Как правило, в наших редакционных материалах, посвященных теме ремонта автомобилей, мы настоятельно рекомендуем обращаться в автосервисы. Ведь только там смогут грамотно выполнить все виды ремонтных работ. Однако в процессе обслуживания автомобиля есть операции, которые водитель может осуществить и самостоятельно. Типичный пример – замена лампы.
Лампочки перегорают - и это неизбежно. Их можно заменить самостоятельно, главное, чтобы под рукой были все необходимые инструменты. Баллонного ключа из штатного набора может быть не достаточно. Поэтому желательно возить собой собственный набор ключей. Ведь оказаться «слепым» можно вдалеке от автосервиса, и тогда, чтобы не создавать аварийные ситуации, менять лампочки придется самостоятельно.
Из прочего инструмента полезными будут: компактный фонарик, чтобы подсветить, а также зеркальце, чтобы подглядеть (если в зоне работ теснота и плохая видимость). Пригодится шило или тонкая шлицевая отвертка – с их помощью проще отжать фиксирующий усик на колодке лампы или фары.
Опытные водители заранее готовят приспособление для извлечения патрона «габаритки»: стачивают наждаком два зуба обычной столовой вилки (лучше из нержавейки), а кончики двух оставшихся загибаем под углом 90є. Расстояние между ними должно составлять 8 мм. Этими захватами в случае чего легко подцепить патрон и вынуть его вместе с лампочкой.
Также желательно иметь магнит на длинной гибкой ручке – вдруг придется вылавливать из недр подкапотного пространства оброненный крепеж. Вскрывать фару, не имея запасных ламп, бессмысленно, поэтому их нужно купить заранее. Типоразмер указан в руководстве по эксплуатации (например, для головного света это могут быть Н4, НВ3, Н11).
Следует помнить и о безопасности. Пытаться менять лампы на обочине оживленной магистрали нежелательно. Лучше доехать до ближайшей заправки, площадки для отдыха или просто свернуть на второстепенную дорогу.
И на всякий случай все равно выставить знак аварийной остановки, поскольку для лучшего доступа к фаре порой надо снять аккумулятор, а стало быть, обесточить автомобиль – понятно, что аварийку тогда не включишь.
Ford Focus
Попытаемся заменить лампу в передней правой фаре Ford Focus. Придется снять весь блок оптики, но в дальнейшем все окажется не так уж и сложно. Главное подобрать отвертку для болта крепления фары (они наверняка есть в штатном наборе отверток). Той же отверткой поочередно отжать две защелки (лучше это делать не на морозе, когда пластик становится хрупким) и, расшевелив, вынуть фару из «глазницы». Бывает сложно «отстегнуть» колодку – из-за набившейся под фиксирующий усик грязи не хватает усилия пальца. Тут поможет шлицевая отвертка с тонким жалом. Конечно, лампочки можно заменить и не отсоединяя разъема. То есть оставив фару на привязи, но это не всегда удобно. Отдельное спасибо за внятную инструкцию по эксплуатации Ford Focus – все действия в ней пошагово расписаны.
Toyota Corolla
В этой машине менее доступна правая фара: кроме нависающей над ней пластиковой накладки (она накрывает весь передок подкапотного пространства), мешает расширительный бачок двигателя. Снимаем накладку, вынув шесть пистонов, и бачок – отвернув два болта под ключ «на 10». Теперь мешает наливная горловина бачка омывателя – делает невозможным визуальный контроль секции ближнего света фары. В принципе, горловину можно вынуть, но можно обойтись и без лишних движений: с помощью зеркальца заглянув сбоку - извлекаем перегоревшую лампу.
Lada Calina
Для лучшего доступа к правой фаре Lada Calina придется снять бачок омывателя, при этом передний болт крепления бачка довольно длинный, и выкручивать его придется долго. Здесь желательно применять ключ с «трещоткой».
Hyundai Accent
Для замены ламп в левой фаре «Акцента» необходимо снять аккумулятор: отвинчиваем болт прижимной планки и гайки клемм с помощью ключа «на 10». Затем снимаем аккумулятор. Меняем лампу ближнего света. Затем снова возвращаем на место аккумулятор.
Renault Logan
Читаешь руководство по эксплуатации Logan и не веришь своим глазам – насколько просто тут сменить лампы. Есть, конечно, и свои нюансы. Например, для замены ламп в левой блок-фаре нужно снять аккумуляторную батарею (а если необходимо заменить блок-фару, то для этого потребуется снять передний бампер).
Отсоединяем колодки проводов от лампы головного света и патрона лампы указателя поворота и вынимаем патрон с лампой габаритного света из корпуса блок-фары. Все подробности - в руководстве по эксплуатации.
Действительно ли владелец Renault Logan может так легко сэкономить на несложных ремонтно-восстановительных работах? К примеру, если перегорела лампа головного света, перестал мигать поворотник? Эти вопросы корреспондент «Авто54» задал Василию Возилкину, старшему менеджеру продаж Renault компании «Автомир-Новосибирск», официального дилера Renault.
«Renault Logan считается надежным и недорогим в обслуживании автомобилем, и бывают ситуации, когда вовсе не обязательно ехать в сервис: в частности, с заменой лампочек владельцу этой машины удастся справиться и своими силами – главное, строго следовать наставлениям руководства по эксплуатации, - пояснил Василий Возилкин. – Однако это относится преимущественно к Logan, в других моделях, например, Renault Megane, самостоятельно не справиться – необходимо обращаться в наш дилерский сервис».
В блок-фарах Renault Logan установлены галогеновые лампы дальнего/ближнего света Н4 мощностью 60/55 Вт. В указателях поворота применяются лампы PY21W мощностью 21 Вт. Лампа габаритного света имеет обозначение W5W и мощность 5 Вт. (Фото 5).
«Безусловно, есть модели автомобилей, где автолюбитель может легко сменить лампы в блок-фаре самостоятельно, однако есть немало машин, где без помощи профессионалов автосервиса никак не обойтись, - подытоживает Евгений Швейгерт, автоэлектрик технического центра «Автолаб». – Речь прежде всего идет о тех моделях, в которых не добраться до блок-фары со стороны двигателя, а поменять лампы можно только через крыло, снимая защиту с подкрылок (Honda Fit, Toyota Harrier, Lexus, Volkswagen Tuareg и т.д.). На мой взгляд, сложнее всего заменять лампы не в фарах ближнего или дальнего света, а в «противотуманках».
СПРАВКА
Лампы головного света на Renault Logan – галогеновые. При замене «галогенок» не касайтесь пальцами колб, так как жировые пятна могут вызвать местное потемнение стекла. Работайте в чистых перчатках. Если все же случайно дотронулись до лампы пальцами, протрите ее чистой ветошью, смоченной в спирте. Помните: со временем лампы постепенно мутнеют, что приводит к потере мощности светового потока. Поэтому, если хотите чувствовать себя уверенно на ночной дороге, возьмите за правило регулярно менять лампы головного света, не дожидаясь, пока какая-то из них перегорит.