Сейчас наступили времена современной электронной диагностики - на смену традиционному тестеру и контрольной лампе пришли компьютеры и новейшие программы. Что понимается под компьютерной диагностикой? Прежде всего, это полная проверка всех электронных систем и узлов, оценивающая техническое состояние всего автомобиля. Компьютерная диагностика автомобиля позволяет предоставить ее владельцу весь список (карту) обнаруженных ошибок, а также варианты устранения неисправностей.
Можно выделить, по крайней мере, два этапа компьютерной диагностики. На первом этапе считываются и расшифровываются коды ошибок, а также все цифровые показатели, относящиеся к ним. Современный автосервис обычно уделяет большое внимание грамотности своего персонала, ведь компьютерная диагностика требует наличия определенных знаний, без которых сложно правильно оценить полученные показания. На втором этапе все полученные в результате обследования данные подвергаются аналоговой проверке, и в первую очередь досконально проверяется работа электрической системы автомобиля.
«Польза от электронной диагностики большая, - рассказывает Эдуард Коробцов, технический координатор торгово-сервисного комплекса (ТСК) «Автомир-Новосибирск». - Во-первых, экономится время. Сканер четко показывает, где и что не в порядке. Во-вторых, дается полный и всесторонний анализ всех электронных систем. В-третьих, риск ошибочной диагностики практически исключен, мастеру не приходится вслепую искать болезнь и «лечить» все подряд в надежде, что рано или поздно рассосется. А исключение ненужных процедур экономит деньги клиента».
Как это происходит?
Современные электронные системы, предназначенные для управления узлами и агрегатами автомобиля, оснащены так называемыми «системами самодиагностики», которые информируют водителя о появлении некоторых неисправностей. Так, например, на приборном щитке многих автомобилей имеется многофункциональный индикатор - лампочка Check Engine (в старых моделях эту роль иногда выполняли специальные светодиоды, расположенные непосредственно на устройствах управления), которая обычно загорается при включении зажигания и гаснет через некоторое время после запуска двигателя.
Если же при самодиагностике обнаружатся неисправные компоненты (из тех, что подлежат диагностике), то индикатор не погаснет. В случае возникновения некоторых неисправностей во время движения, индикатор так же загорается, а при однократной мелкой неисправности он может и погаснуть (сохранив ошибку в памяти для последующего считывания). Но если он упорно продолжает гореть – настоятельно рекомендуем как можно раньше обратиться в автосервис (если есть возможность – прямо в ближайшее СТО!), так как потребуется более глубокая диагностика и, конечно же, последующий ремонт.
Человеческий фактор
Каким бы совершенным ни было диагностическое оборудование, без профессионального опыта невозможно правильно выявить и устранить все неполадки. Специалисты автосервиса обязаны не только считывать и правильно интерпретировать коды, но и проводить диагностику состояния всего автомобиля: проверять компрессию в цилиндрах, давление в топливной системе, опережение зажигания, состояние свечей и свечных проводов, герметичность и соответствие вакуумной системы, содержание СО в выхлопе, состояние топливного фильтра, ремней, катализатора, датчиков температуры и т.д.
Наличие специализированного диагностического компьютера в СТО, конечно, необходимо, но в основе всего должно быть понимание принципов работы системы и назначения всех ее узлов, без которого невозможно получить объективную информацию о текущем состоянии двигателя и топливной системы, чтобы уверенно их ремонтировать.
То есть без настоящего квалифицированного профессионала в процессе компьютерной диагностики никак не обойтись!
«Нужен специалист, который понимает, какая система за что отвечает и в каких пропорциях, - поясняет Владимир Буньков, специалист технического центра «Автолаб», занимающийся диагностикой электронных систем автомобиля. - Без навыка, даже если автолюбитель установил на свой ноутбук программу "Компьютерная диагностика двигателя в Новосибирске", все, на что у него хватит ума, - это он сотрет ошибки. Без необходимых знаний сам факт наличия такой программы не поможет устранить поломку - все равно потребуется специалист».
Сканер: дилерский и универсальный
Для автолюбителей не является секретом тот факт, что каждый автопроизводитель имеет свое оригинальное программное обеспечение и свое диагностическое оборудование. Это оборудование стоит недешево, и не каждое СТО (особенно гаражное) может его себе позволить. Более того, производитель машин старается поставлять сканеры исключительно своим дилерским центрам и авторизованным сервисам. В итоге гаражные «сервисмены» либо не имеют оригинального диагностического оборудования, либо пользуются «серыми» сканерами с неавторизованным программным обеспечением. Стоит также учитывать, что программы постоянно совершенствуется и официальные дилеры имеют возможность их своевременно обновлять.
«Сам по себе диагностический прибор действительно достаточно универсален, - говорит Александр Филиппов, руководитель отдела сервиса компании «Патриот Авто», официального дилера Peugeot в Новосибирске. - А вот программ универсальных - не бывает. Каждая официальная программа устанавливается импортером только на дилерские приборы без возможности копирования и переноса и с постоянным on-line обновлением с сервера завода-производителя. Официальный сервис также располагает всеми мануалами, инструкциями и параметрами прохождения данных диагностики – то есть, помимо проведения диагностики (которая сама по себе никогда не является самоцелью), клиенту расшифруют и дадут дальнейшие рекомендации мастера - приемщики и технический консультант бренда. По итогам официальной диагностики возможно проводить «Кампании по модернизации», что в дальнейшем предотвратит появление подобных ошибок - сервис такого уровня возможен только у официальных дилеров».
Но опять же не секрет, что местный автопарк составляют подержанные, а не новые авто. И владельцы таких машин обращаются по услуге компьютерной диагностики в независимые автосервисы.
«Дело в том, что мультисистемные сканеры сейчас ушли довольно далеко вперед и по многим показателям не отстают от дилерских, - считает Владимир Буньков. – Например, сканер Launch - он может поддерживать все программы, вплоть до дилерских функций по диагностированию блоков (охватывает основные системы всех распространенных марок автомобилей – прим. Ред). Это вполне достойная универсальная система».
По мнению Владимира Бунькова, мультисистемные сканеры представлены сегодня на рынке в широком ассортименте, и программное обновление к ним вполне доступно. На вопрос корреспондента «Трансервис», сканеры каких марок чаще всего можно встретить в новосибирских СТО, Буньков назвал Launch, Carman Scan и Hanatech.
Таким образом, владельцы как новых, так и подержанных машин всегда имеют возможность обратиться за услугой по компьютерной диагностике.
Диагностика? Лучше ранняя!
Важно помнить, что всего один датчик, пришедший в неисправность и не показавший реальные данные, может спровоцировать вполне серьезные проблемы – ремонт возникшей неполадки выльется в крупную сумму денег и займет определенное время, что негативно скажется на всех ваших планах. Именно поэтому так важно регулярно посещать автосервис с тем, чтобы воспользоваться такой неоценимой услугой, как компьютерная диагностика автомобиля.
Однако возникает закономерный вопрос: «Зачем же тогда нужна вся эта компьютерная диагностика, если окончательное решение все равно принимает специалист?» Дело в том, что человеку свойственно ошибаться, и чем больше информации ему приходится анализировать, тем выше вероятность такой ошибки. А с помощью подобных диагностических систем можно очень эффективно сузить поле поиска и определить характер неисправности, не прибегая к ненужным (а зачастую и очень трудоемким!) «хирургическим» вмешательствам. Кроме того, при проведении регулярной плановой диагностики, результаты которой фиксируются и запоминаются, можно прогнозировать возможные неисправности, которые еще не возникли и не переросли в фатальные.