Погода
Реклама

Реклама



ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПЛЮС

12 Сентябрь 2012

Свершилось. Наша страна стала полноправным членом Всемирной торговой организации (ВТО). Процесс глобализации запущен. Аналитики пишут о том, как этот процесс отразится на продажах автомобилей. Насколько отечественный и новосибирский авторынки стали частью глобального мирового автомобильного рынка, какое место занимают у нас «глобальные» модели мировых концернов, изучил наш корреспондент.

Летний всплеск продаж новых автомобилей в России вывел ее автомобильный рынок на шестое место в мире. Наш рынок постоянно в прицеле мировых автопроизводителей, и каждый из них имеет свой план действий. Главной «ударной силой» по освоению одной седьмой части суши выступают автомобили, которые именуют не иначе как «глобальные». Автомобильные компании часто тиражируют один автомобиль и его модификации по всему миру. Чаще всего к таким моделям приходит коммерческий успех. «Глобальный» автомобиль может приглянуться и бразильцу, и американцу, и русскому, и японцу. Впрочем, бывают и серьезные промахи. На одном рынке модель идет нарасхват и выбивается в лидеры, а на другом – ее ожидает очень холодный прием. Несколько лет назад такой неудачный вывод случился с автомобилем Volkswagen Gol, весьма популярным в Южном полушарии. Немецкие маркетологи посчитали, что дешевая и непритязательная иномарка станет востребованным и доступным автомобилем от именитого мирового автопроизводителя. Ан нет! Российские не оценили достоинства данной машины и вскоре после старта продаж, когда в автосалонах за VW Gol не стали выстраиваться в очередь наши соотечественники, а объявленные скидки не принесли желаемого результата, немецкий концерн был вынужден свернуть продажи и прекратить поставки из Бразилии. Сейчас по городу все еще можно встретить несколько автомобилей Gol, отголосок той неудачной программы. В последствии, немцам пришлось срочно придумывать, чем покорять кошельки российских автолюбителей, поскольку терять весьма «лакомый» кусок еще фактически не освоенного восточного рынка им не хотелось. Так на свет появился Volkswagen Polo Sedan. Машина оказалась удачной: судя по итогам продаж в России - каждый десятый Polo в мире приходится на наш рынок.

Однако вернемся к «глобальным» автомобилям. Если немного углубиться в историю, то самым первым «глобальным» автомобилем можно назвать VW Kafer (известный, как легендарный фольксвагеновский «жучок»). Триумфальный ход «жука» по континентам начался в 50-е: сначала он завоевал рынок Европы, став символом послевоенного развития Старого Света, а затем покорил автолюбителей обеих Америк. Но та прекрасная эпоха уже давно позади, и сейчас на автомобильном рынке новые герои и удачные модели.

Как сообщает издание Best Selling Cars Blog, составившее глобальный рейтинг на основе данных о продажах в 80 странах мира в первом полугодии 2012 года, самым популярным автомобилем мира стал седан Toyota Corolla. Более полумиллиона экземпляров этой модели разошлись в самых разных уголках планеты. В конструкторских бюро готовится обновление модели. Чтобы сохранить титул самой распространенной в мире модели надо быть на полшага впереди конкурентов. Примечательно, что с очень большим отрывом в этом списке находится другая Toyota – минивэн Hilux.

А вот у конкурента – американской марки Ford – сразу три мировые модели-бестселлера – новый Focus, разошедшийся полумиллионным тиражом, компактная Fiesta (386 тыс.), а вот огромный пикап F-series – скорее не глобальный автомобиль, а символ любви американцев к большим автомобилям. Гигантский пикап-символ – в мировом топ-листе на десятом месте.

Немецкий Volkswagen на мировых рынках представлен четырьмя моделями-бестселлерами. Знаменательно, что седан VW Jetta превосходит по популярности европейский хэтчбек Golf. Седан, как «глобальный» автомобиль выпускают только в Мексике, поэтому она чрезвычайно популярна в Новом свете, а компактный Golf – на европейских рынках, и прежде всего в Германии. Символ бюргерского достатка и европейской сытости - седан Passat – не имеет ярко выраженной географической привязки: он популярен и в Европе, где без него не обходится ни один рейтинг, и в Китае, и в США, где немецкая компания решилась во второй раз открыть производственные мощности.

Глобальный автомобиль быстро развивающегося корейского концерна Hyundai Motor Company, который он продвигает как Accent, на самом деле очень популярный Solaris. Вот так на разных рынках один и тот же автомобиль может иметь несколько имен. Хотя в то же время Hyndai Elantra продается везде под этим именем, невзирая на географию.

Американский General Motors представлен всего двумя весьма популярными глобальными автомобилями – Chevrolet Cruze и Opel Asrta. Впрочем, американцы два года назад представляли Cruze как «всемирную» модель. А Opel Astra – фактически европейский автомобиль, который имеет за океаном своего клона – Buick Excelle/Verano. (Наверняка это название ничего не скажет отечественному автолюбителю). Случаются в таких рейтингах и казусы. В этот мировой топ-лист попал китайский автомобиль Wuling Sunshine. Этот бестселлер китайского рынка, но любой специалист в его облике увидит японский Mitsubishi Minicab.



ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ХИТЫ

В России стали покупать меньше дешевых автомобилей — их доля рынка по итогам января-июля стала меньше половины. При этом продажи машин стоимостью от 1 млн руб., напротив, увеличились. Средняя цена автомобиля в России по сравнению с прошлым годом тоже выросла — теперь она составляет около 780 тыс. руб. Однако на фоне бодрых рапортов о том, что россияне стали покупать все более дорогие автомобили, по-прежнему топ-лист моделей в нашей стране выглядит весьма «бюджетно», поскольку средняя цена по рынку – это как средняя температура по больнице: один выезжает из автосалона на дорогом внедорожнике за 1,5 млн руб, а другой – на бюджетной иномарке. Результат - высокая средняя цена.

Впрочем, в первой десятке у отечественных автолюбителей только пять глобальных моделей – Solaris (Accent), Focus, Polo, Cruze, Astra. При этом обратим внимание на такой факт: все бестселлеры производятся на мощностях, открытых мировыми автоконцернами в России. Иными словами, уже сейчас, на пороге ВТО, мы констатируем: Россия стала частью глобального автомобильного рынка, но у нее имеются свои особенности и свои популярные и раскрученные модели. У каждого локального рынка есть такие особенности.

Не будем говорить о моделях АвтоВАЗа как о чем-то особенном, хотя пять отечественных автомобилей являются самыми продаваемыми, ведь крупнейший автозавод находится на пути к глобализации, встраиваясь в альянс Renault-Nissan. Но если посмотреть на модельный ряд с географической точки зрения, то он у нас в стране очень сильно дифференцирован. Наибольшее число глобальных моделей на московском рынке, где представлены практически все главные мировые бестселлеры, – Passat, Corolla, Golf. По понятным причинам в регионах правят бал «бюджетники».



ЛУЧШЕ ВЫ К НАМ

Иллюстрацией, характеризующей особенности регионального автомобильного рынка, могут служить продажи в автосалонах Новосибирска. В новосибирской десятке – четыре, которые можно назвать «глобальными» автомобилями. На первом месте – Hyundai Solaris, Ford Focus, Volkswagen Polo и Toyota Corolla расположились, соответственно, на третьем, четвертом и седьмом местах. На втором месте – Renault Logan, а родственный ей Sandero - на девятом месте. А если суммировать их продажи за первую половину года, то эти французы, которые у нас позиционируются как бюджетные или народные, также являются «глобальными» автомобилями. Только французский концерн Renault продвигает их на развивающихся рынках – в России, странах Восточной Европы, Северной Африке, Ближнем Востоке и т.п. 

Поэтому они оказались в четвертом десятке глобального рейтинга. Одной из особенностей региональных продаж новых автомобилей является присутствие в списке таких моделей как кроссоверы Suzuki Grand Vitara и Toyota RAV4. Неплохо продается у нас и такая большая модель как Toyota Camry. Сравним: на отечественных автомобилеях Lada из автосалонов в первой половине года выехали 3825 новосибирцев!

Отправить статью друзьям: