При выборе дисков автолюбители опираются на целый ряд критериев: подойдет ли он к типоразмеру требуемой для автомобиля шины, из какого материала сам диск (сталь, алюминий и все то, что обычно называют «легкосплавными дисками»). Но есть и еще один критерий выбора дисков - возможные затраты на их ремонт.
Сталепрокатный ремонт
Стальные штампованые диски среди автолюбителей считаются одними из самых доступных. К достоинствам стальных дисков можно отнести низкую цену и практичность, способность стали к упругой деформации, за счёт которой некоторые удары гасятся колесом. Ну а то, что штампованное стальное колесо при этом может погнуться – это не самая страшная беда. Такой диск всегда можно «прокатать».
Если подходить к вопросу обслуживания стальных дисков грамотно, то их диагностика и ремонт должны проходить по следующему алгоритму. Прежде всего, в шиномонтажной мастерской должен быть в наличии хороший балансировочный станок с функцией диагностики колесных дисков. Такие станки имеют специальный измерительный ролик, который показывает все последствия ударов диска и «восьмерку». Мастер делает распечатку, показывает клиенту результаты измерений. Говоря проще, получается настоящий дефектовочный лист.
Какие же поломки чаще всего наблюдаются у стальных дисков? Чаще всего это знакомые всем автолюбителям «восьмерки» или «загибы» дисков, полученные в результате попадания колеса в яму.
«Восьмерки» на стальных дисках исправляют с помощью специального пресса. Загибы от ям (тоже на стальной штамповке) исправляют с помощью специльного дископрава, который прокатывает именно штампованные диски.
Литье мое
Еще одна категория дисков – легкосплавные. Эти диски бывают литыми и коваными, алюминиевыми и магниевыми. Литыми их называют потому, что легкосплавные диски изготавливают методом литья. Главное достоинство таких дисков - легкость сплавов. Из-за этого при движении по неровностям дороги на кузов воздействуют меньшие ударные нагрузки, а значит, улучшается такое эксплуатационное свойство автомобиля, как плавность хода. С такими дисками легче чувствует себя подвеска автомобиля: упругие и демпфирующие элементы воспринимают меньшие нагрузки, тем самым увеличивается срок их службы. И еще один плюс литья - эти диски внешне привлекательнее, чем стальная штамповка.
Но если говорить о ремонте, то прежде следует указать некоторые недостатки литых дисков. Дело в том, что в процессе получения отливки металл получает свойства так называемой «свободной ненаправленной кристаллической структуры», что приводит к снижению прочности диска (впрочем, год от года технология становится все совершенней, а литые диски все надежнее).
Разговоры среди автолюбителей о якобы слишком «хрупких» литых дисках - намного преувеличены. Если уж литой диск и раскалывается, то только при очень сильном ударе, от которого даже обычный стальной диск придет в негодность. Тут дело скорее в другом - в проблеме качества российских дорог и навыках вождения самих автомобилистов.
Например, неопытный водитель может случайно повредить литые диски даже в таких безобидных ситуациях, как неосторожная парковка у поребрика, при переезде на скорости через трамвайные рельсы (особенно если на эти диски одета низкопрофильная резина, которая нисколько не смягчает силу удара). Таким образом, при эксплуатации машины, «обутой» в литые диски, нужно быть внимательным к дорожному покрытию и желательно стараться не лихачить на бездорожье.
Особенности ремонта
Наибольшие споры среди автолюбителей вызывает сам факт возможности ремонта литых дисков. И тут действительно есть о чем поспорить. Дело в том, что производители и продавцы дисков в данном вопросе безапелляционны. В случае повреждения легкосплавного диска они настоятельно рекомендуют покупать новый (кстати, аналогичной точки зрения придерживаются и большинство автопроизводителей).
Но такая позиция основана на западных требованиях к безопасности. Сибиряки и рады бы эти требования выполнить, но невысокие доходы и низкое качество дорог в сумме не могут позволить нашим автолюбителям при каждом случае покупать новые литые диски. Более того, найти один диск определенного дизайна порой бывает очень сложно, а уж покупать целый комплект дисков после повреждения одного колеса – еще сложнее с точки зрения финансовых расходов.
Вот почему, несмотря на факт, что за рубежом не распространена практика ремонта литых дисков, в наших краях накоплен определенный опыт ремонта литья, а также есть и все необходимое для этого ремонта оборудование.
Напомним, что прокатка, как вид ремонта, в большей степени применима для штамповки. Для ремонта литых дисков используют специальные станки для правки. Мелкие трещины на литых дисках и маленькие сколы исправимы только при помощи сварки. При выполнении такого рода ремонтных работ очень важно найти по-настоящему опытных профессионалов своего дела, мастеров СТО, которые много лет успешно работают по данному виду работ.
Существует практика ремонта отсутствующих фрагментов диска с помощью аргонодуговой сварки. В начале ремонта на свариваемую деталь подается «масса», как при обычной электросварке. В одну руку сварщик берет горелку, в другую - присадочную проволоку. Для сварки алюминиевого диска используется алюминиевая проволока, а для сварки колес из специальных сплавов алюминия - проволока «АМГ» или «АК». На горелке нажимается кнопка, включается ток и подача газа. Между кончиком неплавящегося электрода и деталью возникает электрическая дуга. Она и выполняет роль основного инструмента - плавит деталь и присадочную проволоку.
И, тем не менее, почему к методу ремонта с помощью аргонодуговой сварки отношение столь неоднозначное как среди профессионалов, так и среди автолюбителей? Дело в том, что в условиях шиномонтажной мастерской практически невозможно создать условия, аналогичные технологии производителя литых дисков. Поэтому, если воспринимать аргонную сварку как некое временное решение проблемы, – тогда такой ремонт имеет право на существование. В иных случаях автолюбителю рекомендуют замену диска.
Конечно, каждое повреждение следует оценивать индивидуально. Если речь идет о незначительном повреждении, сколах, трещинах в местах, которые не несут нагрузки, то ремонт возможен. Но бывают случаи, когда править диск смысла нет.
В ряде случаев можно ремонтировать даже очень сложные поломки литых дисков - однако учтите, что впоследствии все равно придется обратиться к продавцам новых дисков.
Мнение специалистов
К эффективности ремонта штампованных и литых дисков специалисты относятся неравнозначно.
«До какой степени ремонтопригоден штампованный диск – можно определить только по итогам диагностики: в случаях мелкого ремонта его можно прокатать и несколько раз, - считает Сергей Седнев, коммерческий директор «Север Авто Сибирь» (оптовая продажа легковых и грузовых шин, колесных дисков). - Что касается моего отношения к попыткам ремонта литых дисков с помощью аргонодуговой сварки - то оно однозначно негативное».
По мнению Сергея Седнева, во время ремонта литого диска с помощью сварки может произойти нарушение структуры металла (в том числе и при точечных нагрузках). Говоря проще, литой диск должен быть полностью однороден по структуре материала. А даже при щадящей точечной сварке такая однородность может быть нарушена. Возникает вопрос безопасности эксплуатации такого диска (и в целом безопасности езды на автомобиле).
Александр Лехнов, мастер СТО «Автопапа», сообщил, что в шиномонтажной мастерской при СТО «Автопапа» ремонтируют и стальные, и литые диски (выполняют прокатку литых дисков - прим. ред). «Если говорить о ремонте штампованных дисков, то здесь умельцев много, могут отремонтировать самые серьезные поломки, - пояснил он. – Но многое зависит от сложности самого ремонта, его дороговизны - порой проще не ремонтировать, не восстанавливать старый стальной диск, а купить новый (с учетом невысоких цен на «штамповку»)».
Если же говорить о ремонте сколов и трещин литья с помощью аргонодуговой сварки, то мастера, с которыми общался при подготовке этой статьи корреспондент «Авто54», не скрывают, что такие работы более уместны как временный вариант – особенно если речь идет о дорогостоящем диске известной марки.