Строительство новых дорог и ремонт старых – процесс, безусловно, радующий всех автолюбителей Новосибирска! Но, приближаясь к работающей дорожной технике или двигаясь по залитой свежим гудроном дороге, кузов машины буквально за мгновение «обрастает» множеством мелких битумных пятен.
«Народный опыт»
На автофорумах в интернете владельцы машин делятся опытом по борьбе с битумными пятнами. «На днях «попал под раздачу», - пишет автолюбитель. - От колёс весь бок до стекол был уделан брызгами битума, а также было несколько капель на «морде», капоте и лобовом стекле. Встал вопрос – чем оттирать?».
В ответ хлынула волна советов «бывалых». Что же предлагали «народные целители»? Например, растительное масло. Оно якобы «оттирает мелкие капельки и «паутинки», а крупные – размазывает». Да еще и оставляет жирную пленку. В числе лидеров по борьбе с битумом – старый добрый керосин. По свидетельству доморощенных борцов с битумными пятнами, «керосин все оттирает хорошо, но оставляет немного жирную поверхность».
Вот еще одно народное средство - бензин «Калоша». Он как будто бы даже не оставляет жирных следов. Есть и вообще экзотические варианты, например… кока-кола. Результат ее использования якобы сопоставим с эффектом действия на битумные пятна растительного масла.
Но такие способы борьбы с битумными пятнами на кузове носят, будем надеяться, эпизодический характер. Они уместны, если уж совсем ничего нет под рукой. Чаще всего в попытках самостоятельно ликвидировать битум на кузове автолюбители используют специальные средства автохимии.
Советы опытных водителей
Чтобы снизить до минимума загрязнение кузова автомобиля битумом, следует придерживаться следующих правил:
• при приближении к участку дороги, где есть следы свежего битума, снизьте скорость до 50 км/ч, особенно при интенсивном движении;
• не «стартуйте» сразу же после окончания участка с расплавленным битумом, так как на колёсах ещё остался битум, который может запачкать и вашу машину, и другие авто;
• сведите до минимума количество маневров – при вывороте колёс битум с них будет разбрызгиваться на кузов;
• старайтесь избегать движения по «накатанной» колее, битум там «плывет» сильнее;
• увеличьте дистанцию до впереди идущих грузовиков: из-под их колес летит битум, особенно если у таких машин нет брызговиков.
Спасительная автохимия
Средства автохимии в избытке продаются в торговых точках при автосервисах или магазинах запчастей. Например, средство для ухода за кузовом марки Astrohim. Производители уверены, что это средство «быстро и эффективно удаляет с поверхности кузова, колёсных дисков, стёкол, фар автомобиля загрязнения различного характера». К числу востребованных можно отнести очиститель битумных пятен Liqui Moly, очиститель гудрона и следов насекомых Turtle Wax, полироль-очиститель Doctor Wax, очиститель кузова StepUp.
Одно из популярных среди автолюбителей средств - Profoam 5000, корейский очиститель для кузова автомобиля. Он удаляет смолу, деготь, дорожный налет, грязь, пятна и другие загрязнения с корпуса автомобиля.
Все эти уважаемые средства автохимии безусловно необходимы. Но все, как известно, хорошо в меру. Вот типичный пример. «Пробовал на своей «Ниве» средство «Очиститель битумных пятен», - рассказывает один из автолюбителей. - Битум удаляло хорошо, правда, и краску тоже портило. Наверно, средство ядрёное».
Однако же дело не в «ядрености», а в частоте применения. Слишком частое использование такого рода средств действительно может повредить лакокрасочное покрытие.
Мыть и полировать!
«Опираясь на собственный опыт автолюбителя, могу вспомнить, как пробовал самостоятельно смывать битумные пятна средствами автохимии, но понял, что они могут нарушить лакокрасочное покрытие кузова – появлялись пятна или краска меняла цвет, - рассказывает Валерий Ткачев, заместитель директора по производству ТСК «Автомир-Новосибирск».
Валерий Ткачев также напомнил, что в сервисном центре ТСК «Автомир-Новосибирск» есть услуга по полировке кузова автомобиля. Само собой разумеется, что перед полировкой битумные пятна удалят, машину тщательно вымоют, используя специальные химические средства – то есть полностью подготовят к полировке.
«Удаление битумных пятен без полировки чревато тем, что кузов автомобиля покроется пятнами, - напоминает Валерий Ткачев. – Причем такая ситуация может возникнуть не только после попыток удаления битумных пятен, но и других, например от смолы кленовых почек. Одним словом, машину следует своевременно мыть, удалять с кузова различные загрязнения и полировать!»
Кстати, в числе услуг подавляющего большинства автомоек есть мойка автомобиля с помощью специальных шампуней. Основным компонентом, входящим в состав автошампуней, являются поверхностно - активные вещества, в присутствии которых жировые, масляные и другие органические соединения образуют с водой эмульсии, которые легко смываются струёй воды. Выпускаемые промышленностью автошам-пуни никоим образом не влияют на лакокрасочное покрытие или резину и не вызывают коррозии неокрашенных или покрытых хромом поверхностей. Правда, есть одно «но» - следует знать, что свежевыкрашенный автомобиль даже и в заводских условиях боится применения автошампуней.
Что касается расценок на услуги химической мойки и полировки кузова, то они вполне доступны. Например, мойка автомобиля с химией в Автоцентре «Горский» обойдется в 250 рублей. Весь комплекс работ по полировке кузова белого цвета автомобиля Toyota Corolla Fielder по данным специалистов автосервиса «АРТ-Центр» обойдется в сумму от 2500 до 3500 руб. Такая амплитуда цен объясняется различным качеством, состояния кузова перед полировкой. Меньше пятен – меньше проблем и ниже цена.
Защита кузова
Чем же чревато долгое присутствие битумных пятен на кузове? Ведь есть же автолюбители, которые до наступления холодов специально не моют кузов слишком основательно.
«В последнее время увеличилось количество машин с битумными пятнами, которые поступают к нам на сервис, – говорит Александр Кузьмов, технический директор компании Mr. Cap (г. Новосибирск). – Если битумные пятна долго не смывать, то начнет происходить их активное воздействие на лакокрасочное покрытие кузова. А попытки непрофессионального удаления битумных пятен ведут к тому, что кузов машины «затирают» грубыми материалами и некачественной химией. Остаются пятна, царапины. Все это ведет к тому, что портится внешний вид автомобиля. То есть использовать средства автохимии, конечно, можно, но очень осторожно – потому что нет абсолютно универсальной автохимии для разного вида покрытий».
В центре косметического обслуживания автомобилей Mr.CAP предлагают свой способ защиты кузова автомобиля. Используя технологию FormulaUTM, создают глубокий «влажный» блеск лакокрасочного покрытия без абразивного воздействия, путем нанесения бесцветного полимера.
Технология обработки автомобилей предусматривает предварительную чистку пор лака и краски. Далее наносится первый слой полимера, который заполняет поры лакокрасочного покрытия и устраняет неровности, потом второй слой - защитный, именно тот, который в дальнейшем принимает на себя все внешние воздействия.
«Таким образом, воздействие загрязнений происходит не на лакокрасочное покрытие кузова автомобиля, а на полимер, - поясняет Александр Кузьмов. – При наличии полимерного покрытия легче удалить самые разные загрязнения. А лакокрасочное покрытие при этом остается нетронутым. В случае сильных повреждений можно снять слой полимера и положить новый. А в том случае, если по многу раз полировать лак, то впоследствии он сильно истончается. От лака потом почти ничего не остается, и элемент кузова приходится красить. Важно понимать, что каждая полировка все-таки снимает слой лака. А полимер сохраняет заводское покрытие в первоначальном виде».
Вывод ясен. Не стоит тянуть с удалением битумных пятен. Если пятен немного и они совсем небольшие, можно справиться с ними самостоятельно при помощи специальных средств автохимии. Если же процесс приобрел угрожающие размеры, то не следует тянуть – срочно к специалистам в автомойку и на полировку своего авто!