На всякий случай, для неопытных водителей, поясним, что в настоящее время на автомобилях используются два вида источников тока: генератор (превращает механическую энергию двигателя в электрическую и питает потребителей при работающем двигателе) и аккумуляторная батарея (АКБ преобразует накопленную химическую энергию в электрическую и питает потребителей при неработающем двигателе).
Главная причина всех неполадок в электрооборудовании автомобиля – потеря контактов. Это может привести к разрушению предохранителей, окислению или перегреву контактов, подгоранию проводов, коротким замыканиям. Сложный комплекс, обеспечивающий питанием все элементы автомобиля, включает в себя такие детали, как: аккумулятор, генератор, стартер, систему зажигания (на карбюраторных двигателях) и систему впрыска (на инжекторных двигателях). А также систему управления, систему индикации и сигнальных устройств, систему освещения автомобиля, кондиционер, навигацию, музыкальные системы и др. Но рассмотрим три главные позиции в этом списке – стартер, генератор и, ясно дело, тесно с ними связанный аккумулятор (АКБ). Без их стабильной работы не будут функционировать и все составные системы электрооборудования.
Как правило, проблемы с электрооборудованием бывают двух типов. Например, аварийные неисправности - это когда узел внезапно выходит из строя. К их числу можно отнести межвитковое замыкание в стартере, а также залив генератора автомобиля водой. Но помимо аварийных, можно выделить ещё неисправности, причиной которых стал обычный износ - подшипников, якоря, валов и т.д.
«Если говорить о причинах возникновения самых типичных сбоев в работе системы электрооборудования, то следует учитывать, что при холодном запуске на стартер идет большая, чем в летний период, нагрузка, – если в стартере или в деталях этого узла есть износ, то при прохождении через него тока, он может выйти из строя, - говорит Валерий Ткачев, заместитель генерального директора ТСК «Автомир – Новосибирск». – То же самое можно сказать и про генератор – зимой он испытывает больше нагрузки. Поэтому перед зимним сезоном необходимо проверить работу всей системы зажигания и электрооборудования».
Валерий Ткачев рекомендует обращаться по ремонту системы электрооборудования в дилерский сервис. Он объясняет это тем, что «дилер располагает всем необходимым оборудованием, а главное - специальными сканерами. Это касается не только диагностики и ремонта узлов электрооборудования автомобилей марки Renault, но и других профильных марок ТСК «Автомир-Новосибирск» – Suzuki и Hyundai.
«Просчитать» ошибки в системе и выявить неполадки может только сканер, поставляемый производителем авто в дилерский центр.
Стартер
Стартер - это мощный электродвигатель кратковременного действия, основное назначение которого — приведение во вращение маховика и, соответственно, коленчатого вала и поршневой группы двигателя, что является необходимым условием для его запуска.
Сейчас в современных автомобилях преимущественно используются стартеры редукторного типа с постоянными магнитами.
Существуют характерные случаи электромеханических повреждений стартеров: сломанная маска стартера (в результате непрофессиональной установки); поврежден бендикс (в результате износа венца маховика, повторным включением стартера при работающем двигателе либо при «обратном ударе» вследствие некачественного топлива, неправильной настройки ТНВД, использовании эфира для облегчения пуска и т. д. ); «посинение» коллектора, арматуры самого якоря, бендикса, оплавление пластмассовых деталей планетарного редуктора (результат перегрева, вращения стартера с двигателем, езде на «стартере», неисправной контактной группы замка зажигания и т. п. ); выгоревший якорь (из-за полного износа щеток, непрофессионального использования для запуска вместо аккумулятора других мощных пусковых установок с превышающим номинал пусковым током); перегрев и заклинивание обгонной муфты бендикса (вращение стартера с двигателем); разрушение якоря и планетарного редуктора (вращение стартера с двигателем).
«К числу типичных повреждений стартера я бы отнес поломку щеткодержателя со щетками, - рассказывает Артем Бочкарев, механик СТО «Электротех», - они получают механические повреждения, происходит прогорание щеткодержателя. Причин этой неисправности несколько - износ щеток, коррозия, выгорание держателей, распайка щеток, тяжелый пуск машины – щетки медно-графитовые, при холодном запуске они могут постепенно стираться, выходят из строя».
Как правило, эти неисправности устраняют путем замены щеткодержателя, замены щеток.
Генератор
Генератор - от латинского generator, что значит «производитель». Он является самым активно нагруженным компонентом электрики автомобиля. Во время движения частота оборотов вала генератора достигает 10-14 тысяч оборотов в минуту. Это самая большая скорость вращения среди всех узлов автомобиля, в 2-3 раза превышающая частоту оборотов двигателя.
За последние 20-25 лет конструкция автомобильной генераторной установки значительно изменилась. Ушли в прошлое генераторы постоянного тока и вибрационные регуляторы напряжения. У современных генераторов существенно улучшены удельные показатели - увеличена отдаваемая мощность, уменьшены габариты и вес, появились надежные элементы защиты. Ранее преобладали генераторы с максимальным выходным током 45-60А, а сейчас выходной ток – 90-140А, а в некоторых случаях и более! Это объясняется наличием приборов дополнительного комфорта в салонах авто, применением передовых технологий освещения и отопления автомобилей.
Но все эти достижения не спасают генераторы от износа и последующих поломок.
Характерные неисправности генератора: отсутствие признаков заряда АКБ - горит контрольная лампа на щитке приборов при работающем двигателе (перегорел предохранитель в цепи возбуждения генератора, ослаблен либо поврежден приводной ремень, обрыв или короткое замыкание в проводке, неисправен регулятор напряжения); АКБ разряжается в процессе эксплуатации (нет контакта предохранителей в гнездах, ослаб приводной ремень, неисправен регулятор напряжения); АКБ перезаряжается в процессе эксплуатации (неисправен регулятор напряжения, отсутствует дополнительный «плюс» на регуляторе напряжения у некоторых моделей); сильный шум при работе генератора (ослабление гайки крепления шкива, неисправен выпрямительный блок, есть загрязнение контактных колец и щеток, нет смазки в подшипниках или есть их износ, обрыв обмотки статора).
Разница конструкций генераторов
Ведущими европейскими фирмами по производству автомобильных генераторов являются фирмы Bosch (Германия), Valeo (Франция) и Magneti Marelli (Италия). Фирма Bosch комплектует своими генераторами не только немецкие автомобили: их агрегаты можно встретить на американских авто. Европейские автомобильные фирмы используют и японские генераторы. Но у каждого производителя есть свои конструктивные особенности, различия в устройстве. Генераторы одного и того же типа могут иметь несколько модификаций, которые отличаются присоединительными размерами, включая приводной шкив и внешние выводы, способы защиты от загрязнения и повышенной температуры в подкапотном пространстве, размеры подшипников, уровень регулируемого напряжения, защиту от перенапряжений в бортовой сети. Помимо вышеуказанных производителей генераторов к числу известных можно отнести еще и марки Nippon Denso, Hitachi, Mitsubishi и Motorcraft.
Еще один важный момент.
«При неисправном генераторе – простая замена аккумулятора, конечно же, не поможет, - говорит Евгений Иванов, директор «СТО на Воинской». – При любых подозрениях на нестабильную работу стартера и генератора не теряйте времени, не пытайтесь решать проблему самостоятельно - обращайтесь в СТО».