Большинство современных автомобилей оснащаются усилителем рулевого управления. В последние годы набирает популярность электроусилитель руля, однако машин, оборудованных ГУРами, пока намного больше. Вот мы и решили поговорить со специалистами по ремонту рулевого управления о слабых местах такой системы.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Владимир Цимбрила, директор сети автокомплексов «Профилактика»
Вячеслав Миленко, директор автосервиса «Автоинженер»
До недавнего времени существовало два варианта рулевых механизмов со встроенными гидроусилителями: реечные и «винт – шариковая гайка – сектор». Последние ставили на большие автомобили и внедорожники. Сегодня даже на тяжелых машинах все чаще появляются компактные рулевые рейки. Вкратце принцип действия реечного механизма с гидроусилителем таков. В корпусе рейки находится распределительный клапан с чувствительным элементом — торсионом, связанным с рулевым валом. Водитель поворачивает «баранку» — торсион, закручиваясь, перемещает золотник. Тот приоткрывает отверстия масляных каналов, идущих к силовому цилиндру гидроусилителя. Последний подталкивает рейку, снижая усилие на руле. Едва водитель перестает крутить «штурвал», торсион возвращается в исходное положение, а жидкость перепускается обратно в бачок ГУРа. Избыточное давление стравливает перепускной клапан. Это в идеальных условиях, но все меняется, когда гидравлическая система начинает давать сбой.
Кабы не было зимы…
По большому счету, гидроусилитель нельзя назвать слишком уж капризным узлом. Достаточно лишь своевременно менять жидкость в системе, следить за состоянием сальников и уплотнителей и во время менять приводной ремень (износ которого сопровождается характерным свистом). В общем, если бы ни наши экстремальные морозы и не менее экстремальные дороги, то ездить бы нам на автомобиле с ГУРом тысяч этак до 200 километров и горя не знать. Ведь именно сильные холода и отвратительное состояние дорог становятся причиной раннего износа гидроусилителя. Ну а полный комплекс проблем с этим узлом рулевого управления эксперты обычно делят на две части — механическую и гидравлическую.
«И те и другие неисправности могут возникать как в насосе усилителя руля, так и непосредственно в рулевой рейке, — рассказывает Владимир Цимбрила, директор сети автокомплексов «Профилактика». — Как любая другая гидравлическая система, гидроусилитель руля довольно чувствителен к перепадам температур. Насос ГУРа создает очень сильное давление в системе (до 100 атмосфер), следовательно, при повышении вязкости жидкости риск выдавливания сальника очень высок. К тому же наши автомобилисты не всегда соблюдают даже элементарные правила эксплуатации. К примеру, некоторые оставляют автомобиль на морозе с колесами, вывернутыми в одну сторону. Соответственно, после запуска давление в системе концентрируется в одной из сторон, что и приводит к выдавливанию сальника. У некоторых автолюбителей нет привычки своевременно менять жидкость в ГУРе. Между тем минеральная жидкость довольно легко загустевает и создает в системе избыточное давление».
По словам Владимира Цимбрилы, зимой с текущими гидроусилителями автомобили поступали в ремонт едва ли не каждый день. Подтверждает это и его коллега, директор автосервиса «Автоинженер» Вячеслав Миленко:
«За прошедшую зиму мы отремонтировали около сотни шлангов высокого давления, которые ведут от гидроусилителя к рулевой рейке. Раньше у новосибирцев не было возможности их ремонтировать. Сегодня же есть технологии ремонта и самих шлангов, и штуцеров. За относительно небольшую сумму — от 600 до 1200 рублей — можно гарантированно восстановить герметичность шлангов гидроусилителя».
Летом же, по словам Вячеслава Миленко, основные проблемы создают грязь и пыль. Даже малейшая разгерметизация гидравлической системы приводит к быстрому износу штоков и втулок. Штоки моментально начинают ржаветь и изнашивать втулки. В результате через несколько сотен километров зазор между штоком и втулкой рулевой рейки увеличивается настолько, что на мелких неровностях дороги появляется стук. Кроме того, пыль добавляет проблем и крестовинам рулевого вала: она попадает под уплотнения в крестовинах рулевого вала и провоцирует износ. Проблема с крестовинами проявляется довольно просто — руль начинает подклинивать при активном рулении. Чаще всего на это жалуются владельцы автомобилей Toyota.
Если стучит рейка?
Рулевая рейка — «болезнь» 80% подержанных автомобилей. Как правило, автовладельцы жалуются на стук в рулевой рейке и подтекание гидравлической жидкости.
Устранить течь не так уж сложно. Вопрос только в том, что стало ее причиной.
«Если банальный износ уплотнителя, то можно попросту заменить ремкомплект и продолжать эксплуатацию. Но ведь нередко так получается, что течь — это результат сильного износа втулки и увеличения зазора. В этом случае возникает вопрос целесообразности подобного, половинчатого, решения проблемы, поскольку невозможно предсказать, насколько хватит такого ремонта», — замечает Вячеслав Миленко.
Кстати, в последнее время набирает популярность такой вид услуг, как «подтяжка», или регулировка рулевой рейки. Между тем ни один завод-изготовитель такую услугу не регламентирует.
«Многие автомобилисты где-то услышали, что стук в рейке можно устранить с помощью затягивания регулировочной гайки на рулевой рейке, — рассказывает Владимир Цимбрила. — Стоит такая услуга в городе около 300 рублей, но мы всеми силами стараемся отговорить клиентов от подобного способа решения проблемы. По-хорошему, чтобы устранить стук в рейке, надо ее демонтировать, полностью разобрать редуктор и посмотреть, что является причиной люфта, действительно ли можно устранить повышенный люфт с помощью регулировки. Сильно затянутая рейка может стать причиной заклинивания руля на резких поворотах, поэтому мы и не выполняем таких работ».
В то же время, по словам директора сети автокомплексов «Профилактика», многие автомобилисты не соглашаются на полноценный ремонт и отправляются в гаражи, где местные «Кулибины» затягивают им рейки до тех пор, пока не исчезнет стук. Руль после такой затяжки становится «ватным» и нередко не возвращается в нулевое положение.
Гигиена для ГУРа
Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя! Если бы размеры бачка жидкости для гидроусилителя позволяли разместить на нем плакат с такой надписью — то многие автопроизводители наверняка бы это сделали. Дело в том, что грязная или просроченная жидкость очень сильно ускоряет износ насоса и уплотнения гидросистемы, расположенных на реечном механизме.
«Стоимость последующего ремонта несопоставима со стоимостью замены жидкости в системе, — напоминает Вячеслав Миленко. — сборка/разборка, дефектовка и замена изношенных деталей стоит в Новосибирске около 2500 рублей. Кроме того, еще около 2000–3000 рублей будет стоить снятие и установка самой рейки. Это без учета запасных частей, которые могут потребоваться при ремонте. А заменить жидкость в гидроусилителе обойдется примерно в 800 рублей».
Как говорится, почувствуйте разницу. Еще одна причина быстрого износа, о которой нерадивые автомобилисты почему-то забывают, — падение уровня жидкости в бачке гидросистемы ГУРа ниже допустимого уровня. Если у вас подержанный автомобиль, то возьмите за правило проверять и при необходимости доливать жидкость в бачок. Но при этом надо учитывать, что использовать можно только ту жидкость, которая указана в руководстве по эксплуатации автомобиля. Учтите, что жидкость, предназначенную для АКПП, можно использовать не для всех гидроусилителей рулевого управления. В продаже имеется много разных марок жидкостей. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Поскольку жидкость используется не только как рабочее тело гидросистемы, но и как смазочный материал, очень важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы, иначе насос может выйти из строя.