Поворотные оси, проще говоря – первое рулевое управление, появилось только в начале 19-го века на конных экипажах. И до сих пор используется самый старый вариант рулевого механизма - «червяк-ролик». «Червяк», связанный с рулевым валом, передает крутящий момент ролику, связанному с валом и сошкой. Однако эта конструкция является слишком сложной, руль может часто допекать водителя люфтами.
Поэтому на смену этому рулю пришел реечный рулевой механизм - именно такой механизм и является сегодня самым популярным. Его устройство достаточно простое: шестерня, связанная с рулевым колесом, передвигает зубчатую рейку, которая непосредственно и поворачивает колеса. Следующий шаг развития - облегчение усилия на руль посредством усилителя руля.
Это может быть гидравлический, а также электрический или электрогидравлический усилитель. Гидроусилитель - это поршень, по обе стороны от которого находится жидкость под давлением, которое поддерживается насосом, работающим от двигателя. Важная особенность данного механизма - насос, который работает исключительно при включенном двигателе. Гидроусилителем руля оснащены в подавляющем большинстве все иномарки, «бегающие» по нашему мегаполису.
Основные неисправности
Говоря упрощенно, рулевое управление состоит из рулевого механизма и привода. На данный момент наиболее распространены следующие типы рулевых механизмов: винт-гайка, червяк-ролик и рейка-сектор. Все эти механизмы достаточно надежны, однако не вечны. И если вы во время движения по городским дорогам или загородным трассам чувствуете, что рулевое управление теряет былую эффективность – постарайтесь не ездить на высоких скоростях и по возможности как можно скорее езжайте в автосервис.
Какие признаки говорят о нарушении стабильной работы рулевого управления вашего автомобиля? При движении слышен стук в подвеске автомобиля, вытекает масло из гидросистемы (течёт рулевая рейка, редуктор или шланг ГУР), насос гидроусилителя сильно шумит, слишком туго вращается руль. Давайте разберемся с симптомами подробнее.
1. Гудение во время работы гидроусилителя (то есть при повороте рулевого колеса). В большинстве случаев его можно устранить своими силами, поскольку причина, скорее всего, проста: недостаточное количество жидкости в системе гидроусилителя. Неисправность устраняется путем долива жидкости в расширительный бачок гидроусилителя.
На расширительном бачке гидроусилителя имеются метки минимального и максимального уровня жидкости, поэтому ее недостаток обнаруживается достаточно легко. Нужно долить жидкость до отметки максимального уровня, завести двигатель, несколько раз повернуть руль в обе стороны: в начале примерно на 45°, затем до упора. Однако тут нужен напарник, который в это время должен следить, чтобы уровень в бачке не опускался ниже минимальной отметки. При необходимости процедуру следует повторить.
2. Излишне тугое вращение рулевого колеса или даже заедание в рулевом механизме. Это может быть вызвано не только вышедшим из строя гидравлическим усилителем, но и неправильной регулировкой бокового зазора в соединении червячной пары, повреждением подшипников червяка, повышенным износом любого компонента червячной пары, рулевых наконечников, погнутостью рулевых тяг, недостаточным количеством масла в картере рулевого механизма.
3. Большой свободный ход рулевого колеса (так называемый «люфт»). Причинами его возникновения являются нарушение регулировки в соединении червячной пары или износ рабочих поверхностей червяка и ролика; увеличение зазоров в шарнирах рулевых тяг; износ подшипников червяка; износ втулок вала рулевой сошки; ослабление крепления картера рулевого механизма и др.
4. Стуки в рулевом управлении. Возникают при наличии следующих неисправностей: слишком высокий износ (правильнее даже сказать - разрушение) рабочих поверхностей червячной пары, высокий люфт в шарнирах рулевых тяг или в маятниковом рычаге, ослабление крепления картера рулевого механизма.
Нарушение герметичности рулевого механизма приводит к утечке масла, что может способствовать возникновению большинства вышеперечисленных проблем рулевого механизма.
Зимние проблемы
Низкие температуры в зимний период создают дополнительные нагрузки на систему рулевого управления иномарок. Что тут можно назвать самым слабым звеном? Спросим у специалистов.
«Зимой при низких температурах могут порваться пыльники – из-за перепадов температур на резиновых пыльниках может образоваться наледь, - говорит Валерий Ткачев, заместитель генерального директора ТСК «Автомир-Новосибирск». – Могут лопаться шланги в том случае, если спецжидкость выработала свой ресурс и вовремя не была заменена - в этом случае возможно выдавливание с рейки рулевых уплотнителей».
«В морозы чаще всего либо выходят из строя шланги высокого давления (они рвутся), либо слетают хомуты и в итоге слетают шланги, - говорит Сергей Филиппов, мастер технического центра «Автолаб». – Масло замерзает, возникает излишне высокое давление, насос качает масло, но из-за того, что оно слишком густое – шланг выдергивается. Желательно накануне зимнего сезона проверить состояние спецжидкости и при необходимости ее заменить, а также обязательно проверить состояние всех хомутов».
Не буксируй
Не случайно в начале статьи мы напомнили, что гидроусилителем оснащены рулевые управления практически всех иномарок Новосибирска и что насос гидроусилителя работает исключительно при включенном двигателе. Об этом забывают многие автолюбители, чьи машины замерзли на морозной парковке и не завелись. В результате мы часто видим такую картину: машина на тросе буксирует замерзший автомобиль, хозяин которого активно, порой прилагая титанические усилия, крутит рулем на поворотах. Этого делать категорически нельзя!
«При буксировке «замерзшего» автомобиля, который так и не смог завестись, - крутить руль крайне нежелательно: это может привести к выдавливанию жидкости из шлангов гидроусилителя», - поясняет Валерий Ткачев.
Сергей Филиппов так же напоминает о недопустимости буксировки неработающего автомобиля и вращения при этом руля в сильные морозы:
«Когда «замерзшую» машину начинают буксировать на тросе до ближайшей СТО, то именно на «Ниссанах» часто выдавливает рейку, - поясняет мастер. - Эта болезнь наиболее характерна для машин Nissan Bluebird, Nissan Cefiro. Если автомобиль не заведен – его категорически нельзя буксировать и крутить рулем. Из-за этого масло выдавливается, и если сальники слабые – рейка выходит из строя и образуется течь».
Следи за рулем!
Рулевое управление – важнейшее устройство, поэтому водитель должен следить за его состоянием и своевременно выполнять необходимую профилактику или ремонт. Эксплуатация автомобиля с неисправным рулевым управлением приводит к катастрофическим последствиям. Кстати, в соответствии с Правилами дорожного движения запрещается эксплуатация транспортных средств, у которых:
• суммарный люфт в рулевом управлении превышает 10°;
• в рулевом управлении имеются конструктивно не предусмотренные перемещения деталей и узлов;
• резьбовые соединения в рулевом управлении не затянуты или не зафиксированы установленным способом;
• отсутствует или неисправен усилитель рулевого управления (если его использование предусмотрено конструкцией автомобиля).
Помните: движение автомобиля категорически запрещается при любых неисправностях рулевого управления. Это положение закреплено в действующих Правилах дорожного движения.
Признаки неисправности рулевой рейки
• Отсутствует усилие на рулевом колесе в обе стороны;
• Пропадает усилие на рулевом колесе в центральном положении;
• Повышенная «чувствительность» рулевого колеса. Угол поворота руля не соответствует углу поворота колес (автомобиль «бросает» по дороге);
• Стук в агрегате (рулевой рейке) с передачей вибрации на рулевое колесо в центральном положении при движении по неровной дороге. При повороте руля в крайние положения стук значительно уменьшается;
• Падение уровня жидкости в бачке ГУР, появление и скопление жидкости в пыльниках рулевых тяг;
• Рулевое колесо плохо возвращается (не возвращается) в центральное положение при выходе автомобиля из поворота;
• Самопроизвольный поворот рулевого колеса.