Электроусилитель устанавливается на множестве современных моделей машин. Но у каждого узла автомобиля есть свой ресурс, и в какой-то момент даже эта, казалось бы, надежная система начинает давать сбои. В чем преимущества этой системы и есть ли слабые места у электроусилителя руля? Где лучше его обслуживать?
Электроусилителем рулевого управления называется конструктивный элемент рулевого управления автомобиля, в котором дополнительное усилие при повороте рулевого колеса создается с помощью электрического привода.
На торсионе следящего устройства стоит датчик, и в зависимости от его сигнала электроника подает ток нужной полярности и силы на обмотки электромотора, связанного с рулевым механизмом через червячную передачу. А по сигналам от датчика скорости можно изменять характеристику усилителя в соответствии с любой зависимостью, заложенной в память блока.
Система управления электроусилителем руля (ЭУР) состоит из входных датчиков, электронного блока управления и исполнительного устройства. Нет никакой гидравлики – все делает сила электричества и разум электроники!
При наличии ЭУР поворот колес автомобиля осуществляется за счет объединения усилий, передаваемых от рулевого колеса и электродвигателя усилителя. Поворот автомобиля на небольшой скорости обычно производится при парковке. Он характеризуется большими углами поворота рулевого колеса. Электронная система управления обеспечивает в данном случае максимальный крутящий момент электродвигателя (называемый в народе «легкий руль»). А при повороте на высокой скорости, напротив, электронная система управления обеспечивает наименьший крутящий момент («тяжелый руль»). Система управления может увеличивать реактивное усилие, возникающее при повороте колес. Происходит так называемый «активный возврат» колес в среднее положение.
При эксплуатации автомобиля нередко возникает потребность в поддержании среднего положения колес (движение при боковом ветре, разном давлении в шинах). В этом случае система рулевого управления, оснащенная ЭУР, обеспечивает коррекцию среднего положения управляемых колес.
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЭЛЕКТРОУСИЛИТЕЛЯ РУЛЯ:
• удобство регулирования характеристик рулевого управления;
• высокая информативность рулевого управления;
• высокая надежность в связи с отсутствием гидравлической системы;
• топливная экономичность, обусловленная экономным расходованием энергии. Наиболее совершенным с точки зрения конструкции является электромеханический усилитель рулевого управления. Известными конструкциями такого усилителя являются электромеханический усилитель руля с двумя шестернями и электромеханический усилитель руля с параллельным приводом.
ЭУР дает возможность независимой работы усилителя от оборотов двигателя автомобиля, от температурных перепадов (что немаловажно в Сибири), дает информативность (самонастройка усилителя руля к скорости автомобиля) и экономичность. При наличии ЭУР усилитель руля потребляет энергию только при вращении руля (в отличие от гидроусилителя, когда рабочая жидкость всегда «гоняется» по трубам, на что тратится дополнительная энергия). Специалисты автосервисов отмечают также и фактор надежности ЭУР (отсутствие шлангов, ремней, прокладок, сальников, жидкостей) и удобство в обслуживании (не требует, как ГУР, замены, доливки рабочей жидкости).
Мнение специалистов
Работники СТО, как и все настоящие профессионалы, довольно объективно говорят как о преимуществах систем электроусилителя руля, так и об их недостатках и наиболее типичных поломках. Речь идет в основном об иномарках с пробегом, в свое время поставленных в массовом порядке на наш рынок с японских аукционов. Опираясь на собственный опыт ремонта ЭУР, специалисты новосибирских автоцентров дают оценку их надежности и ресурса.
По мнению специалистов, ЭУР конечно имеет и свои недостатки. Прежде всего – это малая мощность, обусловленная мощностью электрогенератора. ЭУР устанавливается только на лёгкие автомобили, недостаточная мощность не позволит использовать его на тяжелых внедорожниках или грузовиках, не опасаясь за нагрузку на бортовую сеть автомобиля и электродвигатель усилителя.
В частности, электроусилители руля устанавливают преимущественно на небольшие малолитражные автомобили. На тяжелые внедорожники, наподобие Toyota Land Cruiser, ЭУР не устанавливают, потому что их электрической мощности будет недостаточно для поворота руля такого внушительного авто.
Зато, в отличие от гидроусилителя руля, у ЭУР не может быть таких проблем как течь из шлангов. В целом, в таком узле как ГУР дополнительных элементов больше. Плюсы ЭУР состоят еще и в том, что в некоторых моделях машин можно, например, включить зажигание (без запуска двигателя) – и ЭУР уже будет работать. Еще один плюс - возможность установки специальной системы электрического усилителя руля с изменяемой жесткостью.
Самые типичные неполадки в таком узле как ЭУР – выход из строя предохранителя (перегорает, - прим. ред.) или перегорает мотор в этом узле (особенно в тех случаях, когда в него попадает влага).
«Самые частые поломки ЭУР - отказ датчиков, в частности датчиков вращения рулевого вала, - дополняет список «слабых мест» электроусилителя руля Владимир Буньков, специалист технического центра «Автолаб», занимающийся диагностикой электронных систем автомобиля. - Например, такая поломка характерна для «пробежных» автомобилей марки Honda. В моделях Nissan March в «свежем кузове» у ЭУР тоже есть слабое место – у них проблемы с электронным блоком и с самим мотором, который установлен непосредственно на рулевом валу. При боковых ударах в колеса мотор электроусилителя может выйти из строя».
Владимир Буньков считает, что у каждой конструкции есть свои преимущества и свои недостатки. Гидроусилитель руля (ГУР) – проверенная, надежная система, даже в том плане, что если она откажет, то будет меньше последствий. Система ЭУР тоже довольно надежна, если следить за ней подобающим образом.
«ЭУР дает эффект экономии топлива, так как двигатель не испытывает нагрузок (в отличии от ГУР, работа которого привязана к работе ДВС)», - поясняет Владимир Буньков.
«В электроусилителе крайне редко случаются какие-либо сбои в работе, а если и бывают поломки – то очень и очень редко, - рассказывает Валерий Ткачев, заместитель директора по производству ТСК «Автомир-Новосибирск». – И в постгарантийный период ЭУР работает так же стабильно. Приведу в пример автомобиль Renault Megane. Эта модель автомобиля, начиная с середины 2000-х, комплектуется электроусилителем руля. Когда к нам на дилерский сервис приезжают Megane по истечении гарантийного срока, с этим узлом у них так же проблем нет».
Ткачев заметил, что в гидроусилителе возникают проблемы, связанные с течью масла (жидкости) для ГУР. В отличие от ГУР, у электроусилителей руля выходов из строя наблюдается меньше, надежность этого узла достаточно высока. Электроусилитель легче обслуживать – в нем не требуется следить за уровнем масла, проверять его состояние и по мере необходимости менять. Рабочее состояние электроусилителя проверяют с помощью диагностики - подключая сканер.
В свою очередь Ольга Пономарева, бренд-менеджер дилерского салона Peugeot компании «Патриот Авто», ссылаясь на специалистов сервисного центра, сообщает, что «ряд моделей Peugeot оснащены электроусителем руля, но никаких проблем в их работе не наблюдалось».
Выводы
Безусловно, ЭУР – надежная система автомобиля. Это подтверждают представители как независимых, так и дилерских сервисных центров. Однако чтобы продлить ресурс и стабильность работы электроусилителя руля, следует вовремя проводить его диагностику. Когда и как это делать? Специалисты советуют проходить диагностику ЭУР одновременно с процедурой диагностики системы рулевого управления или всей «ходовки». Желательно - раз в полгода.
СОВЕТУЕМ:
Обращайтесь в автосервисы, где есть мастера, специализирующиеся именно на ремонте и обслуживании электрических и электронных систем автомобиля. Только эти специалисты дадут объективную оценку и сделают верную диагностику системы ЭУР вашего автомобиля.