Столь узкое направление автосервисных услуг, как ремонт и обслуживание автоматических коробок передач, в этом году подверглось серьезному испытанию на прочность. Поставки подержанных японских автомобилей в Новосибирск упали сразу в несколько раз, а ведь они составляли значительную долю бизнеса специализированных сервис-центров. Автомобили с небольшим пробегом и возрастом сразу после продажи в России приезжали сюда на замену трансмиссионной жидкости и диагностику. Машины постарше – на ремонт. В преддверии Нового года мы решили встретиться с директором сети трансмиссионных сервисных центров Cansy Георгием Бедаловым и узнать, как сейчас обстоят дела в этой отрасли.
Георгий Александрович, насколько сильно отразилось на вашей работе резкое падение продаж аукционных японских автомобилей?
Безусловно, сокращение продаж подержанных автомобилей отразилось на работе наших сервисных центров. Заполняемость ремонтных площадей снизилась, сократились объемы замены ATF, но постепенно ситуация выправляется, появляются новые направления деятельности. К примеру, в этом году существенно возросла доля европейских, американских и корейских автомобилей в ремонте.
Связано ли это с тем, что в этом году в Новосибирске разорилось сразу несколько официальных дилерских центров?
Я бы не стал так утверждать. Дело в том, что большинство автодилеров никогда не занимались и не занимаются ремонтом АКПП. Такова мировая практика. Если коробка ломается в течение гарантийного срока, что случается довольно редко, то автодилер попросту получает новый агрегат напрямую по гарантийным обязательствам у производителя и выполняет замену. А вот по истечении гарантийного срока автомобили, как правило, начинают обслуживаться в независимых сервис-центрах, то есть при поломке АКПП эти автомобили уже поступают к нам. Новая коробка стоит от 150 тыс. рублей и выше, а отремонтировать ее можно, в большинстве случаев, за 30–40 тыс. рублей.
Ощутимое увеличение автомобилей «не японского» сегмента авторынка связано, я думаю, как раз с тем, что у них истек гарантийный срок. Учитывая, что пик продаж новых иномарок в нашем регионе пришелся на 2007 год, можно прогнозировать дальнейшее увеличение доли этих автомобилей в ремонте.
С американскими и немецкими автомобилями все понятно. Эти машины не первый год представлены на рынке Сибири, и наверняка вашим специалистам уже приходилось работать с этими автомобилями. А как обстоят дела с ремонтом французских машин, которые появились на нашем рынке только пять лет назад?
Абсолютно никаких сложностей с ремонтом французских автомобилей у наших мастеров не возникает, поскольку и Renault, и Peugeot, и Citroen, как правило, используют те же самые трансмиссии, что и другие европейские производители. Техническая информация по этим коробкам есть. Каналы поставок запасных частей тоже. Так что никаких проблем нет.
В ноябре дальневосточный автомобильный портал drom.ru сообщил о том, что продажи подержанных автомобилей оживают. В частности, по мнению экспертов, увеличились поставки автомобилей из Южной Кореи. Что можно сказать о ремонтопригодности трансмиссий этих автомобилей?
Корейские АКПП – это, как правило, японские агрегаты, которые производятся в Корее по лицензии. Есть, конечно, некоторые изменения в конструкции, но они не принципиальны. Поэтому никаких сложностей для наших мастеров в плане ремонта таких АКПП сегодня не наблюдается. Запасные части в основном поставляются из Южной Кореи, поскольку четкой взаимозаменяемости японских АКПП и корейских агрегатов нет. Коробки ремонтопригодны, так что покупатели корейских автомобилей могут не волноваться – в случае поломки такой коробки проблем с ее восстановлением не возникнет.
А с какими коробками могут возникнуть проблемы?
Осторожно стоит отнестись к покупке, к примеру, автомобилей Toyota c вариаторными трансмиссиями. До недавнего времени такие автомобили крайне редко поступали на наш рынок, но сейчас их доля довольно высока. У Toyota такие коробки считаются неразборными, то есть в официальных документах на трансмиссию невозможно найти оригинальные номера запасных частей. Официальная позиция Toyota – вариатор меняется целиком. Это сильно осложняет ремонт такого агрегата. До самого последнего времени у нас были сложности с ремонтом «тойотовского» вариатора, поскольку заказать новые детали было невозможно. Сейчас эта проблема решена. Нам удалось создать каталог запасных частей на вариаторы этого автопроизводителя и найти поставщика запасных частей. Тем не менее, если у вас Toyota c вариатором, то рекомендую очень внимательно относиться к его обслуживанию, и при появлении первых же признаков неисправности, приезжать на диагностику. Ни в коем случае нельзя доводить ситуацию до того, когда придется менять почти все детали в вариаторе. Это будет довольно обременительно.
А как обстоят дела с ремонтом вариаторов других марок?
Все прочие вариаторы, которые устанавливаются на многие малолитражки японского производства (Honda, Nissan, Mitsubishi), сегодня ремонтируются успешно и довольно быстро. Срок ремонта от трех до пяти дней. Большая часть запасных частей имеется в наличии. Стоимость ремонта будет зависеть от закладываемого ресурса при ремонте и, соответственно, длительности гарантийного срока. Если клиент выбирает ремонт с гарантией на один год (именно такой срок дается на новые АКПП), то цена ремонта будет довольно высокой, но при этом значительно ниже стоимости нового агрегата. Большинство клиентов выбирают средний срок гарантии – шесть месяцев, при этом стоимость ремонта сопоставима с ценой бывшего в употреблении агрегата, на который вообще не дают никакой гарантии.
Нет ли у вас планов расширения спектра услуг? К примеру, расширить спектр услуг и освоить ремонт двигателей, подвески и так далее?
Таких планов на сегодня нет. Этот рынок услуг итак довольно хорошо развит в Новосибирске. Что же касается новых услуг, то начиная со следующего года мы начнем предлагать новую услугу нашим клиентам – замену моторного масла. Идея заключается в том, чтобы предлагать клиентам только оригинальные масла. Но в отличие от большинства станций, которые разливают оригинальное масло, мы используем не расфасованные упаковки, а разливаем масло из специальных сервисных емкостей. Нужно пояснить, почему мы сделали ставку на оригинальное масло. Дело в том, что в сервисных «мануалах» большинства современных японских автомобилей, произведенных после 2003 года, указываются весьма экзотичные для нашего рынка вязкости масел 0W-20, 0W-30. На новосибирских станциях техобслуживания таких масел не найдешь, поскольку большинство дистрибьюторов смазочных материалов их даже не сертифицируют. Получается, что в автомобили с современными двигателями продолжают заливать масла 5W-40, в лучшем случае 5W-30. Это нарушение эксплуатации, поскольку двигатель рассчитан на работу с маслом другой вязкости. Тепловые зазоры в моторе рассчитаны на такую вязкость, кроме того, в современных моторах масло зачастую играет роль не только смазочного материала, но и гидравлической жидкости, заставляя корректно работать систему перемены фаз газораспределения. Если заливать более густое масло, то эта система будет эксплуатироваться неправильно, а значит, и мотор будет работать не на полную мощность. Мы намерены предложить своим клиентам именно то масло, которое рекомендует автопроизводитель, причем по хорошей цене. Это предложение особенно актуально для тех, кто сегодня эксплуатирует «свежие» японские автомобили с правым рулем. Официальные дилеры не берут автомобили с внутреннего японского рынка на обслуживание. Мы же можем им помочь в правильном обслуживании как двигателя, так и автоматической трансмиссии. Все масла сертифицированы. Линия раздачи смазочных материалов уже готова. Начиная со следующего года мы сможем предложить такую услугу нашим клиентам.