В споре любителей «механики» и «автомата» истины никогда не добьешься. Уже больше 70 лет прошло с тех пор, как в автомобилестроении присутствует два типа трансмиссии: автоматический и механический, а ответа на вопрос, какой из них лучше, нет до сих пор. Ну и не будем его искать, давайте лучше выясним, как обстоят дела с ремонтом механических КПП в нашем городе.
Естественно, речь в данной статье пойдёт не об отечественных коробках. Какой смысл обсуждать проблемы ремонта агрегата, который любой мало-мальски подкованный автомобилист сам может собрать и разобрать на коленке у себя в гараже? Мы поговорим об импортных МКПП. Кстати, найти в нашем городе станцию, которая предлагала бы услуги по ремонту таких коробок, не так-то просто. Сейчас все ударились в экспресс-обслуживание автомобилей, предпочитают менять масла и технические жидкости, заниматься очисткой топливной системы, диагностикой и ремонтом ходовой части, а вот хороших мотористов и специалистов по агрегатному ремонту с каждым годом становится всё меньше. А все потому, что их знания и опыт все меньше востребованы на рынке. К примеру, сегодня капитальный ремонт импортной механической КПП, как правило, предпочитают заменить установкой контрактного агрегата – так дешевле. С ремонтом двигателя – похожая ситуация. Впрочем, мы немного отвлеклись от темы. Вернемся к импортным МКПП.
Коробки одинаковые…
Вы будете, возможно, удивлены, но конструктивно импортные японские и европейские механические коробки практически ничем не отличаются от российских аналогов, которые ставятся на Лады, Волги, Газели и УАЗы. Естественно, технология их сборки и разборки может существенно отличаться, различаются также форма деталей корпуса, но внутреннее наполнение традиционной пятиступенчатой МКПП, произведенной в России и выпущенной в Японии, практически ничем не отличаются. Справедливости ради отметим, что о подобной идентичности можно говорить только при сравнении новых российских коробок с традиционной импортной МКПП, произведенной лет этак 5-10 назад. Новые коробки нашим автослесарям в ремонт не попадают, поэтому и сравнивать им не с чем.
«Принцип работы механической коробки всегда одинаковый, – рассказывает моторист-агрегатчик СТО «Регион-Сервис» Павел Григоренко. - Единственная сложность, которая может возникнуть в процессе ремонта, – найти необходимую техническую информацию по разборке агрегата. А уже собирать его намного проще. Конструктивно они все очень похожи».
… а качество - разное
Почему же в таком случае ресурса ВАЗовской коробки всегда хватает в лучшем случае на 100 тысяч километров, а импортным коробкам буквально сносу нет? Механики уверены, что всё дело в качестве металла, из которого изготавливаются шестерни и подшипники импортных коробок.
«У японцев качество обработки металла, а также качество сборки самих агрегатов в несколько раз выше, - поясняет Павел Григоренко, - соответственно, импортные коробки поступают в ремонт намного реже отечественных и, как правило, по причине неправильной эксплуатации либо неправильного технического обслуживания. Самый простой пример – не уследили за уровнем масла, в результате чего перегрелся подшипник и вышел из строя. Но все эти проблемы решаются довольно легко и быстро. Что же касается износа шестерней, то я в своей практике с такими видами неисправностей на импортной КПП практически не сталкивался».
«Зарубежные машины, произведенные позднее 1995 года, с жалобами на работу МКПП к нам практически не поступают, – дополняет технический директор СТО «БОКС 62» Александр Башкатов. – Если и приходят, то виноват, как правило, водитель – не заменил масло или просмотрел, что у него течет смазка из коробки, из-за пониженного уровня возникло масляное голодание и износ. Если же вы уделяете хотя бы минимальное внимание МКПП, то никаких проблем с ней быть не должно на протяжении всего срока службы».
Кстати, в этом и заключается основное преимущество механики перед «автоматом». Надежность ее конструкции – это тот самый неоспоримый плюс, благодаря которому «механика» пока ещё не ушла с заводских конвейеров. По всем остальным показателям, в том числе и по динамике разгона, современные АКПП вплотную приблизились к механике или даже обогнали её.
Впрочем, Александр Башкатов все же смог назвать несколько «больных» мест импортных коробок, правда, оговорившись, что и они проявляются только при неправильной эксплуатации коробки. По его словам, чаще всего при работе с импортными МКПП приходится сталкиваться с износом синхронизаторов, дисков сцепления либо выжимного подшипника. Аналогичные неисправности возглавляют список и на отечественных МКПП. Но если на российских коробках виной тому нередко является качество изготовления комплектующих, то на импортных – стиль вождения автовладельца.
«Резкие переключения передач, неполный выжим сцепления, резкие разгоны и торможения приводят к ускоренному износу. Если же со сцеплением работать грамотно, то коробке ничего не будет. Говорю это по собственному опыту, поскольку уже несколько лет езжу на автомобиле с механической коробкой», - отметил Александр Башкатов.
Экономия во всём
Механические КПП принято считать более экономичными. Причём это касается не только топливной экономичности при езде на «механике», но и расходов на её обслуживание. Возьмите любой прайс по автозапчастям и посмотрите на цены. Не надо иметь большие аналитические способности, чтобы понять, что в ремонте и обслуживании «механика» в разы дешевле АКПП. Взять хотя бы основной расходный материал при обслуживании агрегата – смазочную жидкость. Стоимость ATF, заливаемой в автоматические КПП, в среднем на 30% дороже гипоидных масел, которые заливаются в механические коробки. Объемы заливаемых жидкостей и вовсе не сопоставимы. Если на замену масла в механику уйдет 2-3 литра, то в автоматическую коробку – все 10. Вот и считайте разницу. Правда, даже несмотря на столь недорогое и простое обслуживание, далеко не все автомобилисты делают его своевременно.
«Тот факт, что наши автовладельцы не считают нужным заглядывать в правила эксплуатации, и приводит к преждевременным поломкам. Допустим, во многие импортные коробки положено заливать только синтетические масла, а многие, по незнанию, льют минералку, которая зимой не справляется со своей задачей. Это приводит к появлению металлической стружки в поддоне, которая усугубляет ситуацию», - отмечает Павел Григоренко.
«Сроки замены масла также систематически не выдерживаются. Мы рекомендуем менять масло в КПП не реже 2 раз в год, поскольку в процессе эксплуатации в коробке возникает конденсат, который ухудшает смазывающие свойства масел, – дополняет Александр Башкатов. - Судя по тому, какие агрегаты поступают на ремонт, многие годами даже не заглядывают в КПП. Начинаешь сливать масло – а оно густое, как солидол. Остается только удивляться, как с таким маслом коробка ещё не рассыпалась».
Время и деньги
Цены на ремонт импортных КПП примерно в 2-3 раза выше, чем расценки на ремонт отечественных коробок. И это ещё без учета запасных частей, которые, скорее всего, придется везти под заказ. На японские КПП ещё есть шанс поискать запчасти – все же в нашем городе многие компании занимаются поставками японских комплектующих. Посидев на телефоне, многое удается найти. А вот для европейских автомобилей практически любые запчасти надо везти под заказ. Срок поставки при этом составляет от 2 недель и выше. Тут всё зависит от распространенности марки автомобиля и года выпуска.
Что же, винить продавцов запасных частей в этом не приходится. Доля импортных автомобилей, оборудованных механической КПП, на нашем рынке очень небольшая. Сами агрегаты считаются довольно надежными, то есть говорить о стабильном спросе на детали для МКПП не приходится. Единственная деталь для коробки, которую вы всегда найдете в новосибирских магазинах – это диск сцепления. В силу своей универсальности, диски сцепления пользуются спросом. Более того, вам скорее всего даже смогут предложить диски разных ценовых категорий – от 800 рублей (за дубликат сомнительного качества) до 7 000 рублей за диск в оригинальной упаковке.