К каждому колесу автомобиля подведен специальный магнитный датчик, который считывает с определенного места количество оборотов колеса, – рассказывает Михаил Кухновец, администратор-управляющий автосервиса японских автомобилей «Азия». – Как правило, таким местом является зубчатое кольцо, расположенное на «ШРУСах» спереди, или определенная точка в тормозном барабане сзади. И бывает, что забивается грязью датчик антиблокировочной системы тормозов. В итоге он просто не считывает информацию и может выдать на бортовой компьютер ошибочные данные». О том, что ABS неисправна, свидетельствует загорание контрольной лампы на панели приборов. Слишком нервно реагировать на это не следует, без тормозов автомобиль не останется, но при торможении будет вести себя как машина, в которой ABS отсутствует. Если контрольная лампочка ABS загорелась во время движения, то специалисты рекомендуют остановить автомобиль, заглушить двигатель и проверить напряжение между клеммами аккумулятора. Если лампочка ABS периодически загорается и гаснет – скорее всего, барахлит какой-нибудь контакт в электрической цепи ABS.
«Каких-то особых сбоев ABS, свойственных той или иной модели автомобиля, я бы не отметил, – поясняет Михаил Кухновец. – Обычно это различные загрязнения, которые могут вызвать сбой датчиков (датчиков скорости вращения колеса, – прим. ред.). В целом система ABS работает довольно надежно. Но, к сожалению, к поломке системы ABS приводят еще и неумелые попытки различных видов ремонта в гаражных условиях, когда нечаянно (а чаще просто по незнанию, – прим. ред.) отрывают провода, ведущие к датчикам. Например, провод ABS в некоторых моделях Honda при работе с подвеской у недостаточно квалифицированного мастера может оборваться».
Выход из стоя системы ABS может быть обусловлен и другими причинами. Люфт подшипников ступиц, расположенных очень близко к электронным датчикам, крайне негативно влияет на систему. Неисправности проводки или генератора могут привести к отключению ABS автоматической системой защиты. При покраске автомобиля – сушке в камере без демонтажа блока управления ABS может обернуться поломкой последнего. Также неграмотное обслуживание тормозной системы может привести к поломке антиблокировочной системы – например, при замене тормозной жидкости необходимо разрядить батарею гидравлического блока.
Если произошел сбой в стабильной работе антиблокрировочной системы, и причина мигания лампы ABS самостоятельно не обнаружена, то дальнейшие поиски неисправности следует продолжить в специализированном автосервисе. Только здесь профессионально проведут диагностику и приведут систему ABS в порядок.
Система ABS обеспечивает:
- объезд препятствий с более высокой степенью безопасности, в том числе и при экстренном торможении;
– сокращение тормозного пути при экстренном торможении с сохранением устойчивости и управляемости автомобиля даже в повороте.
В случае неисправности антиблокировочной системы предусмотрены функция диагностики и аварийный режим работы системы. Гидроэлектронный блок управления (ГЭБУ) антиблокировочной системы получает информацию о скорости и направлении движения автомобиля, а также о дорожных условиях от датчиков скорости вращения колес. На основании этой информации блок управления определяет оптимальный режим торможения.