Возьмем сразу, что называется, «быка за рога». После нескольких случаев «незавода» собственных автомобилей (в разное время владения – Nissan March, Mitsubishi Lancer) и автомобилей своих друзей (типичные модели новосибирских авто с японских аукционов), автор этой статьи решил больше судьбу не испытывать и по возможности оставлять свой автомобиль при наступлении морозов в теплом гараже (поскольку таковой имеется). Почему?
Дело в том, что, по оценкам специалистов автсервисов, одна поездка машины в мороз при температуре минус 25-27 (и ниже) на 50-70 километров равна по износу 500-800 километрам летнего пробега. Это только приблизительная оценка, но истина где-то рядом. Поэтому, если есть возможность добраться домой или на работу на метро, надо этим воспользоваться. Машину пожалеете - сохраните ее ресурс и, что немаловажно, сэкономите деньги, которые пришлось бы потратить на «реанимацию» своего авто (плюс возможные затраты на эвакуацию). Но это, конечно, моя субъективная точка зрения. Ведь для многих автомобиль это, порой, единственное транспортное средство, чтобы добраться до места работы (и обратно!).
Не заводится в мороз, почему?
В сильный мороз двигатель может не заводиться чаще всего по следующим типичным причинам:
• Плохое масло (или масло, потерявшее свои качества из-за просроченного срока замены);
• «Слабый» аккумулятор;
• Неисправность стартера;
• Нарушена правильная подача топлива, «залило свечи».
Одна из самых частых ситуаций: владелец поставил машину в режиме сигнализации «на прогрев», спокойно лег спать, утром вышел – автомобиль не заводится. Причем со всей очевидностью ясно, что попытки системы сигнализации завести машину в режиме «прогрев» в ночное время были безуспешны.
Если попытки «завести с ключа» так ни к чему и не привели, то попытаемся найти причины отказа системы зажигания. При наличии специального «свечного» ключа можно самостоятельно вывернуть свечи зажигания – возможно, они были залиты бензином во время неудачных попытках «автозавода».
То, что свечи залиты – обычно видно сразу. Свечи мокрые, бензин с них чуть ли не капает. Поэтому лучше иметь запасной комплект надежных проверенных свечей, которые нужно будет вкрутить взамен залитых. При отсутствии запасных свечей можно попробовать восстановить работоспособность штатных, прогрев их в пламени газовой зажигалки. Еще лучше, если в комплекте машины есть газовый баллончик с компактной горелкой. Соблюдая правила пожарной безопасности, таким комплектом можно не только прокалить свечи.
Хорошо прогретые свечи надо энергично ввернуть на место и повторить попытку запуска двигателя. Если двигатель опять не завелся, и уже чувствуется, что начинает садиться аккумулятор, то есть вариант попытки «прикурить» от аккумулятора другой машины. Итак, прикуриваем.
Процедура запуска двигателя при помощи соединительных проводов
1. Порядок подсоединения проводов
• Установите автомобиль таким образом, чтобы они не соприкасались.
• Выключите двигатель. Отключите всё ненужное электрооборудование.
• Соедините положительную (+) клемму разряженного аккумулятора с положительной (+) клеммой вспомогательного аккумулятора.
• Подсоедините один конец второго провода к отрицательной (-) клемме вспомогательного аккумулятора, а другой конец подсоедините на максимально возможном расстоянии от аккумулятора к блоку цилиндров или опоре двигателя, который требуется запустить. Не присоединяйте провод к отрицательной (-) клемме разряженного аккумулятора.
• Убедитесь в том, что соединительные провода не соприкасаются с движущимися элементами двигателя.
2. Порядок запуска двигателя
• Запустите двигатель автомобиля с вспомогательным аккумулятором с умеренно высокой частотой вращения.
• Запустите двигатель автомобиля с рязряженным аккумулятором.
• Перед отсоединением проводов оставьте оба автомобиля с работающими двигателями ещё на три минуты.
В беседе с корреспондентом «Авто54» специалист указал на ряд причин, из-за которых при низких температурах автомобиль не заводится. Речь идет в данном случае о ситуациях, когда автовладелец ставит машину в режиме сигнализации «на прогрев».
«Как правило, сигнализация, поставленная на режим «автозапуск», ограничивает время вращения стартера, - говорит Валерий Ткачев, заместитель директора ТСК «Автомир Новосибирск». – При морозах во время автозапуска может просто не хватить времени вращения стартера. Еще одна из причин - аккумулятор начал разряжаться, или уже разряжен. Возможно, имеются также другие неисправности – например, свечи пришли в негодность или не были вовремя поменяны.
К числу причин, по которым двигатель в морозы не заводится, можно отнести слишком густое масло, свойства которого не соответствуют температуре окружающего воздуха. Еще причина - может быть, масло не заменено в срок, и оно выработало свой ресурс– что и показали первые морозы».
Особая тема – новые автомобили. Если они по каким-то причинам не завелись на морозе (правда, с гарантийными авто это бывает все же значительно реже, чем с «пробежными»), то в данном случае специалисты настоятельно советуют не разводить самодеятельность.
«Мы своим клиентам рекомендуем - если автомобиль не завелся, то следует либо позвонить к нам в сервисный центр, либо привезти машину на эвакуаторе, - говорит Валерий Ткачев. – Ни в коем случае нельзя пытаться буксировать «замерзший» автомобиль, потому что это может повредить целый ряд важных агрегатов автомобиля (коробку передач, двигатель, и т.д.). Лучше потратиться на эвакуатор, что даст возможность избежать более серьезных поломок при буксировке, а мы, в свою очередь, диагностируем причины поломки, обслужим машину и дадим ее владельцу соответствующие рекомендации».
Проблемы со стартером
Во время морозов дает о себе знать неисправность стартера.
По мнению специалистов, АКБ «садится» по той причине, что батарее не хватает энергии для прокручивания сломанного стартера, у которого, к примеру, разбиты втулки или износились щетки. Стартер – это мощный электродвигатель кратковременного действия, основное назначение которого - приведение во вращение маховика и, соответственно, коленчатого вала и поршневой группы двигателя, что является необходимым условием для его запуска. Понятно, что в случае сбоя хотя бы одного звена из цепи «аккумулятор-генератор-стартер» ждать стабильного запуска не приходится. А при морозе – тем более.
Выводы
Итак, если, помимо пришедших в негодность свечей, в «замерзшем» автомобиле обнаружились и другие неисправности, то воспользуйтесь услугами автосервиса. Ведь от того, насколько вы внимательны к состоянию своего авто, зависит его поведение на дороге, в том числе и зимой.
Как известно, накануне морозов лучше провести профилактику автомобиля, чтобы попытаться предотвратить все проблемы: проверить состояние системы зажигания, при необходимости – сменить свечи и масло, а также проверить степень боеготовности аккумулятора, стартера и генератора. Самая обычная профилактика и регулярный техосмотр спасут вас и ваш автомобиль от внезапных случаев «замерзания».