Закончилось время гололеда, а значит, «дни жестянщика» уже позади. Зато все чаще из-под колес обгоняющего автомобиля летит гравий: идет весна, скоро лето – настало «время стекольщика». В каких случаях и как ремонтировать сколы на лобовом стекле? Когда необходимо заменить все стекло полностью? На эти и другие вопросы попытался найти ответы корреспондент «Авто54».
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Михаил Васильев, директор компании «Мобискар Сибирь».
Ирина Тарасова, менеджер по установке автостекол компании «Автотрейд-Н».
От вылетающего из-под колес впереди идущей машины камня увернуться невозможно - он летит прямо в лобовое стекло вашего автомобиля. И вот уже на ветровом стекле - скол или трещинка. Описанная ситуация знакома любому, кто имеет даже небольшой опыт вождения автомобиля.
От скола до трещины один шаг
Скол представляет собой маленькое локальное повреждение стекла. Как правило, скол сопровождают короткие трещины по краям. Сам по себе скол не ухудшает обзорность. Основная опасность заключается в том, что скол ослабляет стекло и в любой момент он может стать источником развития трещин, идущих радиально от скола сразу в нескольких направлениях. Стоит кузову лишь как следует встряхнуться на кочке – и вот уже вместо скола – трещина.
Трещина. Основная неприятность состоит в том, что она ухудшает обзорность.
Это связано с тем, что свет преломляется на границе «стекло – воздух» (внутри трещины). Пока трещина небольшая – обзорность ограничена не сильно и трещина не мешает управлять автомобилем, но тут же подстерегает вторая опасность - трещина в любой момент может увеличиться. Если скол ещё можно оставить без внимания, то трещину придётся ремонтировать. Дело в том, что с трещиной в зоне работы стеклоочистителей вам уже не выдадут талон техосмотра.
Ремонт сколов типа «звездочка» выполняется так: через небольшое отверстие в центре под давлением вводится прозрачный полимер и равномерно распределяется по всей площади дефекта. Для ремонта трещин используется полимер с высокой проникающей способностью и имеющий после затвердения коэффициент оптического преломления, как у стекла.
Иногда мастера говорят, что после ремонта стекло «будет как новенькое» и место, где была трещина, станет абсолютно незаметным. Однако на самом деле ремонт сколов и трещин стекол - сложный и неоднозначный процесс. Какого же результата тут можно реально добиться? Можно сделать область повреждения почти незаметной. Можно надеяться, что зона повреждения не будет давать бликов при ярком свете или в солнечный день. Но нет абсолютной гарантии того, что трещина не будет со временем увеличиваться и не станет длиннее.
«Если ремонт сколов и маленьких трещин еще дает шансы на сохранение лобового стекла, то ремонтировать трещину длиной более 10 см уже не имеет смысла – в этом случае ни один мастер не даст гарантию, что трещина не пойдет дальше, - говорит Михаил Васильев, директор компании «Мобискар Сибирь». – Более того, автомобиль с трещиной на стекле более 10 см не пройдет техосмотр».
Ремонт скола или маленькой трещины обойдется в сумму около 150 рублей – окончательную калькуляцию озвучит мастер по итогам работ. Что касается расценок по городу за ремонт трещин, то этот вид работ по средним расценкам стоит 15 рублей за сантиметр.
Почему бьемся?
«Люди обращаются по услуге замены стекла по разным причинам, - рассказывает Ирина Тарасова, менеджер по установке автостекол компании «Автотрейд-Н». – Полностью разбито стекло, «сетка» трещин по всему стеклу; довольно часто приезжают клиенты по причине не прохождения техосмотра – из-за трещин на стекле».
По словам Ирины Тарасовой, начиная с весны, все лето и до осени людям приходится довольно часто менять поврежденные лобовые стекла. Можно сказать, что в этот сезон в Новосибирске чуть ли не каждый день можно считать «днём стекольщика». Причины самые разные: чаще всего – вылетают камни из-под колес впереди идущего автомобиля и попадают в стекло, в весеннее время - снег и лед, падающий с крыш. Морозной зимой в нижней части лобового стекла может появиться длинная трещина, как следствие перепадов внешних температур: тут действует простая физика: в салоне работает печка, а за окном – минус 35. Если резко направить теплый поток воздуха на стекло, то трещина практически неизбежна.
В отличие от лобовых, боковые стекла автомобилей чаще всего разбивают воры, в надежде украсть что-либо ценное. Задние стекла автомобилей в кузове «универсал» или «хэтчбек», по свидетельству мастеров, ведут себя загадочнее всех – порой могут рассыпаться «сами по себе». Причиной такого странного поведения стекла может являться незаметный скол, который при резком ударе (например, при закрывании багажника) может создать эффект выпавшего пазла – выпадение даже самого маленького кусочка приведет к рассыпанию всего стекла.
Есть и отдельная категория клиентов – продавцы автомобилей с барахолки, которым требуется привести автомобиль в товарный вид. В такие машины зачастую требуется вставить практически все стекла, так как автомобили проходят серьезную оптимизацию своего внешнего и внутреннего вида в процессе предпродажной подготовки.
Меняем стекла
Что касается самой процедуры замены стекла, то по подавляющему большинству моделей автомобилей у фирм, предоставляющих такую услугу, на складах есть широкий ассортимент стекол. Если модель машины редкая – придется стекло заказывать самостоятельно или ждать выполнения заказа от компании по установке стекол, в которую вы обратились за этой услугой.
«Мы, например, в таких случаях заказываем стекла редких автомобилей в наших филиалах, а они у нас по всей стране, ближайший в Сибири – в Иркутске», - поясняет Ирина Тарасова.
Если у вас не уникальная спортивная модель, выпускаемая только для внутреннего рынка той же Японии, то вероятнее всего, стекло будет в наличии на складе. А сам по себе процесс установки нового стекла в среднем займет около часа. Но мастера рекомендуют после ремонтных работ не эксплуатировать автомобиль ещё примерно 8 часов.
Как же происходит процесс замены стекла? Прежде оговоримся - сейчас подавляющее большинство автомобилей выпускается с вклеенными лобовыми стеклами (тогда как раньше стекла устанавливались на уплотнители). Преимущества вклеенных стекол чевидны – это увеличенная герметичность и прочность стыков, уменьшение массы и металлоемкости кузова.
Корреспондент «Авто54» проследил процесс замены лобового стекла, который выполняла бригада установщиков стекол (Алексей, Сергей и Максим) сервисного центра компании «Автотрейд-Н». (Фото 1-5).
Процесс монтажа при замене заднего стекла аналогичен, но в том случае, если стекло имеет функцию обогрева, его вклеивают с учетом четкого совпадения клемм с контактами для обогрева, идущими от системы электрооборудования автомобиля.
В среднем эта услуга обойдется в сумму около 800 – 1000 руб. (не считая стоимости самого стекла). Стоимость же самих стёкол сильно зависит от страны производства и марки автомобиля. Неплохие по качеству китайские стекла стоят около 2000 рублей, а стекла европейского производства уже около 5-6 тысяч. Оригинальное же стекло обойдется вам в сумму от 400 долларов и выше.
Вопрос о ремонте или замене стекла должен решаться в совете со специалистами. И помните: не имеющий гарантии ремонт трещины (длиной более 20-30 см) может привести к последующему разрастанию трещины и новому ремонту, что в итоге обойдется дороже замены стекла. В целом же, учитывая качество наших дорог и культуру вождения, остается только уповать на Бога – чтобы шальной камень не прилетел в лобовое стекло! Друзья, держите дистанцию!