Вроде потеплело. Во дворах больше не видно замерзших машин, обогреваемых тепловыми пушками. Кто-то выключил таймер сигнализации, поставленный на прогрев, а кто-то на всякий случай, купил новый аккумулятор. Но сверхнизкие минусовые температуры не могут пройти бесследно для автомобиля. Корреспондент «Авто54» решил выяснить, насколько отразилась длительная эксплуатация автомобиля в сильные морозы на состоянии двигателя, топливной системе и ходовой части?
Текст: Михаил Фокин
Длительная эксплуатация машины на сильном морозе, парковка на улице во дворе - все это в сумме отражается на ресурсе целого ряда ключевых узлов автомобиля. По оценкам экспертов - одна поездка машины в мороз под минус 25-27 на 50-70 километров равна по износу 500-800 километрам летнего пробега. В данном случае речь идет о сильных морозах, ниже минус 30 С.
Но вот уже февраль перевалил за половину, и уже пора провести диагностику различных узлов автомобиля, особенно тех, которые были подвержены наибольшим перегрузкам в аномальные морозы. Посмотреть, как себя чувствуют резиновые детали ходовки? Не загрязнилась ли топливная система после четырехмесячного ночного прогрева двигателя? Кстати, не помешало бы проверить уровень и состояние масла в ДВС - быть может, стоит его в этот раз поменять раньше обычного?
Масло
В эпоху СССР бензин, попадавший в масло ДВС отечественных машин, был им не особо то и страшен. Кое-кто из автолюбителей еще помнит, как сам заливал в масло бензин после долгой стоянки на морозе, чтобы «разжижить» масло и батарее было легче крутить движок. Но это было в те далёкие времена, когда, как известно, кроме «Автола» ничего в магазинах не продавалось. Сегодня же бензин, попавший в масло современных машин, это повод для того, чтобы поехать на СТО и сменить масло. Вы спросите, как бензин попадает в масло? Он просачивается через тепловые зазоры в поршневых кольцах. Вы крутите стартером коленвал, накачиваете в камеры сгорания топливо-воздушную смесь, а двигатель не заводится. Вы бросаете это неблагодарное дело и идете на работу пешком. Машина остается на стоянке до ближайшей оттепели. А бензин постепенно просачивается в картер, ухудшая свойства моторного масла. «Теоретики гаражно-ремонтного дела» могут сказать, что, мол, не так уж это и страшно - поскольку при нагреве масла бензин испаряется. Но это на самом деле опасно для ДВС современного автомобиля, поскольку смазывающие свойства масла на морозе значительно ухудшаются.
Таким образом, если вы неоднократно в эту зиму сталкивались утром во дворе с проблемой «свечи залило – надо заменить», то было бы лучше уже сейчас озаботиться заменой масла в двигателе и свечей. В идеале же, не будет лишним и обслуживание топливной системы.
Не пойдет и на пользу вроде бы безобидный «прогрев с помощью таймера сигнализации».
К тому же, в очень сильный морозы даже поставленный на прогрев автомобиль все равно замерзал.
«Больше всего во время длительной эксплуатации при сильном морозе страдает двигатель автомобиля, - говорит Максим Блынский, директор техцентра «Автолаб». - Например, машину ставят на режим прогрева двигателя по таймеру сигнализации. Это равнозначно холодному запуску по нескольку раз за ночь. Проше говоря: или один утренний запуск двигателя, или несколько раз за ночь в сильный мороз. В результате двигатель (и стартер) получает гораздо более интенсивный износ».
Максим Блынский также отметил, что результаты всех нагрузок, которые испытал автомобиль, эксплуатируемый в сильные морозы, покажет диагностика в первые весенние дни. Именно в этот период автолюбители вынуждены приступать к диагностике и последующему ремонту своих машин.
АКПП
На морозе масло в трансмиссии густеет, чем ниже температура на улице, тем гуще масло. Густое масло плохо смазывает трущиеся детали, не проникает в некоторые узлы. Кроме того, внутри автоматической трансмиссии много пластмассовых и резиновых деталей, которые на морозе становятся хрупкими и могут при работе легко порваться. Конечно, перед началом движения автомобиля, автоматическую трансмиссию необходимо прогреть. Но всегда ли у нас это получается в суете будней? Судя по комментариям работников СТО, корреспонденту журнала «Авто54», автоматические коробки передач подержанных иномарок, коих большинство в нашем городе, перенесли морозы и работали более-менее стабильно. Во всяком случае, работники сервисных центров, специализирующихся по ремонту автоматических коробок, не отметили какого-то особого вида поломок, или повышения их количества. Все было как и в прошлые зимы, все те же типичные поломки или «отказы» АКПП.
«В тех исключительных случаях, если в АКПП долго не менялось спецжидкость, перед зимой оставили старое масло, то при включении «на холодную» – машина могла и вовсе не поехать, - рассказывает Антон Кононов, механик сервисного центра «Ураган». - Но эта проблема сохраняется до прогрева трансмиссии. В экстремально холодную погоду были отмечены случаи перемерзания охлаждающей жидкости в зоне АКПП при движении по трассе. Но такие дефекты отмечены лишь на нескольких моделях автомобилей и в очень холодную погоду».
Гидроусилитель руля
Автор этой статьи специально изучил большинство авто форумов, причем не только новосибирских, но и других сибирских городов на предмет наиболее часто встречаемых зимних поломок этого года. Оказалось, одно из самых слабых мест – система гидроусилителя руля.
Вот типичный пример. «Ситуация такая: сорвало шланг «обратки» ГУРа на морозе (машина была на прогреве), - жалуется один из автолюбителей. – Постарался одеть его назад, жидкость залил, всё стало стабильно работать. На следующий день - руль опять не крутится. Заглядываю – снова сорвало шланг! Ездил в сервис, купил хорошие хомуты, всю «обратку» посадил на них, опять залил жидкость - и вроде все нормально. Так ездил несколько дней и уже успел позабыть о проблеме как вдруг после ночи на морозе (опять машина на прогреве!) с утра руль опять не крутился. Заглядываю, шланги на месте, хомуты удержали, но один шланг попросту лопнул. И действительно, в морозы особенно сильно воздействуют на систему гидроусилителя руля. В морозы срывает шланги. Впрочем, эту поломку устраняют сразу, как только сорвало шланг. Иначе тут просто нельзя. Ставят дополнительный хомут, либо меняют шланг – в зависимости от особенности самой поломки. Поэтому, если в эту зиму вам доставляло немало хлопот возня с гидроусилителем – не уповайте на теплое лето, не откладывайте диагностику и ремонт гидроусилителя.
Резина
В сильные морозы могут «побежать» стойки. В этом случае их обычно меняют. Тут есть одно «но»: если у вас случились проблемы со стойками еще на старте зимы, в ноябре – не помешает сейчас снова оценить их состояние.
При замене стоек стоит проверить заодно и другие элементы подвески - шаровые опоры, рулевые тяги, сайлентблоки, а также тормозные шланги. После такой зимы – грех не посмотреть внимательно на все систему. Тем более, что раз при смене стоек вы все разобрали - заодно и поменяете.
Резиновые детали довольно тяжко переносят морозы. Например, пыльник - защитный кожух или чехол, предназначенный для предохранения узлов различных механизмов от попадания в них посторонних дисперсных частиц, например, пыли, песка, дорожной грязи и так далее. В автомобиле пыльники применяются для защиты ШРУС, рулевых тяг, амортизаторов и т. д.
Проверить состояние пыльников привода достаточно легко. Для этого необходимо вывернуть колеса до упора в нужную сторону и заглянуть за переднее колесо. Разрыв пыльников приводов легко заметить по следам смазки, которая в этом случае разбрызгивается по окружности, в этом случае, пыльник требует срочной замены. Если упустить этот момент и продолжать ездить, настанет лето - внутрь пыльника попадет вода и песок, на деталях ШРУС образуется выработка и его придется менять. Кстати, если бы в сильный мороз работали на износ только трущиеся детали, было бы полбеды. Страдает и сам кузов. Все замечают, что чем холоднее, тем жестче подвеска. Амортизаторы (и все эластичные детали подвески) тоже «деревенеют» и потому передают на кузов усилия от дороги значительно большие, чем обычно. Соответственно и места крепления к кузову амортизаторов и рессор разрушаются быстрее.
С полной уверенностью можно сказать, что даже обычная зима «сжирает» автомобиль в несколько раз интенсивнее, чем лето. Сильный же мороз изнашивает узлы еще больше. Поэтому, берегите свой автомобиль, а заодно и себя вместе с ним.