Надо сказать, что вопрос ремонта электроусилителей руля иномарок стал подниматься в нашем городе по мере старения автопарка машин иностранного производства. Новинкой такую разработку как ЭУР назвать сложно. Точкой отсчета, которая уже не вызывает дискуссий, является 1998 год – именно с этого года можно говорить о массовой установке ЭУР на целый ряд моделей малолитражных иномарок.
Почему ЭУР?
Почему производители автомобилей стали устанавливать электоусилители руля? Давайте разберемся. Электроусилителем рулевого управления (в народе «электроусилитель руля») называется конструктивный элемент рулевого управления автомобиля, в котором дополнительное усилие при повороте рулевого колеса создается с помощью электрического привода.
На торсионе следящего устройства стоит датчик, и в зависимости от его сигнала электроника подает ток нужной полярности и силы на обмотки электромотора, связанного с рулевым механизмом через червячную передачу. А по сигналам от датчика скорости можно изменять характеристику усилителя в соответствии с любой заложенной в память блока зависимостью.
Если говорить кратко, то система управления электроусилителем руля включает следующие элементы:
• входные датчики
• электронный блок управления
• исполнительное устройство.
Говоря проще, тут нет никакой гидравлики – все делает сила электричества и разум электроники!
При наличии ЭУР поворот колес автомобиля осуществляется за счет объединения усилий, передаваемых от рулевого колеса и электродвигателя усилителя. Поворот автомобиля на небольшой скорости обычно производится при парковке. Он характеризуется большими углами поворота рулевого колеса. Электронная система управления обеспечивает в данном случае максимальный крутящий момент электродвигателя (называемый в народе «легкий руль»). А при повороте на высокой скорости, напротив, электронная система управления обеспечивает наименьший крутящий момент («тяжелый руль»). Система управления может увеличивать реактивное усилие, возникающее при повороте колес. Происходит так называемый «активный возврат» колес в среднее положение.
При эксплуатации автомобиля нередко возникает потребность в поддержании среднего положения колес (движение при боковом ветре, разном давлении в шинах). В этом случае система рулевого управления, оснащенная ЭУР, обеспечивает коррекцию среднего положения управляемых колес.
Кстати, к числу авторов одного из вариантов ЭУР можно отнести и сибирских ученых. В частности, ФГУП ПО «Север» известен своими разработками по направлению силовой электроники - это производство электроусилителей руля и систем электронного зажигания для «ГАЗ» и «ВАЗ».
Чем же так привлек автопроизводителей ЭУР?
Основными преимуществами электроусилителя руля являются:
• удобство регулирования характеристик рулевого управления;
• высокая информативность рулевого управления;
• высокая надежность в связи с отсутствием гидравлической системы;
• топливная экономичность, обусловленная экономным расходованием энергии.
Наиболее совершенным с точки зрения конструкции является электромеханический усилитель рулевого управления. Известны две конструкции такого усилителя: электромеханический усилитель руля с двумя шестернями и электромеханический усилитель руля с параллельным приводом.
А в чем заключается «экономичность» электроусилителя руля? При наличии электроусилителя руля энергия потребляется только при вращении руля (в отличие от гидроусилителя, когда рабочая жидкость всегда «гоняется» по трубам, на что тратится дополнительная энергия). Также важен и коэффициент полезного действия – у электродвигателя он выше, чем у гидронасоса.
В беседах с корреспондентом «Трансервис» специалисты автосервисов отмечали также фактор надежности ЭУР (отсутствие шлангов, ремней, прокладок, сальников, жидкостей), удобства в обслуживании (не требует, как ГУР, замены, доливки рабочей жидкости).
Специалисты ставят в плюс и такой момент, как более высокая симметричность руля (отсутствие разницы вращающего усилия в левом и правом вращениях руля), однако это могут оценить только те водители, которым в силу каких-то обстоятельств приходится постоянно попеременно управлять малолитражкой, оснащенной узлом ЭУР, и вновь садиться за руль мощного внедорожника с гидравликой. Таких, скорее всего, совсем немного.
Плюсы и минусы ЭУР
Работники СТО, как и все настоящие профессионалы, довольно объективно говорят как о преимуществах систем электроусилителя руля, так и о их недостатках и наиболее типичных поломках. В данных комментариях речь идет о пробежных иномарках, в свое время завезенных в массовом порядке на наш рынок с японских аукционов. Опираясь на собственный опыт ремонта ЭУР, специалисты новосибирских автоцентров дают оценку их надежности и ресурса.
По мнению специалистов, ЭУР имеет и ряд недостатков. Прежде всего – это малая мощность, обусловленная мощностью электрогенератора. Электроусилители руля устанавливают преимущественно на небольшие, малолитражные автомобили. Недостаточная мощность не позволит использовать ЭУР на тяжелых внедорожниках или грузовиках, не опасаясь за нагрузку на бортовую сеть автомобиля и электродвигатель усилителя.
Зато, в отличие от гидроусилителя руля, у электроусилителя не может быть таких проблем, как течь из шлангов. В целом, в таком узле как ГУР - больше дополнительных элементов. Плюсы ЭУР состоят еще и в том, что в некоторых моделях машин можно, например, включить зажигание (без запуска двигателя) – и ЭУР уже будет работать. Еще один плюс - возможность установки специальной системы электрического усилителя руля с изменяемой жесткостью.
По мнению специалистов, самыми типичными неполадками в таком узле как ЭУР являются перегорание предохранителя или перегорание мотора (особенно в тех случаях, когда в него попадает влага).
«Самые частые поломки ЭУР - отказ датчиков, в частности датчиков вращения рулевого вала, - дополняет список «слабых мест» электроусилителя руля Владимир Буньков, специалист технического центра «Автолаб», занимающийся диагностикой электронных систем автомобиля. - Например, такая поломка характерна для «пробежных» автомобилей марки Honda. В моделях Nissan March в «свежем кузове» у ЭУР тоже есть слабое место – у них проблемы с электронным блоком и с самим мотором, который установлен непосредственно на рулевом валу. При боковых ударах в колеса мотор электроусилителя может выйти из строя. У каждой конструкции есть свои преимущества и свои недостатки. Гидроусилитель руля – проверенная, надежная система, даже в том плане, что если она откажет, то будет меньше последствий. Система ЭУР тоже довольно надежна, если следить за ней подобающим образом. ЭУР дает эффект экономии топлива, так как двигатель не испытывает нагрузок (в отличие от ГУР, работа которого привязана к работе ДВС)».
Наш совет
Безусловно, ЭУР довольно надежные системы. Однако, чтобы продлить их ресурс и стабильность работы, следует вовремя проводить диагностику. Когда же это делать? Специалисты советуют проводить диагностику ЭУР одновременно с процедурой диагностики системы рулевого управления или всей ходовки. Желательно - раз в полгода. Иначе может произойти, как в песне – «на крутом повороте машину бросает в кювет».
Со своей стороны автор этой статьи советует обращаться на СТО, где есть мастера, специализирующиеся именно на ремонте и обслуживании электрических и электронных систем автомобиля. Только эти специалисты дадут объективную оценку и сделают верную диагностику системы ЭУР вашего автомобиля.