Рейки бывают разные – сосновые, алюминиевые и… рулевые. А если серьезно, то рулевым рейкам автомобиля мы уделяли в наших статьях очень мало внимания. А ведь это тоже элемент ходовой части автомобиля, и его надежная работа обеспечивает управляемость, курсовую устойчивость и маневренность автомобиля – то есть БЕЗОПАСНОСТЬ!
Сегодня практически на всех легковых автомобилях импортного производства рулевая рейка интегрирована в усилитель рулевого управления. Усилители могут быть гидравлического типа – «гидрачи», электромеханического типа, а также комбинированные, на мускульной тяге.
Наиболее часто на подержанных «японцах» встречаются именно гидроусилители. На них сегодня и заострим внимание. Почему «гидро»? Да потому что рабочим телом усилителя является специальная жидкость, подобная той, что применяется в АКПП. Насос создает давление жидкости, а золотниковый клапан, в зависимости от усилия на рулевом колесе, перераспределяет давление в камерах внутри рейки, разделенных поршнем.
Привод насоса гидро-усилителя чаще всего осуществляется от двигателя автомобиля через ременную передачу. У такой схемы есть недостатки, поскольку давление на выходе насоса постоянно. Но при трогании с места нужно получить максимальный эффект усиления, а на высокой скорости он нужен в гораздо меньшей степени.
Порой проблему решают с помощью привода вала насоса – не от коленвала двигателя, а от электродвигателя, который управляется бортовым компьютером автомобиля.
Проблемы у рулевых реек связаны либо с выработкой пар трения, либо с утечкой жидкости.
Износ пар трения шес-терня-рейка, кроме неприятного стука, приводит к люфту, плохой управляемости, дискомфорту, невозможности провести процедуру развал-схождения и дальнейшему прогрессирующему развитию дефекта. Если вы услышали стук и вам кажется, что стучит рулевая «рейка» – затягивать с визитом на СТО нельзя. В некоторых случаях дефект удается устранить регулировкой (правда, возможна она лишь в небольших пределах). Иногда можно заменить изношенный «сухарь» и втулку.
Потеря жидкости происходит из-за разгерметизации уплотнений, сальников – их на рулевой рейке как минимум четыре. Они установлены на концах рейки и на сложном перепускном механизме. Как и все резиновые изделия, они стареют и со временем могут давать течь. Потеря жидкости приводит к исчезновению эффекта усиления, ее попаданию на другие элементы подвески, из-за чего начинается их разрушение.
Яркий пример, о котором рассказывают в «Автомастерской №1». В подвеске Toyota Vista в 30-м кузове обнаруживается дефектный сайлент-блок, который, из практики, вообще никогда не выходит из строя. Причина отказа «неубиваемой» детали нашлась – из механизма гидроусиления на него капала вытекающая жидкость. Резина на сайлент-блоках и прочих элементах ходовой части, увы, в основной своей массе не маслостойкая.
Вопреки распространенному мнению, что жидкость гидроусилителя руля «вечная», ее тоже надо иногда менять. Дело в том, что в ГУР есть достаточно прецизионные элементы, которые быстрее изнашиваются при загрязненной жидкости. Так что если заметили, что жидкость изменила цвет или, хуже того, обрела горелый запах – срочно ее меняйте! Беспричинное падение уровня жидкости в бачке гидроусилителя – также тревожный знак. Следить за натяжкой ремня гидроусилителя не менее важно. Если производитель рекомендует какой-то особый тип жидкости для ГУР, лучше использовать именно ее, тем более что требуемый объем – порядка литра.
В «Автомастерской №1» рассказывают, что как минимум 50 из 100 обращений типа «рейка стучит» оказываются на самом деле чем угодно, только не проблемами с рейкой. Часто владельца в заблуждение вводит стук рулевых наконечников. А восстановить или заменить их гораздо проще, чем ремонтировать рейку.
Что бы ни стучало – рулевая рейка, амортизаторы или сайлент-блоки, – помните: стук – это уже серьезная стадия проявления дефекта, и визит к «ходовых дел мастеру» откладывать нельзя.