Кто виноват?
Но прежде чем сетовать на аккумулятор, нужно быть полностью уверенным в системе запуска автомобиля. Речь конечно же идет о стартере-генераторе автомобиля. По мнению специалистов компании «Катод», испортить стартер-генератор может как заливание генератора водой, так и банальный износ некоторых элементов (подшипников, якоря, валов и т.д.). И если у вас неисправен стартер-генератор, то даже если вы поставите новую аккумуляторную батарею, она так же придет в негодность из-за неправильной работы генератора.
По словам Андрея Ошуркова, директора компании «Артал», проблемы с запуском двигателя могут возникать и от многих других неполадок. Одной из наиболее распространенных проблем являются неполадки в проводке автомобиля: часто провода перегибаются, с них сходит изоляция, они покрываются грязью и выходят из строя. Кроме риска не завестись зимой, проблемы с проводкой могут испортить электронику автомобиля и даже привести к самовозгоранию, поэтому за состоянием проводки, безусловно, надо следить. Кроме проводки, для успешного запуска необходимы исправные свечи, новое масло в двигателе с зимним коэффициентом вязкости (например, 0w30 или 5w40) и чистое топливо, удовлетворяющее условиям завода-производителя. И если все вышеперечисленные условия в полном порядке, только тогда можно искать корень всех зол в аккумуляторе.
Итак, Аккумулятор!
Если ваш аккумулятор сравнительно новый и работает исправно, перед холодами его необходимо взять домой и полностью зарядить. Тогда ваш аккумулятор будет сложнее разрядить «в ноль», и он будет лучше работать в морозы. Также необходимо раз в два месяца проверять уровень заряда аккумулятора на специализированном СТО, чтобы не возникало «недозаряда» или перезаряда. Если проблема повторяется, то скорее всего, у вас есть неполадки в системе «стартер-генератор» или электронике автомобиля. Если вы решили самостоятельно обслуживать свой аккумулятор, то вам следует знать условия его эксплуатации:
• Выделяющаяся при заряде батареи смесь водорода с кислородом ВЗРЫВООПАСНА. Поэтому нельзя курить вблизи батареи, пользоваться открытым огнём, допускать образование искры или же замыкать полюсные выводы аккумулятора.
• Нельзя наклонять батарею более чем на 45° во избежание вытекания электролита.
• Электролит – это очень агрессивная жидкость. При попадании его на незащищённые участки тела стоит немедленно промыть их водой, а затем 5% раствором соды и аммиака. Затем стоит обратиться за медицинской помощью.
• Присоединение и отсоединение батареи от бортовой сети автомобиля должно производиться при отключённых потребителях. Вначале присоединяется положительный вывод, затем - отрицательный; отсоединение производится в обратном порядке.
• Батарея должна быть надёжно закреплена в штатном гнезде автомобиля, соединительные клеммы плотно зажаты на полюсных выводах, а сами провода прослаблены.
• Батарею следует содержать в чистоте. Один раз в три месяца проверьте надёжность закрепления батареи в штатном гнезде автомобиля.
• Не допускайте загрязнения поверхности батареи. При необходимости протрите поверхность батареи влажной тряпкой.
• Полюсные выводы и клеммы должны быть чистыми. Рекомендуется после очистки смазать их техническим вазелином или другой густой нейтральной смазкой.
• Пуск двигателя производите короткими (5-10 секунд) включениями стартера. В зимнее время выключайте сцепление. Перерывы между попытками пуска должны составлять не менее 1 минуты. Если после 3-4 попыток двигатель не запускается, проверьте исправность системы зажигания и питания топливом.
Андрей Ошурков считает: для успешного запуска двигателя в мороз существует небольшая вспомогательная хитрость – надо на полминуты-минуту включить ближний свет фар. Идет расход энергии, химический процесс в аккумуляторе активизируется, и завести двигатель становится заметно легче. Правда, для того чтобы это решение подействовало, необходим исправный и заряженный аккумулятор.
Что выбрать?
Вообще, сегодня выбрать аккумулятор не составляет проблем – отечественные и зарубежные производители предлагают конкурентоспособную продукцию. Исключение составляют подозрительно дешевые китайские аккумуляторы. В остальном же выбор аккумулятора определяется главным образом соотношением емкости аккумулятора и его размера. Как правило, в условиях сибирских морозов нужны более емкие аккумуляторы, чем те, которые по умолчанию устанавливаются заводом-производителем. К примеру, если на некоторых внедорожниках стоят аккумуляторы емкостью 55Ач, то разумно было бы установить более мощный аккумулятор, к примеру, 64Ач. Устанавливать более емкий аккумулятор (более чем на 10Ач) не имеет смысла, так как генератор вашего автомобиля не будет полностью заряжать аккумулятор. Важным параметром для аккумуляторов является стартовый ток -чем он больше, чем сильнее аккумулятор провернет стартер в двигателе. Кроме емкости, аккумуляторы различаются по типу крепления к днищу и габаритам. Они индивидуальны для каждого автомобиля, поэтому при покупке аккумулятора обязательно уточните, подходит ли выбранный аккумулятор к вашему автомобилю. Не стоит забывать и про тип клемм: европейские, японские или американские клеммы различаются, поэтому это необходимо учитывать. Часто критерием выбора аккумулятора является география – для японских автомобилей лучше всего подходят японские и корейские аккумуляторы, для европейских – европейские производители, а на отечественные автомобили аккумуляторы лучше всего выпускают российские компании.
Если на вашем автомобиле есть дополнительное оборудование, потребляющее много энергии, например сабвуфер или электролебедка, стоит присмотреться к GEL и AGM аккумуляторам. В отличие от стандартных кислотных – у современных AGM аккумуляторов существует возможность работы в режиме достаточно глубокого разряда. Поэтому они могут отдавать электрическую энергию в течение продолжительного времени до уровня запаса энергии в 20-30 % от первоначального значения. После проведения зарядки такого аккумулятора он практически полностью восстанавливает свою рабочую емкость. Конечно, совсем бесследно такие ситуации проходить не могут. Но современные гелевые аккумуляторы выдерживают от 600 и выше циклов глубокой разрядки. У гелевых (GEL) аккумуляторов характеристики еще лучше, однако и стоимость таких аккумуляторов заметно выше. Кроме того, при деформации такого аккумулятора в экстремальных условиях не происходит утечки кислоты, поэтому гелевая батарея полностью безопасна и будет продолжать работать, несмотря на дефект в корпусе.
СПРАВКА
Правила «прикуривания»
Наверняка у каждого автомобилиста была ситуация, когда аккумулятор садился из-за не выключенных фар или лампочки в салоне автомобиля. Конечно, самым лучшим вариантом будет забрать аккумулятор домой и полностью зарядить его, однако зачастую на это совсем нет времени. Поэтому многие водители прибегают к прикуриванию – запуску двигателя от аккумуляторной батареи другого автомобиля. Однако не все знают, как это сделать правильно.
Во-первых, автомобиль-«пациент» и автомобиль-«донор» должны быть в технически исправном состоянии. И если у вашего друга неисправен стартер или аккумулятор, то вы рискуете испортить аккумулятор и себе. Двигатель автомобиля-донора должен быть одного объема и типа с пострадавшим – т.е. для прикуривания бензиновой малолитражки подойдет только аккумулятор автомобиля малолитражки, поэтому если вы разрешите прикурить Toyota L200 c турбодизелем объемом 4.5литра от своего автомобля Toyota Vitz, риск испортить проводку и аккумулятор будет очень велик. Во-вторых, «плюсовой» провод стартовых проводов с красными ручками на зажимах всегда присоединяйте к «+» клемме разряженного аккумулятора, другой конец – к «+» клемме заряженной АКБ. «Минусовый» провод стартовых проводов с черными ручками надо присоединить к «-» клемме заряженной АКБ, другой конец присоедините к «-» клемме разряженной АКБ. Машину-донора заводят и дают двигателю поработать на средних оборотах (примерно 2000 — 3000 оборотов) 5-10 минут. Это его прогреет и облегчит пуск после «прикуривания», а также подзарядит разряженную АКБ. Это позволит избежать чрезмерного нагрева проводов и снизит влияние переходных сопротивлений на процесс запуска мотора.