8 Апрель 2010
По оценкам экспертов, одна поездка машины в мороз под минус 25-27 на 50-70 километров равна по износу 500-800 километрам летнего пробега. Это, конечно, не истина в последней инстанции, но ведь «нет же дыма без огня»? Тем более что речь идет об аномально длинной холодной зиме при температуре ниже минус 30оС.
Ясно одно: после нынешней зимы не помешает лишний раз провести диагностику различных узлов автомобиля, особенно тех, которые были подвержены наибольшим перегрузкам в аномальные морозы. Посмотреть, как себя чувствуют резиновые детали ходовки? Не загрязнилась ли топливная система после четырехмесячного ночного прогрева двигателя? Кстати, не помешало бы проверить уровень и состояние масла в ДВС - быть может, стоит его в этот раз поменять раньше обычного?
В стародавние времена бензин, попадавший в масло ДВС отечественных машин, был им не особо-то и страшен. Кое-кто из автолюбителей еще помнит, как сам заливал в масло бензин после долгой стоянки на морозе, чтобы «разжижить» масло и батарее было легче крутить движок. Но это было в те далёкие времена, когда, как известно, кроме «Автола» ничего в магазинах не продавалось. Сегодня же бензин, попавший в масло современных машин, это повод для того, чтобы поехать на СТО и сменить масло.
Вы спросите, как бензин попадает в масло? Он просачивается через тепловые зазоры в поршневых кольцах. Вы крутите стартером коленвал, накачиваете в камеры сгорания топливо-воздушную смесь, а двигатель не заводится. Вы бросаете это неблагодарное дело и идете на работу пешком. Машина остается на стоянке до ближайшей оттепели. А бензин постепенно просачивается в картер, ухудшая свойства моторного масла.
Теоретики гаражно-ремонтного дела могут сказать, что, мол, не так уж это и страшно - поскольку при нагреве масла бензин испаряется. Но это на самом деле опасно для ДВС современного автомобиля, поскольку смазывающие свойства масла в этом случае значительно ухудшаются.
Таким образом, если вы неоднократно в эту зиму сталкивались утром во дворе с проблемой «свечи залило – надо заменить», то было бы лучше сейчас озаботиться заменой масла в двигателе. Береженого Бог бережет: смените масло, продлите ресурс двигателя. И не помешает свечи еще раз сменить. В идеале же не будет лишним обслуживание топливной системы.
На морозе масло в трансмиссии густеет: чем ниже температура на улице, тем гуще масло. Густое масло плохо смазывает трущиеся детали, не проникает в некоторые узлы. Кроме того, внутри автоматической трансмиссии много пластмассовых и резиновых деталей, которые на морозе становятся хрупкими и могут при работе легко порваться. Конечно, перед началом движения автомобиля автоматическую трансмиссию необходимо прогреть. Но всегда ли у нас это получается в суете будней?
Судя по комментариям работников СТО корреспонденту журнала «Трансервис», автоматические коробки передач подержанных иномарок, коих большинство в нашем городе, перенесли морозы и работали более-менее стабильно. Во всяком случае, работники сервисных центров, специализирующихся по ремонту автоматических коробок, не отметили какого-то особого вида поломок или повышения их количества. Все было как и в прошлые зимы, все те же типичные поломки или «отказы» АКПП.
«В тех исключительных случаях, если в АКПП долго не менялась спецжидкость, и перед зимой оставили старое масло, то при включении «на холодную» – машина могла и вовсе не поехать, - рассказывает Антон Кононов, механик сервисного центра «Ураган». - Но эта проблема сохраняется до прогрева трансмиссии. В экстремально холодную погоду были отмечены случаи перемерзания охлаждающей жидкости в зоне АКПП при движении по трассе. Но такие дефекты отмечены лишь на нескольких моделях автомобилей и в очень холодную погоду».
Автор этой статьи специально изучил большинство авто-форумов, причем не только новосибирских, но и других сибирских городов на предмет наиболее часто встречаемых зимних поломок этого года. Оказалось, одно из самых слабых мест – система гидроусилителя руля.
Вот типичный пример. «Ситуация такая: сорвало шланг «обратки» ГУРа на морозе (машина была на прогреве), - жалуется один из автолюбителей. – Постарался одеть его назад, жидкость залил, всё стало стабильно работать. На следующий день - руль опять не крутится. Заглядываю – снова сорвало шланг! Ездил в сервис, купил хорошие хомуты, всю «обратку» посадил на них, опять залил жидкость - и вроде все нормально. Так ездил несколько дней и уже успел позабыть о проблеме, как вдруг после ночи на морозе (опять машина на прогреве!) с утра руль опять не крутился. Заглядываю, шланги на месте, хомуты удержали, но один шланг попросту лопнул.
«Действительно, морозы особенно сильно воздействуют на систему гидроусилителя руля, - говорит Дмитрий Либман, технический директор автоцентра «Плутон. - В морозы срывает шланги. Впрочем, эту поломку устраняют сразу, как только сорвало шланг. Иначе тут просто нельзя. Ставят дополнительный хомут либо меняют шланг – в зависимости от особенности самой поломки. Либо если просто сорвало шланг, то могут поставить дополнительный хомут».
Вывод ясен: если в эту зиму вам доставляла немало хлопот возня с гидроусилителем – не уповайте на теплое лето, не откладывайте диагностику и ремонт гидроусилителя. Во всяком случае, если будете тянуть в теплое время года – то перед новым зимним сезоном – обязательно проверьте надежность системы гидроусилителя!
В сильные морозы могут «побежать» стойки. В этом случае их обычно меняют. Тут есть одно «но»: если у вас случились проблемы со стойками еще на старте зимы, в ноябре – не помешает сейчас снова оценить их состояние. Если меняли недавно – то дай- то Бог!
При замене стоек стоит проверить заодно и другие элементы подвески - шаровые опоры, рулевые тяги, сайлентблоки, а также тормозные шланги. После такой зимы – грех не посмотреть внимательно на всю систему. Тем более, что раз при смене стоек вы все разобрали - заодно и поменяете.
Резиновые детали довольно тяжко переносят морозы. Например, пыльник - защитный кожух или чехол, предназначенный для предохранения узлов различных механизмов от попадания в них посторонних дисперсных частиц, например, пыли, песка, дорожной грязи и тому подобное. В автомобиле пыльники применяются для защиты ШРУС, рулевых тяг, амортизаторов и т. д.
Проверить состояние пыльников привода достаточно легко. Для этого необходимо вывернуть колеса до упора в нужную сторону и заглянуть за переднее колесо. Разрыв пыльников приводов легко заметить по следам смазки, которая в этом случае разбрызгивается по окружности - такой пыльник требует срочной замены. Если упустить этот момент и продолжать ездить, настанет лето - и тогда внутрь пыльника попадут вода и песок, на деталях ШРУС образуется выработка, и его придется менять.
Кстати, если бы в сильный мороз работали на износ только трущиеся детали, было бы полбеды. Страдает и сам кузов. Все замечают, что чем холоднее, тем жестче подвеска. Амортизаторы (и все эластичные детали подвески) тоже «деревенеют» и потому передают на кузов усилия от дороги значительно большие, чем обычно. Соответственно и места крепления к кузову амортизаторов и рессор разрушаются быстрее.
С полной уверенностью можно сказать, что зима «сжирает» автомобиль в несколько раз интенсивнее, чем лето. Сильный же мороз изнашивает узлы еще больше.
«В сущности, морозы показывают степень подготовки автомобиля, его ресурс, - подытоживает Дмитрий Либман. - Там где тонко, там и рвется».