Погода
Реклама

Реклама



ГЛАВНОЕ – ЭТО ФОРМА КУЗОВА

3 Сентябрь 2012

Какие легковые автомобили предпочитает наш автолюбитель? Почему до сих пор живуч главный стереотип о том, что соотечественники любят седаны, и соответствует ли это действительности? С этими и другими особенностями национального выбора автомобилей разбирался наш корреспондент.

Стереотипы правят миром. Одна из таких укоренившихся догм – наши автолюбители страстные и преданные поклонники седанов. Однако, вглядываясь в автомобильный поток Новосибирска, да и других городов страны, этот постулат можно подвергнуть сомнению: кроссоверы, хэтчбеки, универсалы, мини-вэны – картина весьма разнообразна. И о других странах складываются аналогичные стереотипы: американцы любят большие автомобили, жители Старого континента покупают в основном компактные хэтчбеки из-за тесноты улиц европейских городов, японцы подсели на MPV. А на каких автомобилях все-таки выезжают из автосалонов наши соотечественники?

Когда-то Карлос Гон, руководитель автомобильного альянса Renault-Nissan, заметил, что в России автолюбители мечтают о больших машинах, но покупают и ездят на других. А большие машины - удел лишь самой малой части автолюбителей. На автомобильном рынке сейчас правят бал компактные автомобили классов В+ и С, а также кроссоверы. Автолюбители при покупке обращают внимание на практические вещи: высокий клиренс, большой багажник, ремонтопригодность и цена. Аналитическое агентство «Автостат» провело широкомасштабное исследование, целью которого было выяснить – какие типы кузовов доминируют среди моделей-бестселлеров на отечественном рынке? Впрочем, картина покупательского интереса в первую половину 2012 года оказалась весьма многоплановой.

Во-первых, отечественный рынок новых автомобилей – это, по сути, всего четыре сегмента: седаны (36,2%), SUV-кроссоверы (29,2%), 5-дверные хэтчбеки (23,5%) и семейные универсалы (6,5%). На эти четыре типа кузовов легковых автомобилей приходится подавляющая часть выбора покупателей (95%). Остальное типы кузовов в порядке убывания – минивэны (1,9%), 3-дверные хэтчбеки (0,9%), кабриолеты, пикапы, 2-4-дверные купе, родстеры и др. Их доля невелика, и по популярности они значительно уступают первой покупательской «четверке».

Статистика с цифрами в руках подтверждает устоявшийся стереотип: самый популярный тип кузова – седан. Правда, он не явно доминирует в выборе новых автомобилей, но опережает по популярности автомобили в других типах кузовов. В чем же причина, почему до сих пор в России так любят трехобъемные машины? Ответ лежит на поверхности. Волжский автозавод за много лет приучил отечественного автолюбителя своими классическими «жигулями» к седанам. Получается что-то вроде «великой автомобильной иллюзии» - маленькая машинка с задним багажником делает автовладельца априори мечтающим стать владельцем большей машины.

Самыми популярными в России являются автомобили-седаны класса В+: они как наследники классических «жигулей» являются для наших автолюбителей потребительским идеалом. Не зря же на первом месте в классе седанов оказалась вазовская модель - Lada Granta. Класс «бюджетных седанов» возглавляет рейтинг самых покупаемых машин страны – первые пять мест за ними. Что интересно: у каждой модели есть и вариант с кузовом хэтчбек. Но перевес проданных седанов подчас достигает десятикратного и более разрыва, как, например, у Volkswagen Polo. (Импортированных из Европы хэтчбеков этой марки за полгода продано всего 2 074 штук, одновременно, седанов, произведенных на калужском заводе VW,– более 33 тыс.).

На популярный седан Hyundai Solaris приходится три из четырех автомобилей корейской марки, произведенных на заводе в Санкт-Петербурге. А вот разрыв между Renault Logan и хэтбеком Sandero резко сократился за прошедший год: первый иностранный бюджетный седан уже успел устареть и ему нужна срочная омологация. К первой пятерке бюджетных седанов в компактном классе в ближайшей перспективе примкнут две новые модели – Peugeot-301 и Nissan Almera. Первую будут импортировать, а вторую - выпускать на новом конвейере АвтоВАЗа. Пример оказался заразительным, и по причине особенностей национального спроса конкуренция в сегменте бюджетных седанов усиливается.



ПРИЧИНА ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В следующем популярном у отечественных автолюбителей размерном классе С (гольф-класс) - доля продаж, приходящихся на седаны, за первую половину 2012 года составила 52%. Вопреки прогнозам, хэтчбеки и универсалы в классе С за последние два года отвоевали у четырехдверок всего 1% рынка. Каждый автопроизводитель, ведущий сборку иномарок, обязательно в модельной гамме принимает во внимание этот факт: на конвейеры зарубежных автогигантов в России скоро встанут или уже выпускаются такие модели седанов как Volkswagen Jetta, Opel Astra Sedan, Renault Fluence. Так, за первое полугодие французская компания Renault сумела продать 5521 хэтчбек модели Megane и 8944 седан Fluence. Как видно, седанов продано в полтора раза больше.

Другой французский автопроизводитель недавно прекратил выпуск в России хэтчбека Peugeot 308 на заводе в Калуге, вместо него на конвейер встал… седан Peugeot-408. Как оказалось, хэтчбек модели 308, который входит в число десяти самых продаваемых автомобилей во Франции и других странах Европы, не стал популярным на нашем рынке, принося убытки автопроизводителю. Поэтому и было принято решение прекратить его производство. Выпускать в небольших количествах этот автомобиль оказалось себе дороже - ставка на европейский бестселлер оказалась неверным решением.

Но не у всех иномарок в классе С в России большим покупательским спросом пользуются седаны. То, что со временем популярность более коротких по длине хэтчбеков будет расти, сомнению не подлежит. Ускоренный рост автомобилизации, проблемы с парковками на тесных городских улицах постепенно приведут нашего автолюбителя к «европейской модели потребления». И число автолюбителей, которые примут решение о выборе машины с укороченным задним свесом, увеличится. Сейчас в классе 5-дверных хэтчбеков лидирует Renault Sandero (28,0 тыс.шт.) из соседнего размерного класса В+, он потеснил отечественную продукцию Волжского автозавода - на второй и третьей строках находятся автомобили АвтоВАЗа - Lada Samara и Lada Kalina. За этой тройкой расположился лифтбек Skoda Octavia (21 510), занявший четвертую ступень популярности в классе хэтчбеков. Впрочем, лифтбек - это замаскированный под седан хэтчбек с выпячивающимся контуром багажника, который поднимается вместе с задним стеклом. Ненамного от самой популярной Skoda отстает Ford Focus (20 703), которых продано несколько больше, чем в кузове седан. Покупательский интерес к пятидверкам Ford Focus свидетельствует, что именно эта модель является у нас прообразом настоящего европейского автомобиля гольф-класса.

В три раза меньший объем продаж настоящих европейских хэтчбеков VW Golf.



ВНЕДОРОЖНОЕ БРАТСТВО NISSAN

Класс SUV – второй по приоритетам у соотечественников. Две первые строки занимает продукция из Тольятти - чуть подновившая внешность Niva и ее древняя прародительница Lada 4x4. Но и в этом классе иномарки наступают. Сразу две модели Nissan занимают следующие строчки рейтинга – Qashqai и оригинальный Juke, что в целом даже как-то непривычно. Замыкает популярную российскую пятерку – Volkswagen Tiguan из Калуги. Но очевидно, что до нового года в топ-пятерке появится Renault Duster (12 445 штук), который пока не попал в «пятерку» и даже уступает другому популярному кроссоверу Hyundai ix35 (12 944 штук). Но нельзя сбрасывать со счетов растянувшиеся на срок более чем год очереди за Duster. Это показатель того, что это потенциальный лидер сегмента.

А как обстоят дела в сегменте универсалов? Самый популярный отечественный универсал – Lada Kalina, а самый популярный иномарочный универсал – Ford Focus. Еще неплохо продаются Lada Priora и Chevrolet Lacetti. Вазовскую «четверку» в расчет можно уже не брать – это уходящий автомобиль.

Ясно, что эти цифры отражают движение вперед наших предпочтений и запросов, на которые, как видим, оперативно реагируют зарубежные и отечественные автопроизводители

Отправить статью друзьям: