Погода
Реклама

Реклама



Проблема объемного выбора

3 Октябрь 2012

В автосалоне потенциальный покупатель среди характеристик машины смотрит на мощность и объем двигателя. Впрочем, эти две характеристики часто соперничают на весах выбора с двумя другими - дизайн и марка машины. Но в ближайшем будущем автолюбителям придется смириться с меньшими объемами двигателей покупаемых авто. Причина в сложившейся тенденции снижения рабочего объема двигателей новых автомобилей.

Социологи и психологи вывели термин, характеризующий часть наших автолюбителей, – показное потребление. Покупка в нашей стране превращается часто не в точно выверенный процесс подбора автомобиля по оптимальным характеристикам. Многие выбирают по принципу: чем больше объем двигателя и мощность автомобиля - тем лучше. В нашей стране практически не находят спроса автомобили с небольшим объемом двигателя. За примером далеко ходить не надо. Несколько лет назад Ford представил российскому покупателю Focus-II (второго поколения). Маркетологи американского автопроизводителя прочили эту модель экономным водителям. Однако спроса на нее фактически не было. Вскоре ему пришлось свернуть продажи этой модели с мотором объемом 1,4 л и мощностью 80 л.с. А вот автомобили Ford Focus с двигателем 1,6 и 1,8 л стали национальными бестселлерами.

Недавно по информационным лентам прошло сообщение о том, что средняя мощность продаваемых в Германии новых автомобилей достигла исторического максимума. Согласно данным экспертов из центра автомобильных исследований (CAR) университета Дуйсбург-Эссен, за первые семь месяцев 2012 года средняя мощность двигателя нового автомобиля в Германии составила 138 л.с. В 2011 году этот показатель составлял 135 л.с, а в 2010 – 130 л.с. По данным этого центра, лидером по мощности моторов стала компания Porsche – за первые семь месяцев 2012 года средняя мощность двигателей проданных машин этой марки составила 323 л.с. Для сравнения, усредненная мощность реализованных в текущем году автомобилей BMW составила 194 л.с. Показатели мощности машин Audi и Mercedes-Benz равны 179 и 175 лошадиным силам, соответственно. В сегменте более массовых автомобилей производители так же повысили мощность своих моторов – в частности, для Opel этот показатель возрос со 109 л.с. в 2009 году до 126 л.с. в этом году. По мнению аналитиков CAR, рост мощности вовсе не означает увеличение потребления горючего и выбросов, а также объема двигателя, что соответствует «позеленевшему» сознанию рядового немецкого потребителя.

Сейчас в странах с продвинутым автостроением набирает силу другая тенденция – уменьшение объема новых двигателей при увеличении отдачи мощности. В частности, вышеупомянутый автопроизводитель Ford освоил выпуск на своих предприятиях в Европе новых бензиновых двигателей серии EcoBoost объемом всего 1 л. (!) В частности, предполагается, что этот супер-мини трехцилиндровый мотор будет устанавливаться на новый Ford Mondeo. Впрочем, вряд ли среди российских покупателей найдутся такие оригиналы, которые выберут седан бизнес-класса с литровым мотором.

Однако тренд набирает силу, и в мировом автостроении обозначилась тенденция к постепенному переходу от атмосферных моторов в пользу наддувных агрегатов, а теперь появилась ещё одна тенденция - переход на трёхцилиндровые моторчики. Неспроста все мировые автостроительные компании ставят на уменьшение объема двигателя, поскольку это поддерживается многочисленными плюсами – меньшими потерями на трение, инерцию, а близость компонентов позволяет уменьшить расход масла, а значит, мотор быстрее выходит на оптимальный режим работы. И главное – снижение расхода топлива, а как следствие – уменьшение выбросов. Все это для озабоченных экологией европейцев является нормальным явлением и приветствуется. Крупнейшие мировые автомобильные концерны уже выпускают автомобили с уменьшенными объемами двигателей. Volkswagen на свои самые массовые модели в Европе устанавливает двигатели объемом 1,2 и 1,4 л с приставкой TSI, мощностью 105 и 122 л.с., соответственно. Примечательно, что у немецкого концерна есть два мотора с одинаковой мощностью – 105 л.с., но один мотор имеет объем 1,6 л, у другого - 1,2 л. FIAT свои малютки оснащает двигателями объемом 0,9 л и мощностью 85 л.с., и таких примеров можно привести множество. Словом, борьба за увеличение снимаемых «лошадей» с одного кубика объема двигателя в самом разгаре.



Объем есть сила

Однако в России у автолюбителей иное представление о мощности и объемах моторов, поскольку у нас в ходу «атмосферники», которые и диктуют моду на большой объем. Недавно, на прошедшем Московском международном автосалоне, немецкий автопроизводитель Volkswagen объявил о строительстве первого иностранного моторного завода на территории России. Представитель компании Маркус Озегович сообщил, что на этом предприятии будут производиться бензиновые двигатели объемом 1,6 л. Понятно, что эти двигатели будут устанавливаться на модельную гамму немецкого автопроизводителя в России – Volkswagen Polo Sedan, Skoda Rapid, Skoda Octavia, Volkswagen Jetta, выпуск которых развернулся или будет в ближайшее время развернут на калужской и нижегородской площадках немецкого автопроизводителя.

Впрочем, по данным аналитического агентства «Автостат» (см. табл. 1), половина продаваемых в России новых автомобилей имеют двигатели объемом от 1,4 до 1,6 л. Как отмечают эксперты, в этот диапазон входит подавляющее большинство двигателей, которыми оснащаются автомобили двух самых популярных и многочисленных сегментов – В+ и С. Считается, что это – «золотая середина», удовлетворяющая потребности рядового потребителя в характеристиках нового автомобиля. Эту высокую цифру обеспечили лидеры продаж – автомобили Lada, Renault Logan/Sandero, Hyundai Solaris/Kia Rio, Ford Focus, Chevrolet Cruze и т.д., которые оснащаются двигателями этого объема, причем 1,6 более популярен, нежели 1,4 л.

На втором месте по популярности у россиян - автомобили с двигателями объемом 2-2,5 л. С такими моторами в России продается почти каждый пятый автомобиль (17,8%). Двигателями такого объема оснащаются как седаны и универсалы «семейного» D-класса, так и топовые версии моделей гольф-класса, впрочем, «погоду здесь делают» самые популярные представители одного из важнейших сегментов в России – компактные и среднеразмерные кроссоверы. В отличие от Европы, где компактные и экономичные малолитражки пользуются высоким спросом, в России двигатели от 1 до 1,2 л имеют лишь 1,8% продаваемых машин. Модели, которые представлены на российском рынке в модификациях с объемом меньше 1,2 литра, можно пересчитать по пальцам. Они относятся к разряду мало популярных и «чисто женских». Это суперкомпактные автомобили. У нас на авторынке получилось так, что их цена сопоставима с моделями классом выше. Отсюда и фактическое отсутствие спроса на малолитражные машины. Покупатель всегда желает «большего за свои деньги» - это принцип показного потребления. Впрочем, со временем и эти «малютки» завоюют какую-то долю рынка, поскольку часть покупателей будут их приобретать для езды по крайне загруженным дорогам мегаполисов.

Еще одно интересное исследование вторичного автомобильного рынка провела отечественная компания «Автоскор». Здесь выявили, что средний объем двигателя выставленного на продажу б/у внедорожника – 2,6 литра, а у легкового автомобиля – 1,7 л. При этом минимальный объем двигателя внедорожника – 1,6 литра, у легкового автомобиля – 0,8 л.

За каждый литр объема двигателя российские покупатели подержанных легковых автомобилей готовы выложить 15% от стоимости машины, а покупатели внедорожников – всего 10%. На внедорожники ставят двигатели большего литража (это связано с особенностями эксплуатации внедорожников и, соответственно, специфическими требованиями к характеристикам моторов). Литраж на легковых автомобилях стоит дороже, поскольку дефицит мощности ощущается в первую очередь на двигателях малого объема. Вдобавок малый шаг изменения объема (0,2 л) у легковых автомобилей позволяет покупателям подбирать мощность по своим потребностям и кошельку. У внедорожников чаще встречается шаг в 0,4-0,5 л, и мощность базового, скажем, 2,5-литрового двигателя вполне достаточна, чтобы не переплачивать за 3,0 л.

Отправить статью друзьям: