1 Сентябрь 2011
Редкий российский водитель удерживался от крепкого словца, увидев на зеркальной поверхности лобового стекла своей машины трещину или скол. Вроде бы мелочь, но это «мелочь с перспективами» - повреждение почти наверняка будет увеличиваться, а микроскопический скол со временем легко может переродиться в ту самую трещину. В причинах, последствиях и методах лечения этих проблем мы попытаемся сегодня разобраться.
Текст: Марк Паверман
ПОРАЖАЮЩИЙ ФАКТОР
Причин появления на стекле сколов и трещин несколько. Первая напрямую связана с отечественными дорогами, изобилующими камешками самой разной фракции – от песка до булыжника. Такой «поражающий элемент», получив ускорение от колес рядом или впереди едущего автомобиля, с некоей долей вероятности попадает в вашу машину. И если на его пути попадается лобовое стекло, стремится его повредить.
Другая причина появления трещин связана с сибирским климатом. Если завести холодную машину при -30-40оС, и потом резко переключить воздух, нагреваемый печкой, на лобовое стекло, вполне можно заработать длинную трещину в нижней части «лобовика». Аналогичный дефект можно получить и при прямо противоположных условиях – если на перегретое на летнем солнце стекло направить холодный кондиционированный воздух. Или, в порыве борьбы за чистоту и прозрачность, плеснуть на грязное (и горячее) стеклышко ледяной водицей из речки.
Третья причина сама по себе трещин не вызывает, однако может способствовать их появлению. Это элементарное старение стекла. Стекло, особенно лобовое, у многих современных автомобилей является силовым элементом кузовной конструкции, оно постоянно подвергается механическим деформациям и должно обладать определенным запасом прочности. Добавьте сюда частые температурный перепады, атмосферные осадки «со всей таблицей Менделеева», воздействие омывающих жидкостей сомнительного состава, постоянное истирание поверхности стекла «дворниками», и вы поймете, что тот самый запас прочности у стекла десяти-пятнадцатилетней подержанной иномарки уже невелик.
НЕПРОСТЫЕ КОМПРОМИССЫ
Существующие методы экспресс-ремонта стекол сводятся к заполнению под давлением трещин и сколов стекла полимерами, которые под воздействием УФ-излучения отвердевают. Позже производится полировка отремонтированного участка. За счет подбора материала с коэффициентом преломления, близким к показателям стекла, поверхность в месте ремонта визуально становится однородной, а трещины или сколы становится менее заметными.
Разумеется, любое отремонтированное стекло априори проигрывает по характеристикам прочности и прозрачности новому, «оригинальному». Однако с экономической точки зрения заказывать новое стекло из-за скола диаметром в 2 мм – необоснованная роскошь. К тому же, экспресс-ремонт занимает не более часа-полутора и может быть произведен в присутствии владельца, тогда как на установку нового стекла может понадобиться сутки – двое.
Стоимость экспресс-ремонта автостекол в Новосибирске относительно невысока. За ремонт трещины с вас попросят 15-25 рублей за сантиметр, и, скорее всего, понадобится обязательное «остановочное» засверливание – чтобы трещина не пошла дальше. Засверливание одной точки обойдется ориентировочно в 100 руб. Ремонт скола до 10 мм – примерно 200 рублей. Таким образом, ремонт скола и трещины в 20 см с засверливанием обойдется примерно в 700 рублей.
Наш эксперт Юрий Борисович Забелич, директор СТО «Маяк-Автостекло»:
«В основном услуга экспресс-ремонта лобовых стекол пользуется спросом у владельцев иномарок. Отечественные машины «лечат» стекла в 20 раз реже. У этого вида ремонта существует ярко выраженная сезонность – спрос максимален с ранней весны до поздней осени. Извечный вопрос – где грань рентабельности между экспресс-ремонтом и полной заменой автостекла? Полагаю, очевидно рентабелен ремонт трещин до 20 см. Далее нужно смотреть, насколько дорого новое стекло. Бывает, что цена нового стекла, оснащенного датчиками дождя, подогревом, достигает 10 000 рублей. Тогда, конечно, порог рентабельности сдвигается вверх. Если же средняя стоимость замены стекла – 3500 рублей, а экспресс-ремонт потребует 1000 руб, выбор остается за клиентом. В данном случае вариант экспресс-ремонта выбирают перегонщики, которые составляют значительную долю клиентов, или продавцы автомобилей в процессе предпродажной подготовки.
Интересное наблюдение: те автомобили, у которых лобовое стекло установлено более вертикально, например Nissan Cube, джипы, чаще страдают от камешков, нежели те, у которых наклон стекла больше (например, Toyota Corolla). Можно говорить о соотношении примерно 60/40. К тому же, размер сколов у «пологих» стекол в среднем меньше, чем у «вертикальных». Кстати, мы заметили, что «родное» японское стекло более хрупкое, нежели российский или китайский «дубликат». При одинаковом ударном воздействии «оригинал» трескается на 30% чаще, чем «дубль».
Советы профессионалов
1. Образовавшийся на стекле скол или трещину надо сразу же заклеить скотчем. Царапать, мыть, очищать стекло в этом месте не нужно. Чем раньше успели заклеить свежеобразовавшийся дефект, тем больше шансов на успешный ремонт. Чем чище место повреждения, тем лучше полимер «зацепится» за края повреждения. К тому же, попавшие «в рану» грязевые вкрапления не позволяют достичь полной «невидимости» места ремонта. Разумеется, и к мастеру нужно обратиться максимально быстро.
2. Заметив трещину и даже заклеив ее, постарайтесь ехать ровно, не допуская больших перекосов кузова, избегая ям и выбоин. По возможности, не включайте дворники и омыватель стекла. Если проблема случилась летом, не включайте кондиционер, лучше опустите боковые стекла.
Наш эксперт Дмитрий Георгиевич Модленко, установщик автостекол компании CARGLASS.
«За последние годы спрос на экспресс-ремонт автостекол ощутимо снизился. Во-первых, стало меньше подержанных японских иномарок, во-вторых, сыграла роль временная отмена техосмотра. Ранее, если трещина, даже отремонтированная, находилась в зоне действия дворника со стороны водителя, техосмотр машина не проходила, поскольку имело место «нарушение целостности стекла». А раз сегодня многие избавились от необходимости проходить техосмотр, народ продолжает ездить с трещинами. Но не стоит забывать, что вклеенное стекло служит элементом жесткости кузова, и целое стекло всегда лучше отремонтированного. Во многих странах Европы при возникновении трещины на лобовом стекле никто и не помышляет о ремонте – только замена, причем очень часто стоимость замены покрывают страховые компании.
При экспресс-ремонте лобового стекла гарантию можно дать только на сколы, да и то не на все. На трещины гарантию дать невозможно. Сезон спроса на экспресс-ремонт автостекол напрямую связан с сезоном дорожных работ, то есть это лето».
Наш эксперт Лев Иванович Коржов, владелец ремонтной мастерской «Автостекло в Новосибирске».
«Предсказать, сколько будет «держаться» после ремонта та или иная трещина, невозможно. Бывает, что даже те трещины, в которые до ремонта успели попасть грязь и вода, остаются в приличном состоянии по пять лет. Многое зависит от нагрузок на стекло и стиля вождения. Трещины, отремонтированные летом, более «благополучные» и держатся дольше, нежели дефекты, устраненные в зимний период, поскольку зимой стекло испытывает постоянные резкие перепады температур.
А вот от применения наборов для самостоятельного ремонта автостекол советую воздержаться. Не стоит пытаться стекло сверлить или стеклорезом останавливать трещину. Будет только хуже – проверено. Трещина все равно пройдет под царапиной, а сама царапина уже ремонту не подлежит.
Востребован экспресс-ремонт автостекол и в классе грузовых автомобилей. Каждый десятый клиент – это владелец грузовика. Но кабина у них выше и ездят они медленнее. Кстати, вероятность повреждения лобовых стекол напрямую зависит от скорости движения и соблюдения дистанции от впереди идущего автомобиля. Приверженцы агрессивного стиля вождения чаще «ловят» камушки, нежели спокойные и аккуратные водители.
Целесообразность ремонта автостекла определяется его ценой. Критерием может служить порог в 30-50% стоимости нового стекла и работ по его установке».