2 Апрель 2010
Выбирая между капитальным ремонтом и установкой контрактного двигателя, многие водители останавливаются на контрактном движке. Его преимущества очевидны: за меньшие деньги вы получаете относительно новый агрегат, который может послужить. Однако, делая выбор, не стоит забывать о «подводных камнях», которые могут вас при этом ожидать.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Виктор Ковригин, директор компании «КарПлаза»
Игорь Кудинов, генеральный директор компании «Автокурс» (Москва)
Сторонники капитального ремонта часто указывают на целый ряд «подводных камней», с которыми можно столкнуться, делая выбор в пользу контрактного двигателя. Среди всех доводов особо выделяются четыре. Во-первых, сроки поставки могут быть довольно длительными. Во-вторых, под сомнение ставится надежность этих двигателей. В-третьих, подобрать нужный двигатель можно далеко не всегда. В четвертых, гарантия. Ее на двигатель, бывший в употреблении, не дают. Есть ли в этих опасениях доля истины? В какой-то мере — да. Но ведь не зря говорят: тот, кто предупрежден, тот вооружен.
Первая сложность, с которой может столкнуться водитель, решивший установить контрактный агрегат, — далеко не всякий двигатель есть в наличии на складе продавца, хотя, к примеру, на складе компании «КарПлаза» одновременно находится более полутора тысяч различных движков. Тем не менее, далеко не всегда такой выбор устраивает покупателя. Ведь иметь на складе абсолютно все модели движков невозможно. Поэтому иногда действительно приходится закупать двигатель в Японии и везти в Новосибирск. Здесь-то и могут возникнуть сложности. По словам директора компании «КарПлаза» Виктора Ковригина, быстро можно получить только двигатели от иномарок, так сказать, «среднего возраста» — выпуска 1990-х – середины 2000-х годов. А вот с автомобилями постарше или, наоборот, очень «молодыми» могут возникнуть сложности:
«Автомобили, которые поступают на аукцион или на заводы по утилизации — не новые. Как правило, это модели, конца 1990-х –начала 2000-х годов выпуска. Когда поступает заказ на контрактный двигатель для машины 1991 года выпуска, то очень сложно найти мотор в нормальном состоянии. С заказами на автомобили 2006–2008 годов ситуация другая. Машины с этими двигателями активно эксплуатируются, их время еще не вышло. Остается только найти аварийный автомобиль и снять с него двигатель».
Еще сложнее приходится, если речь идет о модели 1980-х годов — здесь можно рассчитывать только на удачу, ведь в самой Японии таких машин практически не осталось. С другой стороны, далеко не все автомобили, выпускающиеся японскими заводами, находят широкое признание на родине. К примеру, достаточно популярные в России японские внедорожники в самой Стране восходящего солнца особой популярности не снискали. Найти контрактный двигатель для японского джипа, конечно, можно, вот только времени и сил такой поиск отнимет достаточно много. То же самое касается и европейских двигателей.
«Бывают ситуации, когда даже самый тщательный поиск результатов не дает», — делится опытом генеральный директор компании «Автокурс» (Москва) Игорь Кудинов, хотя и отмечает, что такие ситуации возникают нечасто. Так что, если машина у вас редкая, почтенного возраста или, наоборот, «молода», то контрактный движок для нее отыскать непросто. Даже за большие деньги.
Вторая проблема, с которой вы можете столкнуться, — срок поставки. Увы, слухи не преувеличены. Конечно, различные компании работают по-разному, но в целом поставка двигателя из Японии может затянуться месяца на три, а это большой срок. Столь длительный период ожидания обусловлен главным образом логистической схемой, которой приходится пользоваться для доставки двигателя в Новосибирск. После того как нужный двигатель найден и куплен (а на это тоже уходит время!), в Японии формируется контейнер. На это может уйти неделя. Затем морем этот контейнер следует в Находку или во Владивосток, откуда по железной дороге приходит в наш город. На все про все уходит от трех недель до полутора месяцев. А оставшееся время груз проводит на таможне, в ожидании, когда та, наконец, даст добро. Некоторые компании, например «КарПлаза», работают по иной схеме, позволяющей значительно сократить время ожидания. Запас наиболее востребованных двигателей находится на складе компании в Новосибирске и пополняется по мере надобности, а более редкие движки приобретаются на аукционах Японии отдельно. При этом за счет отработанной схемы поставок время ожидания законтрактованного двигателя составляет всего месяц-полтора, с учетом таможенных формальностей. Чуть лучше дело обстоит с некоторыми позициями европейских двигателей.
«Если нужный двигатель есть на складе у самой нашей границы, – говорит Игорь Кудинов – то до Москвы он доберется всего за три-четыре дня. До Новосибирска – за две недели. Но если искать придется в Германии, или в Великобритании, то только до столицы законтрактованный двигатель дойдет недели через три».
Теоретически, по словам Виктора Ковригина, срок ожидания можно и сократить — отправить закупленный движок сразу же, не дожидаясь формирования контейнера. Но такая быстрота обойдется вам в хорошую копеечку, поэтому прибегают к нему крайне редко. Так что если вы все-таки решили получить контрактный двигатель — запаситесь терпением.
Замечание о том, что контрактный движок — это кот в мешке, не лишено оснований. Остаточный ресурс и степень изношенности движка — те самые X и Y, с которым вам поневоле придется иметь дело. Впрочем, свести риск к минимуму можно. Для этого нужно работать только с известными поставщиками, доказавшими свою благонадежность. Они еще на стадии приобретения двигателя постараются выбрать наиболее качественный вариант. Первое, на что смотрят при покупке двигателя на аукционе, — заводится он или нет. Если нет — этот вариант отбрасывается, даже если будет предлагаться по сверхнизкой цене. Вторым делом смотрится счетчик, по которому определяется пробег двигателя. Поскольку в Японии, по словам Виктора Ковригина, скручивать показания счетчиков не принято, это позволяет достаточно точно оценить степень изношенности агрегата. Дополнительно снимается и осматривается поддон, оценивается цвет масла. В крайнем случае движок проверяется на стенде, однако к этому способу прибегают редко. Есть и другие признаки, по которым определяется состояние двигателя.
«Оценивая состояние двигателя, мы нередко смотрим компрессию по цилиндрам — это дает неплохие данные по остаточному ресурсу движка. Если заводская компрессия, например, 12, а у нас показания составляют 12,5 или 11,5 — однозначно, двигатель в очень хорошем состоянии. Такой двигатель мы возьмем. Но если показания будут сильно отличаться от нормы — значит, двигатель в плохом состоянии. Такие движки мы не берем, так как предлагать их клиентам рискованно», — добавил Игорь Кудинов.
Не последнюю роль играет и такой момент, как гарантия на двигатель. Здесь тоже есть ряд нюансов, о которых нужно помнить. Как правило, при покупке контрактного двигателя вам предоставляется минимальный гарантийный срок. В разных компаниях он может колебаться от 10 до 30 дней. Однако есть тут одна тонкость. Дело в том, что далеко не все продавцы контрактных движков занимаются их установкой. Получив движок, клиент должен был сам решить, где и как он будет его монтировать. А теперь представьте, что двигатель взял да и не дожил до конца гарантийного срока. Кого винить?
«Нередко в таких случаях начинается перекладывание ответственности. Продавцы грешат на неправильную установку и отказываются возмещать клиенту стоимость агрегата, сервисмены во всем винят некачественный двигатель», - предостерегает Виктор Ковригин.
Застрахованы от этого клиенты тех компаний, которые не только привозят контрактные двигатели, но и сами их ставят на автомобиль клиента.
Некоторые компании дают гарантии не на весь двигатель, а только на его отдельные узлы, например на поршневую группу и ГБЦ. А выход из строя РТИ или гидрокомпенсаторов гарантийным случаем уже не являются.
Отдельно несколько слов стоит сказать о так называемом разборе. Двигатели с российских разборов, по общему мнению, могут быть ничуть не хуже заграничных контрактных. И стоят при этом заметно дешевле. Но и риск при их покупке тоже многократно возрастает. Ведь если японцы спидометры не скручивают, то наших соотечественников в такой щепетильности не заподозришь. Кроме того, ресурс такого движка, скорее всего, будет ниже, чем контрактного, ведь сначала он «побегал» по японским или европейским дорогам, а потом еще «покатался» по российским просторам. При этом культура обслуживания двигателя у наших водителей пока еще, мягко говоря, не на высоте. Эксплуатация в сильные морозы, несвоевременные ТО и замена масла, холодный старт — все это быстро «пожирает» оставшийся ресурс движка. Сколько «отходит» такой двигатель — неизвестно. Цена, конечно, играет роль, но скупой платит дважды…