17 Август 2011
Автовладельцы, перед которыми встает необходимость ремонта узлов ходовой части, порой недоумевают: зачем заниматься восстановлением шаровой опоры (рулевого наконечника, тяги, плавающего сайлент-блока…), когда за чуть большие деньги можно купить новую, пусть и неоригинальную! Красиво упакованное изделие, на вид безупречное и, самое главное, новое!
Текст: Марк Паверман
Но здесь-то и кроется опасность. «Новое» дубликатное изделие может не продержаться и нескольких месяцев. Обратной связи с фирмой-изготовителем, разумеется, никакой. А местный продавец гарантии на неоригинальные запчасти вам, скорее всего, не даст – взятки с него гладки.
Давайте несложно рассмотрим, как работают шаровая опора, рулевой наконечник – вообще любое шаровое соединение.
В обойме, плотно зафиксированный «сухарями», вращается шар со «штырем», на котором нарезана резьба. Полимерный материал, из которого изготовлены «сухари», должен быть скользким и износостойким одновременно, а шар, самый главный элемент, – идеально круглым, с высоким качеством обработки поверхности; она должна быть фактически зеркальной. Только при этих условиях шаровая прослужит 150–200 тыс. км. Но мало кто знает, что для станков с ЧПУ изготовление шара – самая сложная задача. Резец перемещается не плавно, а микроскопическими шагами, или дискретными ступеньками, – такова специфика цифрового управления и автоматизированного поточного изготовления. Чем меньше этот шаг, тем выше точность изготовления и чище поверхность. Но тогда изделие будет изготовляться дольше, потребуются высокоточные станки, стоимость его увеличится, и его сложнее будет продать. А зачем это производителю дубликатной продукции? Многие российские бизнесмены, жадные до «экономкласса», гораздо охотнее клюют на дешевизну. Дешевое наш потребитель сметет точно, а вот качественное – еще вопрос.
В Автомастерской № 1 специально проводили эксперимент, разбирая новые дубликатные опоры на некоторые ходовые модели японских автомобилей, с целью исследования качества обработки шара. У многих из них шероховатость поверхности была «прекрасна», это чувствовалось, что называется, «на ощупь». Разумеется, что при таком подходе шар «съест» «сухари» (они, кстати, тоже оставляют желать лучшего) за считанные месяцы. А владельцу придется вторично покупать шаровую опору и вторично же оплачивать ремонт. И хорошо, если разрушенная опора не станет причиной тяжелого ДТП. Автор этих строк знает случай, когда на 1619 км трассы М53 «Тойота-Марк 2», которую перегоняла из Иркутска супружеская пара, внезапно вылетела на «встречку» и столкнулась с ВАЗ-2104, в котором ехали пять человек. В результате несколько трупов. Причина – вырывание передней нижней шаровой, весьма характерное для машин типа «Тойоты-Марк 2» в случае установки неоригинальных опор. Металлическая обойма «дубликатов» также проигрывает в качестве стали «оригиналам».
Между тем у шаровых опор, которые стоят на наших «японцах» изначально, очень высокое качество стали – ведь автомобили-то изготавливаются для внутреннего рынка Японии, где высока конкуренция и строг подход к качеству изделий, устанавливаемых на конвейере. Более того, 80–90% массы опоры в замене не нуждается. Давайте разберемся, почему же происходит ее износ?
1. Естественный износ при определенном числе движений шара.
2. Абразивный износ в результате разрыва пыльника и попадания грязи вовнутрь.
3. Коррозионный износ металлических частей при попадании вовнутрь влаги из-за ослабления крепления или разрыва пыльника.
Если дефект опоры не запущен, можно обойтись заменой «сухарей» новыми, изготовленными из специального полимера, адаптированного как к сибирским морозам, так и к нашей жаре. Шаровому элементу, который в результате износа нередко превращается в эллипс, тот же опытный токарь вернет форму идеального шара. Он это сделает неспешно, точно и аккуратно. Как говорится, hand-made. В Автомастерской № 1 главный приоритет – не скорость, а качество восстановления, поскольку ответственность за безопасность клиента здесь сознают в полной мере. Чтобы разобрать корпус опоры, который изначально является неразборным, старая завальцовка предельно аккуратно срезается токарем. ВНИМАНИЕ! При сборе восстановленной шаровой опоры она завальцовывается свежим металлом обоймы. Поэтому восстанавливать опору можно не более одного-двух раз, в зависимости от степени износа и конструкции. Разумеется, все эти технологии используются в Автомастерской № 1 и для восстановления прочих шаровых соединений. Завершающий штрих – на восстановленную опору или наконечник наденут новый пыльник. Таким образом, восстановленная опора или рулевой наконечник приобретают ресурс, соответствующий заводскому.
Автомастерская «НОМЕР ОДИН»
ул. Волочаевская, 8а.
Т.: 299-47-55, 214-82-26
www.2148226.ru Работаем с 9.00
На правах рекламы