Замена свечей зажигания – одна из простейших операций, которую может произвести самостоятельно почти каждый автолюбитель. Безусловно, есть и такие современные автомобили, где попытки самостоятельной замены свечей являются настоящей проблемой. Порой для этого нужно разбирать «половину автомобиля». Однако подавляющее большинство автолюбителей стараются заменить свечи зажигания своими руками.
Есть некоторые виды ремонтных работ, которые автовладелец может выполнить самостоятельно. В одном из номеров нашего журнала мы рассказывали о том, как можно самостоятельно заменить лампы (в том числе и габаритные) в передних фарах. Сегодня речь пойдет о свечах. Ведь рано или поздно каждый автолюбитель сталкивается с процедурой замены свечей зажигания. Для начала определимся, через сколько километров пробега нужно менять свечи зажигания? Для большинства автомобилей этот интервал составляет 15-20 тысяч километров. На основании собственного опыта автолюбители знают, что через 15 тысяч км подавляющее количество свечей зажигания уже работает некорректно, появляются пропуски зажигания. Ухудшается устойчивость работы двигателя, увеличивается расход бензина и холодный запуск дается довольно тяжело. Это может быть следствием пробоя изолятора, пример приведен на рисунке. Поэтому рекомендуем делать замену свечей максимум через 15 тысяч км пробега.
Джентльменский набор инструментов для
замены свечей:
1 – пассатижи для свечных наконечников;
2 – обычная головка «на 8»;
3 – высокая головка «на 8»;
4 – головка Е10;
5 – магнит;
6 – ключ с головкой «на 10»;
7 – свечной ключ с удлинителем 150–200 мм и головкой «на 16»;
8 – свечная головка «на 14»;
9 – карданный шарнир;
10 – удлинитель 70–100 мм;
11 – удлинитель 100–120 мм;
12- шлицевая отвертка с тонким жалом;
13 – шило;
14 – ключ «на 15»;
15 – шинный насос с насадкой-соплом на шланге;
16 - динамометрический ключ.
Не так все просто
На первый взгляд,
замена автомобильных свечей происходит довольно просто. Сначала отсоединяем высоковольтные провода зажигания, а потом берем в руки свечной ключ и начинаем откручивать их.
Но остановимся на этом моменте чуть поподробнее. Ведь на мотор попадает грязь и пыль, и если мы открутим свечи, то вся грязь может попасть внутрь мотора. Это очень опасно! Только «чайник» скажет, что если попадет пару песчинок в мотор, то не будет ничего страшного. Да, а если мы будем менять свечи постоянно, то и в мотор будут попадать постоянно песок и грязь. И со временем могут образовывать задиры на стенках цилиндров и другие побочные эффекты – снижение компрессии двигателя, увеличенный расход моторного масла. А что же делать в этом случае? Чтобы не было подобных причин, их надо устранять в самом начале их зарождения. Для начала надо просто счищать пыль и грязь перед заменой свечей зажигания. Для этого возьмем компрессор высокого давления и струей воздуха очистим всю пыль вокруг свечи зажигания. Также для прочистки колодцев автомобильных свечей подойдет и шинный компрессор. А если нет компрессора, тогда берите щетку и сметайте пыль. Также перед установкой новых свечей необходимо тщательно очищать колодцы свечей зажигания.
Ближе к телу!
Опытные автолюбители не дадут соврать – чем меньше «декораций» на подступах к свечам зажигания – тем легче их сменить. Вот почему автолюбители так любят Renault Logan, где «восьмиклапанник» не имеет декоративной крышки поверх мотора. Однако помните: прежде чем выкручивать свечи, надо вычистить грязь из колодцев, чтобы не намусорить в двигатель. Для этого отлично подходит шило. Круговыми движениями отделяем налипшую вокруг свечей грязь и продуваем колодцы шинным насосом с насадкой-соплом на шланге. Если шила нет, возьмите проволоку или кусок многожильного провода, соорудив из него некое подобие кисточки. Ну а без насоса, полагаем, никто не ездит. Похожую компоновку имеют двигатели Chevrolet Lacetti, Daewoo Nexia и Hyundai Accent.
Очень редкий случай
Редкий случай, но иногда после замены свечей зажигания двигатель начинает хуже работать. Возможно, вами была куплена новая, но неисправная свеча. От этого никто не застрахован. Необходимо найти неисправную свечу и заменить ее на новую, но рабочую.
Обычно свечи снимают, используя вороток или специальный инструмент. После съема свечи вы должны внимательно осмотреть свечу. Именно по состоянию свечи можно определить работоспособность двигателя. Заменить свечу нужно, если она уже замаслена, либо электроды оплавлены. Свечи должны быть одинаковы по номиналу. Зачастую заменой свечей нельзя гарантировать устранение абсолютно всех проблем. Если же вы увидели оплавленные электроды, лучше всего обратиться в автосервис.
Мнение эксперта
Владимир Буников, диагност технического центра «Автолаб»:
«Самостоятельно неопытному автолюбителю будет сложно заменить свечи в машинах, оснащенных V-образными двигателями – например, Lexus RX, Toyota Harrier, Toyota Kluger (с двигателями модификаций MZ). Из среднего сегмента - Nissan Tiida: тут, чтобы поменять свечи, необходимо снять впускной коллектор, что крайне неудобно (он сам по себе пластиковый), и все уплотнители сильно страдают при нарушении технологии замены свечей в данном автомобиле. Не так-то легко заменить свечи и в Nissan Note (где стоит двигатель примерно той же серии, что и в Tiida). Есть автомобили, в которых процедура замены свечей усложняется малыми размерами автомобиля, скажем так – жизненное пространство в этих машинах сильно стеснено. Исходя из моей практики, это Honda Fit (большинство модификаций этого автомобиля). Там очень проблематично менять задний (крайний) ряд свечей. Процесс замены свечей усложнен в таких моделях, как Nissan Skayline, а также Toyota Mark, Toyota Crown, Toyota Chaser. Здесь надо разбирать впускной тракт, чтобы добраться до свечей, особенно в двигателях модификаций 1 JZ, 2JZ. Еще больше процесс замены свечей усложнен в «свежих» двигателях D4 - здесь необходимо учитывать наличие серьезной электронной начинки, и человек, не подготовленный профессионально, может повредить датчики.
На автомобилях марки Mercedes с двигателями V6, при попытках смены свечей неопытными автолюбителями страдают провода, так как они «сидят» довольно жестко, и при отсутствии специальных приспособлений, с «гаражным набором» ключей их очень сложно снять. Здесь необходим не только опыт мастера, но и спецключи и спецоборудование.
Замена свечей, как, впрочем, и любых других «расходников», требует немалого опыта. Лучше обратиться к профессионалам, иначе человек имеет все шансы не только не «помочь» автомобилю, но прямой дорогой отправить его на ремонт».