Погода
Реклама

Реклама



Авторынок «на развилке»: тенденции продаж новых автомобилей

4 Декабрь 2012

Сибирь уже третий год является драйвером отечественного автомобильного рынка. Однако здесь, за Уралом, следом за общероссийским трендом, темпы роста стали постепенно снижаться. Каковы причины этого явления, не станет ли факт замедления предвестником кризиса - в этих и других вопросах разбирался отдел аналитики ИД «Авто Медиа».


Отечественный автомобильный рынок вошел в пятерку самых динамичных в мире. Этим объясняется большой интерес к нему мировых автогигантов, которые построили на территории страны крупные автосборочные производства. Представители зарубежных компаний в один голос заявляют, что в 2018 году российский рынок станет крупнейшим в Европе, обогнав по числу проданных автомобилей Германию. А объем новых автомобилей вплотную приблизится к показателю 3,5 млн единиц.

У западных автопроизводителей есть все основания полагать, что внутренний спрос на легковые автомобили будет увеличиваться и в дальнейшем. Российская экономика, на фоне стагнации европейской, растет, а парк автомобилей имеет весьма почтенный возраст, что предполагает его омоложение.

Наличие в стране заводов по производству легковых автомобилей зарубежных автоконцернов повлияло на марочный состав продаж новых автомобилей в целом на автомобильном рынке Российской Федерации. Теперь все верхние строки рейтинга самых популярных автомобилей занимают бренды тех автоконцернов, которые открыли здесь свои автосборочные подразделения. А вот региональные авторынки сильно зависят от того, чьи дилеры представлены на данной территории. Сейчас, когда в европейских странах обвал продаж породил разговоры о закрытии ряда предприятий (в списки попали заводы Ford, Peugeot-Citroen, Opel), эти автопроизводители «ищут спасение» в нашей стране, как на одном из самых динамичных рынков. Однако продажи новых автомобилей в последнее время у нас начали снижаться. Это говорит о некоем насыщении рынка, с одной стороны, а с другой, – сигнализирует о том, что «китайские темпы» не могут продолжаться вечно.


Неоспоримое лидерство

Автомобильный рынок Сибири в прежние годы не переставал удивлять экспертов своим динамичным развитием. Он третий год подряд демонстрирует рекордные темпы прироста в стране, которые в разные периоды вдвое превосходили среднероссийские показатели.

Однако автомобильная Сибирь, в свою очередь, также оказалась подвержена общероссийскому тренду замедления продаж (см. табл.1). Впрочем, отметим, что итоговый показатель по СФО на 10 пунктов выше среднего по стране, что в очередной раз ставит Сибирь в число драйверов отечественного рынка.

Новосибирская область показала аналогичный результат и тоже вошла в число самых динамичных региональных авторынков страны. Но в Сибири появились и регионы с фактически затормозившимся ростом. Аутсайдером в СФО оказался соседний Алтайский край. Здесь продажи новых автомобилей выросли всего на 2% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. В чем причина такого замедления рынка соседнего региона? Пока поставить точный диагноз сложно. Другие соседние регионы, как и Новосибирская область, показывают хорошую динамику. В марочном рейтинге Сибирского федерального округа, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, произошли знаковые перемены. И в первую очередь, они связаны с развитием дилерской сети на территории регионов и результатами их работы, а также с рядом других факторов. Не в первый раз приходится констатировать недостижимость результатов продаж новых новых автомобилей Toyota в Сибири (см. табл. 2).

Американский бренд Chevrolet уступил второе почетное место корейской марке Hyundai, опустившись на третью ступень рейтинга. Корейская компания проводит довольно грамотную маркетинговую политику в России, и почетное второе место – ее закономерный итог. Другой составляющей успеха является успешная модель Solaris, на долю которой приходится более 60% продаж компании. Этот корейский бренд, наряду с немецким Volkswagen, показал рекордные 70% прироста продаж из дилерских автоцентров. Но если Hyundai смог преодолеть только одну ступень, немецкий бренд шагнул с десятого на седьмое место в рейтинге иномарок, оттеснив и американский Ford, и японскую Mitsubishi на более низкие позиции. Темпы этих аутсайдеров ниже среднего показателя, поэтому два бренда теряют некогда завоеванные высокие позиции. Но для них не все так фатально. С запуском новых моделей автомобилей на конвейерах заводов ситуация для двух брендов вполне может измениться.

Пока «праздник роста» у девяти марок, попавших в ТОП-10 Сибирского округа, кроме одной: сильно сдал позиции в Сибири узбекско-корейский Daewoo. Впервые за несколько лет наблюдений рынка нами зафиксировано падение продаж новых автомобилей иностранного бренда. А вот укрепили свои позиции и показали прирост выше среднего по округу (+24,2%) такие иномарки как KIA, Nissan, Toyota, Chevrolet, Renault.


Новосибирский расклад

С начала года в Новосибирске было открытие двенадцати новых дилерских центров. В прошлом году их было открыто немногим меньше. Эти события на автомобильном рынке напрямую повлияли на позиции тех или иным иномарок. У кого-то они усилились, а кто-то терял завоеванные ранее высоты новосибирского топ-рейтинга.

В конце прошлого года в Новосибирске корейский бренд Hyundai на короткое время занял первое место. Но уже по итогам прошлого года на новосибирский автомобильный Олимп вновь вернулся многолетний прежний лидер – японский бренд Toyota. Сегодня разрыв между двумя конкурентами в полтысячи автомобилей. Впрочем, до конца года чуда не произойдет: позиции Toyota в Новосибирске выглядят незыблемыми (см. табл. 3). У ее преследователей рост ниже, и имеется большой отрыв (в несколько сот машин) по объему продаж новых автомобилей с начала года. Корейский Hyundai смог отодвинуть на третью позицию лишь американский бренд Chevrolet, но японская Toyota пока не по зубам корейцу.

Из списка ТОП-10 несколько снизила свою долю рынка за прошедший год не только марка Chevrolet, но и другой американский бренд так же терял свою рыночную долю, несмотря на открытие в начале года второго дилерского центра Ford и удачный старт на рынке бестселлера – Ford Focus. Темпы прироста продаж у них самые низкие среди лидеров авторынка Новосибирска. Почему «выдохлись» две американские марки, несмотря на открытие в городе новых дилерских центров? Вопрос, требующий дополнительного изучения.

Самый динамичный рост в Новосибирске показали KIA и Volkswagen. Они заняли шестую и седьмую строки с разрывом всего в один автомобиль. Наверняка причины успеха этих марок на новосибирском авторынке можно найти не только в появлении вторых дилеров марок в столице Сибири, но и в удачном модельном ряде автопроизводителей. Усиление немецкого бренда может поставить под угрозу присутствие в ТОП-5 Новосибирска французской марки Renault. Но только итоговые цифры года смогут показать, насколько реально такое предположение.

Высокую динамику показали еще два японских бренда – Nissan и Mitsubishi. В результате в столице Сибири Nissan смог в сравнении с аналогичным периодом прошлого года подняться с шестой на четвертую строку. А у конкурирующей японской марки Mitsubishi был низкий старт – она в прошлогодних рейтингах даже не входила в десятку иномарок Новосибирска. Зато по итогам этого года она смогла вытеснить из топового списка и своего конкурента – японский бренд Mazda, и узбекско-корейский бюджетный бренд Daewoo.

Подтвердил свой статус и такой японский бренд как Suzuki, так же вошедший в нашу десятку. Феномен этой марки не устает нас удивлять. Имея усеченный модельный ряд, не слишком раскрученный бренд, он остается востребованным в Новосибирске фактически вровень с одной моделью-бестселлером – Grand Vitara. А вот из-за океана тем временем приходят совсем неприятные вести – Suzuki покидает авторынок США.


Табл. 1 Продажи новых автомобилей за 9 месяцев 2012 года

По данным аналитического агентства «Автостат»

Регион                           Янв.-сент. 2012       Изменения, %      Доля, %

Сибирский ФО, в т. ч.          164 978                  24, 3                   7,5 

Новосибирская область         22 989                  24,7                    1,05 

Алтайский край                     14 317                    2,1                    0,65 

РФ в целом                   2 187 797                  14,0                100,0


Табл. 2 Продажи новых автомобилей в Сибирском ФО

По данным аналитического агентства «Автостат»


Марка                    9 мес. 2012           Изменения, %

Toyota                      16 011                   45,2 

Hyundai                     14 235                   74, 5 

Chevrolet                   12 321                   33,2 

Kia                              9 915                    54,9 

Nissan                         9 493                    53,3 

Renault                        8 836                    31,9 

Volkswagen                  6 132                    77,2 

Ford                             5 829                   10,8 

Mitsubishi                      4 627                  19,7 

Daewoo                        4 110                 -19.5 

Всего по СФО          164 978                 24,2


Табл. 3 Продажи новых автомобилей в Новосибирской области

По данным аналитического агентства «Автостат»


Марка                   9 мес. 2012             Изменения, %

Toyota                         2 267                    58,6 

Hyundai                        1 792                    33,6 

Chevrolet                      1 635                    14,0 

Nissan                          1 164                    78,5 

Renault                        1 132                    35,6 

Volkswagen                  1 019                  119,6 

Kia                               1 018                  113,4 

Ford                                866                   13,0 

Mitsubishi                         571                   91,6 

Suzuki                              565                    1,4 

Всего по НСО            22 989                  24,7


 

Отправить статью друзьям: