25 Январь 2013
Некоторые не трудоемкие, а значит, самые доступные виды ремонта автолюбитель может выполнить самостоятельно. В нескольких номерах журнала «Авто54» текущего года (указаны в конце статьи, - прим.ред.) мы рассказывали о том, как самостоятельно провести некоторый ремонт автомобиля: сменить свечи зажигания, салонный фильтр, лампы в фарах. На этот раз мы решили рассмотреть процедуру самостоятельной замены спецжидоскти в АКПП и все проблемы, связанные с этим процессом.
Даже не очень опытный автомобилист при внимательном изучении инструкции может самостоятельно выполнить несложный сервис своего автомобиля: сменить воздушный и салонный фильтр, свечи зажигания и даже попытаться заменить ту или иную лампу в блок-фаре. Однако в интернетовских клубах автолюбителей можно найти немало «советов бывалых» по значительно более серьезным видам ремонта. Например: как самостоятельно выполнить работы по замене масла в АКПП.
Например, зайдя на сайт клуба любителей модели Toyota Corolla Fielder, можно легко найти ветку форума: «Замена масла в АКПП своими руками».
ВСЕ ТАК ПРОСТО?
Сам по себе порядок замены масла в АКПП не является секретом. Возьмем, например, инструкцию (не в Интернет, а печатный вариант, - прим. ред.) по эксплуатации Corolla Fielder:
• отверните пробку сливного отверстия и слейте рабочую жидкость;
• замените фильтр АКПП;
• установите новую прокладку и заверните пробку сливного отверстия;
• момент затяжки - 49 Н.м;
• залейте новое масло через наливной патрубок до нижней отметки диапазона COOL;
• запустите двигатель и переведите рукоятку АКПП во все положения от P до L и верните обратно в положение P;
• во время работы двигателя на холостом ходу проверьте уровень масла в АКПП;
• проверьте уровень масла при нормальной рабочей температуре 70-80 градусов Цельсия;
• если уровень ниже установленного диапазона, долейте масло (не переливая!) в автоматическую коробку передач.
Вроде бы все просто. На форуме клуба любителей модели Fielder есть еще более подробное описание вышеуказанной процедуры, снабженное фотографиями.
«Меняем масло в автоматической коробке передач U341F, - напоминает опытный автомобилист, после чего пишет фразу, которая не может не насторожить профессионала. - Хотя тип коробки особого значения не имеет - процедура одинакова и для других АКПП».
Заранее были куплены: фильтр, колечко фильтра, прокладка поддона АКПП, уплотнительная шайба пробки, жидкость ATF Type T4 12 литров (три канистры по 4 литра). Еще потребуется воронка с тонким носиком, кусок шланга чуть более метра, желательно прозрачного, тряпки, средство для мытья (данный народный умелец использовал ацетон, - прим. ред.), посуда для слива старой жидкости и рабочий инструмент. Работать удобнее на яме или эстакаде.
Сливаем старую жидкость с поддона АКПП и корпуса дифференциала. На полном приводе еще есть пробки в раздаточной коробке, их трогать не надо - там другое масло. Далее откручиваем и аккуратно снимаем поддон – в нем еще осталась жидкость.
Потом снимаем фильтр. Там тоже будет немного жидкости. В итоге набралось немногим более четырех литров старой жидкости. Протираем снизу детали коробки, смазываем колечко фильтра свежей спецжидкостью Т4 и ставим последний на место.
Тщательно моем поддон, очищаем магниты и с новой прокладкой крепим его к картеру коробки. Ставим на место пробки. Заливаем через отверстие щупа четыре литра ATF. Не будем делать многократный залив (и слив) жидкости. Вместо этого будем сливать трансмиссионное масло через радиатор АКПП.
Находим шланг, который идет от радиатора в картер. «Расстыковываем» его и надеваем прозрачный шланг вместо «родного». По нему жидкость будем сливать в подготовленную посуду. Через прозрачный шланг удобно следить за цветом сливаемой ATF.
Заводим двигатель, следим за уровнем в баллоне. Когда масла набралось примерно литр, заглушим и дольем литр свежей ATF. Так надо повторить несколько раз, пока из шланга не пойдет чистая трансмиссионная спецжидкость малинового цвета.
«Могу заверить - никакой опасности это не представляет, в поддоне достаточно жидкости, - уверенно пишет на форуме бывалый автолюбитель. - Главное аккуратность и разумный подход».
Потом соединяем «родной» шланг обратно. Заводим, проверяем отсутствие протечек. Прогреваем двигатель и АКПП до рабочей температуры, переводим селектор в разные положения с задержкой в каждом. Контролируем уровень АТФ по щупу, если надо – доливаем до нормы.
«Замена масла в АКПП окончена, – подытоживает опытный автолюбитель. – В общей сложности я слил немного более девяти литров спецжидкости. Вся процедура заняла часа три».
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ «ГАРАЖНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ»
Несмотря на советы «опытных автомобилистов» на специализированных сайтах, гаражные манипуляции с автоматической коробкой передач на свой страх и риск могут привести к непоправимым последствиям.
С одной стороны, последовательность действий при замене масла в АКПП такая же, как и при замене масла в двигателе: сливаем старое масло, меняем фильтр, заливаем новое масло.
И все же самостоятельно менять масло в АКПП не рекомендуется, лучше это сделать в специализированном автосервисе. И на то есть много причин.
В большинстве случаев для замены масла в АКПП и фильтра требуется снять поддон. Иногда фильтр находится внутри АКПП и недоступен без демонтажа и разборки коробки передач. В этом случае замена масла происходит без замены фильтра. Вместе с фильтром меняется и прокладка поддона.
Обычно фильтр и прокладка продаются в одном наборе (Filter kit). На некоторых моделях поддон ставится без прокладки на герметик, только не используйте герметик для дерева. Если фильтр выполнен в виде мелкой металлической сетки и не имеет повреждений, то можно оставить старый, промыв и продув его сжатым воздухом. Перед установкой фильтра на место проверяется качество уплотнения его посадочного отверстия. Затягивать болты крепления фильтра и поддона следует строго определенными моментами, оговоренными в инструкции по эксплуатации автомобиля.
В процессе замены масла в АКПП оценивается наличие продуктов износа, находящихся в поддоне, на магнитах поддона и в фильтре. Небольшое количество взвеси в масле, пыли цветных металлов и небольшой серый налет на магнитах можно считать нормой. Кусочки пластмассы, металлов, наличие черных чешуек или глиноподобных отложений в поддоне свидетельствуют о необходимости капитального ремонта АКПП, даже если жалобы на работу трансмиссии пока отсутствуют. Такого рода неполадки АКПП в гаражных условиях «своими руками», даже самыми «золотыми», - не исправить.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ
Алексей Русаков, директор сервисного центра «Ураган»:
«Несмотря на кажущуюся простоту процедуры замены масла в АКПП, крайне нежелательно выполнять эту работу «своими силами» у себя в гараже. Более того, я бы не советовал это делать и в тех СТО, которые предлагают «экспресс-замену» масла в АКПП, но при этом не специализируются на ремонте системы трансмиссии.
На станциях, специализирующихся на сервисе трансмиссионных систем, поначалу делают диагностику АКПП, при снятии поддона оценивают состояние коробки, подробно рассказывают о результатах диагностики владельцу автомобиля.
Во время самостоятельных манипуляций по обслуживанию АКПП не очень опытные автолюбители могут допустить ошибки. Например, при снятии фильтра случайно «подкусить» резинку, не заметив этого. Таким образом, даже самый подробный рассказ в интернете, снабженный фотоиллюстрациями, не избавляет дилетанта от возможных ошибок».
Сергей Шестопалов, директор сервисного центра «Новоматик»:
«Как правило, на форумах «сидят» молодые люди, переоценивающие свои познания в автоделе, считающие, что могут выполнять обслуживание автомобиля самостоятельно и этим сэкономить на некоторых видах ремонта. Но зачастую попытки самостоятельной замены спецжидкости приводят к ошибкам и последующему ремонту АКПП на специализированной СТО.
Статистики ошибок, допущенных при самостоятельных попытках ремонта АКПП, не существует. Да и кто признается в этом? Многие пытаются не только заменить масло в АКПП, но и самостоятельно починить коробку передач. После такого «ремонта» автовладельцы зачастую приносят в специализированные сервисы коробку передач в разборе. Если даже автолюбителю кажется, что самостоятельная попытка замены масла в АКПП удалась, то в данном случае экономия сомнительна. Человек покупает весь ремкомплект, иногда около двух дней ползает под машиной, а результат при этом – не всегда стопроцентный. Какая тут экономия?»