6 Октябрь 2008
Популярность легковых автоприцепов растет день ото дня. Но сделать правильный выбор бывает непросто. Поэтому сегодня мы решили рассказать о том, что представляют собой легковые прицепы, каковы особенности и правила эксплуатации.
В зависимости от разрешенной максимальной массы все легковые автоприцепы делятся на легкие – до 750 кг и тяжелые – более 750 кг. При этом тяжелые прицепы в обязательном порядке оснащаются тормозной системой. Кроме того, в зависимости от назначения, их можно разделить на универсальные грузовые и прицепы специального назначения. К первым относятся прицепы для перевозки обычных грузов – стройматералов, плодов садов и огородов, и прочих вполне обычных вещей. К прицепам специального назначения можно отнести цистерны, прицепы для перевозки техники (снегоходы, лодки), туристические прицепы, прицепы-дачи.
Стандартный легковой автоприцеп состоит из рамы, дышла, кузова и подвески. Рама универсальных грузовых прицепов обычно выполняется в виде металлической сварной конструкции, состоящей из двух продольных лонжеронов и двух-четырех поперечин. Прицепы для перевозки техники имеют пространственную раму.
Дышло представляет собой V-образный или I-образный горизонтальный рычаг, закрепленный на передней стороне рамы прицепа. На дышле находятся узел сцепки, страховочные тросы и, у некоторых прицепов, складная подставка.
Кузова универсальных грузовых прицепов бывают металлическими сварными или сборными. Существуют также модели с металлическим каркасом и деревянным полом и бортами. Задний борт, а иногда и остальные, может откидываться, облегчая погрузку и разгрузку прицепа. Некоторые модели имеют надставные борта, увеличивающие полезный объем кузова. Большинство универсальных прицепов снабжено съемным прорезиненным тентом, который монтируется на разборном металлическом каркасе.
Прицепы для перевозки лодок, гидроциклов вместо кузова оснащаются специальными, как правило, регулируемыми ложементами (полозьями), на которые укладывается перевозимый груз. Наиболее дорогие модели имеют пол и крышу из стеклопластика, а также снабжаются лебедками и опускающейся платформой для удобства погрузки-разгрузки техники.
Существует такое мнение, что прицепы бывают для российских автомобилей, а бывают – для иномарок. На самом деле это не так. Конструктивно прицеп для иностранного автомобиля ничем не отличается от того, который используется на «Жигулях».
Вот как прокомментировал этот момент директор ООО «Механика» Анатолий Бабин: «Конструкция прицепов, что для отечественных автомобилей, что для иномарок, одинакова. Разницу создают тягово-сцепные устройства, или фаркопы. Они действительно устроены так, что для каждой модели автомобиля нужен свой фаркоп». По его словам словам в России производятся фаркопы не только для отечественных автомбилей, но и для иномарок. Так, новоорское предприятие VFM Bosal Group выпускает 150 моделей фаркопов для иномарок и более 30 – для отечественных авто, «Аvto-S» (Москва) – более 100 моделей как для российских, так и для импортных машин. Большой ассортимент фаркопов есть также у петербургского предприятия «Балтэкспресс» и омского «Уникара». Модели фаркопов могут сильно отличаться в цене друг от друга. По мнению Юрия Новокрещенова, расходы на ТСУ могут составить значительную часть общих затрат на приобретение прицепа. Конечно, сами тягово-сцепные устройства тоже отличаются друг от друга, но эти отличия не носят принципиального характера. Просто для каждой модели автомобиля выпускается своё индивидуальное ТСУ.
По типу подвески
Все прицепы можно разделить по типу подвески. Подвеска бывает нескольких видов: рессорная, рессорно-амортизаторная, пружинная, пружинно-амортизаторная, резино-жгутовая. Чаще всего на нашем рынке встречаются прицепы с резино-жгутовой (торсионной) и рессорно-амортизаторной подвеской. Прицепы на рессорной подвеске с гидравлическими амортизаторами в нашей стране производит ТД «Курганские прицепы». Московский завод МЗСА также выпускает несколько бортовых моделей с рессорами, однако в их конструкции амортизаторы отсутствуют. Пермские прицепы также оснащаются торсионной подвеской. У каждой концепции есть свои сторонники и противники, свои плюсы и минусы. К примеру, прицепы с торсионной подвеской считаются более технологичными, не требующими никакого ухода. Торсионная подвеска неплохо зарекомендовала себя в условиях хороших дорог. В принципе, она нормально работает и в специфических условиях России. Однако ход подвески небольшой, и из-за плохого дорожного покрытия колебания не гасятся, что ощутимо снижает управляемость автомобиля, особенно при движении с пустым прицепом. Ещё один минус торсионной подвески заключается в ее невысокой ремонтопригодности. Если у вас сломается торсион, то отремонтировать прицеп будет практически невозможно. К тому же при поломке торсиона автомобиль с прицепом буквально встает колом, а платформа просто-напросто падает на колесо и делает дальнейшее движение невозможным. Поменять сломанный торсион можно только целиком, а это довольно дорого. Рессорно-амортизаторная подвеска этих недостатков лишена. Ее можно ремонтировать даже в полевых условиях. Единственный ее недостаток – большая металлоемкость, в результате которой прицеп получается тяжелее торсионных моделей.
Основные производители
На сегодняшний момент основная масса новосибирских прицепов имеет российское происхождение. Наиболее сильные позиции на рынке, причем не только новосибирском, но и вообще в России, занимают три производителя: Торговый Дом «Курганские прицепы» (г. Курган), Московский Завод Специальных Автомобилей – МЗСА (г. Москва) и завод «Машиностроитель» (г. Пермь), который выпускает продукцию под маркой «Скиф». Незначительное количество прицепов на наш рынок поставляет Петербург. По словам Анатолия Бабина, некоторое время назад свои прицепы представлял завод ТОНАР, но теперь они полностью переключились на производство грузовых прицепов. Позиции остальных производителей существенно скромнее, хотя их продукция, зачастую, не менее качественна.
По словам директора магазина «МОТО» Юрия Новокрещенова, ТД «Курганские прицепы» сделал ставку на универсальность конструкции и рессорную подвеску. «Все прицепы комплектуются штатными дисками, которые устанавливаются на буксировочные автомобили, то есть вы сможете без особых проблем использовать «запаску» своего автомобиля, если в дороге проколете колесо прицепа. Это очень важно, поскольку размерность колес у буксирующего автомобиля и прицепа должна быть одинаковой. Грубо говоря, нельзя прицепить к «УАЗу» прицеп с колесами на 13 дюймов», - говорит он.
Простейшие прицепы ТД «Курганские прицепы» оснащены одинарным телескопическим дышлом, регулируемым по длине, и бортами из ламинированной фанеры. По словам Юрия Новокрещенова, стандартная конструкция имеет V-образное дышло, которое минимизирует боковые колебания. Для перевозки гидроцикла можно использовать специальные салазки, которые по своим размерам встают точно внутрь кузова прицепа. «Наиболее удачным специализированным прицепом для перевозки снегоходов является прицеп производства ТД «Курганские прицепы» модель 821307 «Тайга». Основным преимуществом прицепа «Тайга» является более богатая стандартная комплектация: тент ракушка, лебедка, подкатное колесо», - рассказал Юрий Новокрещенов. Кроме того, прицеп является опрокидываемым. На тех же московских прицепах, к примеру, тента в базовой комплектации нет, а лебедка не предусмотрена вообще. Тент и подкатное колесо предлагаются в дополнительных опциях. При этом цена на продукцию этих заводов примерно сопоставима», - говорит Юрий Новокрещенов. Кроме того, курганские производители дополнительно оснащают свои прицепы так называемой прогрессивной подвеской: прицеп оснащается дополнительными рессорными листами, поэтому при перевозке пустого прицепа он не прыгает по дороге.
Прицепы МЗСА не отличаются высокой степенью унификации или солидной комплектацией. Но у них есть свое преимущество: они целиком изготовлены из немецких комплектующих концерна AL-KO Kober, который является одним из лидеров на европейском рынке прицепной техники. Это служит залогом высокой надежности и ресурса московских прицепов.
Пермский завод «Машиностроитель» уступает двум предыдущим по разнообразию ассортимента. Компания выпускает всего четыре прицепа: два рамных и два бортовых. Конструктивно прицепы из Перми очень похожи на московские. Они имеют стандартную высоту борта, резино-жгутовую подвеску, комплектуются колесами R13, но изготавливаются из российских комплектующих.
По словам Анатолия Бабина, наибольшим спросом в Новосибирске пользуются универсальные грузовые прицепы. При этом порядка 80% подобных устройств производится «Курганскими прицепами». МЗСА также поставляет небольшое количество подобных прицепов. Из продукции МЗСА, по его словам, весьма популярны прицепы так называемой «коммерческой серии». Кроме того, довольно популярны московские прицепы для перевозки техники – лодок, снегоходов и гидроциклов. При этом, по мнению Анатолия Бабина, порядка 60% новосибирского рынка прицепов занимает продукция МЗСА (хотя в Красноярске и Омске ситуация иная – там тон задает курганская продукция); курганские прицепы – на втором месте.; пермские производители выпускают небольшое количество прицепов во всех категориях, хотя их ассортимент уже, чем у «Курганских прицепов» и МЗСА.
Нюансы эксплуатации
При эксплуатации легкового прицепа нужно учитывать ряд тонкостей, которые существенно облегчат вам жизнь. Прежде всего, нужно помнить, что прицеп, особенно загруженный, ощутимо снижает разгонную динамику автомобиля и увеличивает тормозной путь. Это необходимо учитывать при торможении и выполнении обгонов.
Тормозить надо плавно – независимо от того, порожний прицеп или груженый. Перед поворотом лучше снижать скорость заранее, а сам поворот проходить “внатяг”. Рывки при торможении, особенно при прохождении поворотов, могут спровоцировать занос прицепа или автомобиля и их “складывание”.
Также следует помнить, что на больших скоростях прицеп подвержен раскачиванию из стороны в сторону.
При езде с прицепом значительно усложняются перестроение в потоке автомобилей, маневрирование и парковка в городских условиях. Особо сложным является движение задним ходом. При этом большой прицеп очень сильно ухудшает задний обзор. В салонное зеркало, например, становится уже ничего не видно, кроме собственного прицепа-дачи. В случае необходимости можно установить дополнительные, так называемые караванные, зеркала заднего обзора. Они устанавливаются либо на капот автомобиля, либо на штатные зеркала заднего обзора.
Необходимо правильно загружать прицеп: груз следует размещать равномерно, так, чтобы его центр тяжести находился над осью (если она одна) или между осями прицепа. Смещение центра тяжести вперед вызовет излишнюю нагрузку на сцепное устройство и всю заднюю часть автомобиля, снижая сцепление управляемых колес с дорогой. Смещение же назад приведет к подъему задней части автомобиля, что ухудшит сцепление с дорогой задних колес. При этом центр тяжести перевозимого груза должен быть как можно ниже, поскольку, чем выше он оказывается, тем более склонен прицеп к продольной и поперечной раскачке, ухудшающей управляемость.
Прицеп – это всегда лишний вес, а значит, и дополнительная нагрузка на автомобиль, прежде всего, на двигатель и трансмиссию, износ которых, при прочих равных условиях, происходит быстрее.
Однако тут многое зависит от самого состава. Например, для большого внедорожника с пятилитровым мотором, который возит легкий прицеп с гидроциклом, и седана С-класса, таскающего громоздкий прицеп-дачу, дополнительная нагрузка и ускорение износа будут разными. В первом случае они сводятся практически к нулю, а во втором станут заметны уже после двух-трех лет эксплуатации.
Расход топлива при использовании прицепа увеличивается в среднем на 5-15%, а иногда и более. Но здесь многое зависит, от пропорций состава “мощность автомобиля – масса прицепа”.
Для случаев, если прицеп вдруг отцепится на ходу, существует специальная аварийная тормозная система. Устроена она довольно просто: за фаркоп цепляется страховочный трос, который в нормальном режиме ослаблен. При нарушении сцепки с автомобилем и отсоединении прицепа трос натягивается и приводит в действие привод тормозных механизмов колес прицепа.
В электропроводке для прицепа присутствуют сигнальные лампочки в салоне автомобиля, сообщающие о присоединении-отсоединении прицепа.
Прицеп должен быть зарегистрирован в ГИБДД по месту жительства владельца. При продаже через розничную торговую сеть или при таможенном оформлении на прицеп выдаются ПТС и составляется договор купли- продажи.
Техосмотр прицеп тоже должен проходить. Прицепы подлежат техосмотру один раз в два года, если с года их выпуска прошло не более пяти лет (включая год выпуска), и один раз в год, если прошло более пяти лет.
Месяц представления прицепа на осмотр указывается в талоне технического осмотра. Как правило, он устанавливается таким же, как у автомобиля, с которым прицеп эксплуатируется, либо выбирается в соответствии с последней цифрой государственного регистрационного знака.
Редакция сайта Авто Медиа выражает благодарность Юрию Новокрещенову и Анатолию Бабину за помощь в написании статьи.