22 Февраль 2013
Рано или поздно истекает срок любой гарантии. В том числе и купленного у официального дилера автомобиля. С одной стороны, есть своя логика в том, чтобы остаться на обслуживании в дилерском сервисе. С другой - в городе есть независимые СТО, специализирующиеся на сервисе авто определенных марок. Мы решили рассмотреть этот вопрос на примере диагностики различных узлов машины с помощью сканеров.
Текст: Михаил Фокин
Прежде чем лечить человека, требуется качественная диагностика. Иначе не понять, – от чего лечить? Так же и с современным автомобилем, насыщенным электроникой – без серьезной диагностики об успешном ремонте не может быть и речи.
В Новосибирске действует немало СТО, например https://smart-54.ru/, выполняющих работы по диагностике автомобиля с помощью сканеров. Более того, интернет наполнен предложениями по продаже так называемых «универсальных сканеров», позволяющих находить ошибки в электронных блоках чуть ли не всех моделей машин, присутствующих на рынке.
Например, сканер Launch: по заверениям разработчиков, он может поддерживать все программы, вплоть до дилерских функций по диагностированию блоков (охватывает основные системы всех распространенных марок автомобилей). В частности, в руководстве по эксплуатации автосканера Launch X-431 так прямо и сказано: «Отличительными особенностями сканера является не только большой перечень поддерживаемых марок автомобилей (более 30), но и достаточно обширные функции в отношении каждой марки. По некоторым функциям в рамках отдельных марок Launch X-431 приближается по возможностям к диагностическому оборудованию дилерского уровня».
На рынке мультисистемные сканеры диагностики представлены в широком ассортименте и программное обновление к ним вполне доступно. Помимо системы Launch, в новосибирских СТО наиболее часто встречаются сканеры таких марок как Carman Scan и Hanatech.
Сканируем
Как правило, каждый автопроизводитель имеет свое оригинальное программное обеспечение и свое диагностическое оборудование. Оно стоит недешево, и не каждая станция техобслуживания может его приобрести. Более того, производитель машин старается поставлять сканеры диагностики исключительно своим дилерским центрам и авторизованным сервисам, что вполне объяснимо.
Представители дилерских сервисов напоминают автовладельцам, что неофициальные техцентры либо не имеют оригинального диагностического оборудования, либо пользуются «серыми» сканерами диагностики с неавторизованным программным обеспечением. Стоит также учитывать, что программы постоянно совершенствуется и дилеры имеют возможность их своевременно обновлять.
Важен и человеческий фактор. Каким бы совершенным ни было диагностическое оборудование, без профессионального опыта невозможно правильно выявить и устранить все неполадки. Специалисты автосервиса обязаны не только считывать и правильно интерпретировать коды, но и уметь проводить диагностику состояния всего автомобиля. Проверять компрессию в цилиндрах, давление в топливной системе, опережение зажигания, состояние свечей и свечных проводов, герметичность и соответствие вакуумной системы, состояние топливного фильтра, ремней, катализатора, датчиков температуры и т.д.
То есть нужен специалист, который понимает, какая система за что отвечает, и в каких пропорциях. Без навыка, даже если автолюбитель установил на свой ноутбук программу компьютерной диагностики автомобиля, все, на что у него хватить ума, – это стереть ошибки. Без необходимых знаний сам факт наличия такой программы не поможет устранить поломку – все равно потребуется специалист.
Это - наша марка!
Но рынок тем и интересен, что стремится к развитию. В Новосибирске появились станции техобслуживания, долгое время специализирующиеся на обслуживании одной марки автомобиля (или ряда известных брендов одной страны, например, Южной Кореи, США, - прим. ред.). Это дает возможность не только накапливать опыт грамотной диагностики автомобиляи ремонта, но и приобретать довольно дорогостоящее и современное оборудование. В результате, обслуживание на таких станциях выполняется на довольно высоком качественном уровне.
Вот здесь-то и возникает тот самый щекотливый вопрос – как быть с автомобилем, у которого недавно истек срок гарантии? Продолжать обслуживаться у дилера или на независимой станции техобслуживания? Но не такой, где «универсально» диагностируют или ремонтируют все автомобили подряд, а в сервисных центрах, которые имеют долгосрочный опыт обслуживания конкретных марок. Тут есть о чем подумать…
На примере возможностей так называемых «универсальных сканеров» мы решили выяснить, насколько обоснованы параметры их универсальности. И каковы сервисные возможности станций техобслуживания, специализирующихся по диагностике и ремонту авто определенных марок?
МНЕНИЯ
Павел Григорьев, директор ООО «Автоцентр» (Джип 4х4):
«Наш автоцентр специализируется на обслуживании автомобилей марок Jeep, Dodge, Chrysler. Соответственно, у нас есть дилерской сканер, и есть доступ к базе данных производителя. Качество нашей диагностики авто аналогично дилерскому. Вопрос еще и в том, что при обслуживании современных автомобилей все чаще требуется специализированное оборудование. Например, в автомобилях Jeep Grand Cherokee, начиная с 2005 года выпуска, для того чтобы правильно, полноценно прокачать тормоза, необходим оригинальный сканер. А универсальным прибором это не сделать. Существует такая особенность, как обновление программного обеспечения в современных автомобилях. То есть, если где-то на программном уровне производитель автомобиля выявил ошибку, то он ее исправляет и размещает у себя на сервере. Например, система климат-контроля автомобиля дает сбой - мастер подключает сканер и ошибка устраняется как физически, так и на программном уровне. Своевременное обновление программного обеспечения решает большинство проблем такого рода. В целом же, сервисные центры, долгое время специализирующиеся на обслуживании автомобилей определенных марок, обладают набором спецообородувания и квалификацией, не уступающими дилерским сервисам».
Алексей Савченко, технический директор СТО «Ниссан Мастер»:
«Автосервисы, специализирующиеся на обслуживании определенных марок, в том числе и наша станция техобслуживания «Ниссан-Мастер», имеют дилерское оборудование (Nissan Consult II, Consult III). Без них сложно добиться результатов по диагностике некоторых узлов автомобилей Nissan. Например, при устранении неполадок в системе электроусилителя рулевого управления универсальный сканер либо не читает вовсе, либо с ошибками. Или еще пример: диагностика сиcтемы ALL MODE 4WD автомобилей Nissan – здесь поможет только дилерский сканер. Что касается новых, современных моделей машин, выпуска 2009-2012 г.г., то зачастую при попытке подключения универсального сканера он «рисует» на дисплее «only Consult II» или «only Consult III». То есть кодировка электронных блоков машины устроена таким образом, чтобы сканеры китайского производства не могли совмещаться с ними. Обходные программы, разумеется, есть, но часто при попытке диагностики авто, они насаждают много ошибок, связанных со кан-передачей, которые потом в программе приходится «чистить» дилереским прибором.
Дилерские программы и оборудование распространяются довольно легко и просто, и не обязательно по дилерской сети. Я знаю, что «ниссановских» приборов, кроме сервисов официальных дилеров и кроме нашей СТО, в городе есть минимум 4 дилерских сканера Nissan. Но, с другой стороны, уже этот факт дает повод задуматься – если наличие таких приборов на ряде СТО не является проблемой, то стоит ли из-за наличия прибора оставаться на дилерском сервисе только из-за наличия спецоборудования, если гарантийный срок автомобиля истек? В нашей станции техобслуживания, которая специализируется на обслуживании автомобилей марки Nissan, есть оборудование, позволяющее диагностировать узлы машин 2012 года выпуска, в том числе и с системами иммобилайзера Nissan NATS и т.д.»